Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология труда в России 19 века
Показатели существования отдельной научной дисциплины: 1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал; 2) наличие специалистов в данной области, профессионалов; 3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов; 4) информационное обеспечение деятельности профессионалов; 5) материальное обеспечение. 6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр. Методы: - анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности; - распознающий алгоритм; - анализ пословиц и поговорок; - изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения). При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров с описанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения. Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи. При Екатерине II были созданы документы, регламентирующие деятельность ремесленников, купцов. Зотов "Разговор капитана с адмиралом о команде", Батов "Живинка в деле". Все эти пособия требовали анализа профессии, описания необходимых знаний и умений, личностных качеств. В 1789 году Радищев написал "Рассуждения о труде и праздности", затрагивающий вопросы мотивации труда. Во второй половине XIX века основной формой хозяйства стал капитализм. Потребовалось множество квалифицированных кадров, обучающих центров. Повысилось количество травматизма, профзаболеваний, ужесточилась борьба работодателей и рабочих. Все это сделало более актуальными вопросы социальных гарантий, способов оплаты труда. В 1882 году правительство ввело институт фабричных инспекторов и фабричные суды, где работали юристы, врачи, инженеры и педагоги. В 1903 году введен Закон об ответственности предпринимателей за нанесение увечий рабочим. Предприниматели несли убытки, что вынудило их обратиться к научным исследованиям организации труда. Улучшились освещение цехов, опасные части машин стали ограждать, вводился инструктаж по технике безопасности, подбор и медицинское освидетельствование кандидатов на работу. В 1968 году на Съезде железнодорожных врачей была утверждена регламентация условий тестирования. Появился термин "социальная техника", применяемый к проектированию машин. Петр Энельмейер, член московского психологического общества, выполнил работу "Проектирование машин. Психологический анализ".
На ж/д транспорте с опорой на достижения психофизики был подобран состав цветного стекла, были стандартизованы системы управления и сигнальные системы. 1873 г. – доклад Д.Журавского "Техника и администрация" в журнале "Записки императорского технического общества" – посвящен вопросам управления, профотбора и подготовки кадров. 1909 г. там же – статья Мельникова "Аттестация деловых качеств".
2.2.2 Психология труда и смежные дисциплины в России второй половины ХХ века С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология. В большинстве развитых стран сложилась функционально-ориентированная система подготовки специалистов инженерно-технического профиля: инженерная элита готовится в университетах и вузах университетского уровня, а инженеры производственники - в учебных заведениях неуниверситетского сектора. Считается, что главное предназначение инженерного образования заключается в подготовке специалистов способных обеспечить производство конкурентоспособных товаров как на внутренних, так и внешних рынках. Общепринятым является и то, что повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции в значительной степени обеспечивается применением современных технологий, в разработке которых определяющая роль принадлежит инженерам. Общепризнанным является тот факт, что подготовка инженерных кадров должна осуществляться с учетом тесной связи между человеком, социальной средой и техникой. Этим обуславливается необходимость включения в учебные планы инженерно-технических вузов общественных дисциплин, дающих ключ к анализу социальной среды, и психологии, помогающей инженеру лучше понять взаимоотношения между людьми в процессе производства, а также последствия его инженерной деятельности. Многолетняя практика показала целесообразность дифференциального характера подготовки инженеров, как по содержанию, так и по продолжительности обучения в зависимости от характера их будущей деятельности в различных отраслях производства, науки, техники. В объемах выпуска четко выделяются три категории инженеров: инженеры теоретики, генерирующие идеи и разрабатывающие технические науки, новые технологии, материалы и т.д.; инженеры-технологи с высоким уровнем математической подготовки и инженеры по промышленным технологиям, ориентированные на работу непосредственно в сфере производства. Однако, как бы ни классифицировать специфические виды инженерной деятельности, следует указать на ее общую характерную особенность как разновидность преобразующей деятельности, доминирующей в техногенном обществе. Деятельность человека все более и более становится принципиально инновационной. Динамизм современного мира обусловливает сокращение границ применения деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационной активности.
Два направления в психологии обучения 50 - 60-х г. - курс на измерения, поддерживаемый Халлом, и техника поведения Скиннера - развивались независимо, каждое направление привело к открытию и применению различных теорий, правил поведения. В частности, одна из таких новых теорий - математическая психология. Попытки использовать математику в психологических исследованиях предпринимались очень давно. Однако в этих исследованиях математика использовалась исключительно как средство анализа данных, а не для моделирования психологических процессов, таких как рассуждение или принятие решений. Вообще говоря, представить поведение человека в виде математической модели пытались достаточно давно в области обществоведения и, в частности, в экономике. Мощный импульс этому направлению дала монография Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна "Теория игр и экономическое поведение" (1944г.). Однако в области психологии теорию игр стали применять лишь во второй половине 50-х г.г. Математическая психология, унаследовав мощные средства описания из теории вероятности и статистики, прежде всего послужила бурному развитию психологии обучения.
Проблема обучения имеет несколько аспектов: выявление функций обучающегося; изучение свойств среды - источника информации; осмысление особенностей взаимодействия обучающегося и среды. В принципе уровень знаний повышается постоянно по мере абстрагирования их смысла, поэтому функции, которые осуществляет обучающийся, различны в зависимости от уровня представляемой ему информации. То же можно сказать и о среде, которая дает информацию обучающемуся, а уровень предоставления исходной информации зависит, в свою очередь от уровня подготовки обучающегося. Кроме того, наличие взаимосвязи между обучающимся и средой обуславливается его способностями и эффективностью обучения. После получения информации низшего уровня сам обучающийся может повысить ее уровень, следуя соответствующим инструкциям.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.005 с.) |