Психология труда в России 19 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология труда в России 19 века



 

Показатели существования отдельной научной дисциплины:

1) наличие текстов, теоретического анализа, опирающегося на эмпирический материал;

2) наличие специалистов в данной области, профессионалов;

3) организационное обеспечение и оформление деятельности специалистов;

4) информационное обеспечение деятельности профессионалов;

5) материальное обеспечение.

6) методический принцип: наличие методики проведения экспериментов, наблюдений и пр.

Методы:

- анализ методом логической рекострукции психологического знания, основыанной на анализе продуктов жизнедеятельности;

- распознающий алгоритм;

- анализ пословиц и поговорок;

- изучение мифов: мифы – материализованная жизнь народов (пример из работы Рыбакова Б.А. "Язычество у древних славян": введение процесса вдувания воздуха в кузнечные печи > изменение религиозных представлений > изменение обряда захоронения).

При Петре I в 1716 г. был составлен первый воинский Устав для сухопутных офицеров, описывающий более 40 тыс. должностей офицеров с описанием их обязанностей, необходимых профессиональных качеств, регулирующий служебные взаимоотношения.

Книга Суворова "Наука побеждать" содержала управленческие идеи.

При Екатерине II были созданы документы, регламентирующие деятельность ремесленников, купцов.

Зотов "Разговор капитана с адмиралом о команде", Батов "Живинка в деле". Все эти пособия требовали анализа профессии, описания необходимых знаний и умений, личностных качеств.

В 1789 году Радищев написал "Рассуждения о труде и праздности", затрагивающий вопросы мотивации труда.

Во второй половине XIX века основной формой хозяйства стал капитализм. Потребовалось множество квалифицированных кадров, обучающих центров. Повысилось количество травматизма, профзаболеваний, ужесточилась борьба работодателей и рабочих. Все это сделало более актуальными вопросы социальных гарантий, способов оплаты труда. В 1882 году правительство ввело институт фабричных инспекторов и фабричные суды, где работали юристы, врачи, инженеры и педагоги. В 1903 году введен Закон об ответственности предпринимателей за нанесение увечий рабочим. Предприниматели несли убытки, что вынудило их обратиться к научным исследованиям организации труда. Улучшились освещение цехов, опасные части машин стали ограждать, вводился инструктаж по технике безопасности, подбор и медицинское освидетельствование кандидатов на работу. В 1968 году на Съезде железнодорожных врачей была утверждена регламентация условий тестирования. Появился термин "социальная техника", применяемый к проектированию машин. Петр Энельмейер, член московского психологического общества, выполнил работу "Проектирование машин. Психологический анализ".

На ж/д транспорте с опорой на достижения психофизики был подобран состав цветного стекла, были стандартизованы системы управления и сигнальные системы.

1873 г. – доклад Д.Журавского "Техника и администрация" в журнале "Записки императорского технического общества" – посвящен вопросам управления, профотбора и подготовки кадров.

1909 г. там же – статья Мельникова "Аттестация деловых качеств".

 

2.2.2 Психология труда и смежные дисциплины в России второй половины ХХ века

С 30-х годов инженерную психологию “закрыли”. Лишь в 1957 году в связи с появлением новых технологий и восстановлением хозяйства встал вопрос о включении прикладной психологии в рамки науки. За рубежом уже были промышленная и индустриальная психология. В нашей стране появились психология труда и эргономика, а также инженерная психология, возникшая в связи с появлением полуавтоматизированных технических систем. Под руководством Зинченко (Москва) и Ломова (Питер) оформилась в 1959 году инженерная психология.

В большинстве развитых стран сложилась функционально-ориентированная система подготовки специалистов инженерно-технического профиля: инженерная элита готовится в университетах и вузах университетского уровня, а инженеры производственники - в учебных заведениях неуниверситетского сектора. Считается, что главное предназначение инженерного образования заключается в подготовке специалистов способных обеспечить производство конкурентоспособных товаров как на внутренних, так и внешних рынках. Общепринятым является и то, что повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции в значительной степени обеспечивается применением современных технологий, в разработке которых определяющая роль принадлежит инженерам. Общепризнанным является тот факт, что подготовка инженерных кадров должна осуществляться с учетом тесной связи между человеком, социальной средой и техникой. Этим обуславливается необходимость включения в учебные планы инженерно-технических вузов общественных дисциплин, дающих ключ к анализу социальной среды, и психологии, помогающей инженеру лучше понять взаимоотношения между людьми в процессе производства, а также последствия его инженерной деятельности. Многолетняя практика показала целесообразность дифференциального характера подготовки инженеров, как по содержанию, так и по продолжительности обучения в зависимости от характера их будущей деятельности в различных отраслях производства, науки, техники. В объемах выпуска четко выделяются три категории инженеров: инженеры теоретики, генерирующие идеи и разрабатывающие технические науки, новые технологии, материалы и т.д.; инженеры-технологи с высоким уровнем математической подготовки и инженеры по промышленным технологиям, ориентированные на работу непосредственно в сфере производства. Однако, как бы ни классифицировать специфические виды инженерной деятельности, следует указать на ее общую характерную особенность как разновидность преобразующей деятельности, доминирующей в техногенном обществе. Деятельность человека все более и более становится принципиально инновационной. Динамизм современного мира обусловливает сокращение границ применения деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационной активности.

Два направления в психологии обучения 50 - 60-х г. - курс на измерения, поддерживаемый Халлом, и техника поведения Скиннера - развивались независимо, каждое направление привело к открытию и применению различных теорий, правил поведения. В частности, одна из таких новых теорий - математическая психология. Попытки использовать математику в психологических исследованиях предпринимались очень давно. Однако в этих исследованиях математика использовалась исключительно как средство анализа данных, а не для моделирования психологических процессов, таких как рассуждение или принятие решений. Вообще говоря, представить поведение человека в виде математической модели пытались достаточно давно в области обществоведения и, в частности, в экономике. Мощный импульс этому направлению дала монография Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна "Теория игр и экономическое поведение" (1944г.). Однако в области психологии теорию игр стали применять лишь во второй половине 50-х г.г. Математическая психология, унаследовав мощные средства описания из теории вероятности и статистики, прежде всего послужила бурному развитию психологии обучения.
В области психологии есть еще одно направление, которое образовалось чуть позже рассмотренной выше математической теории обучения - во второй половине 50-х. Это психология принятия решений, ведущая свое начало с теории игр. Теорию игр и теорию вероятности (в частности, теорию Байеса) стали использовать для построения эталонной модели рациональных рассуждений человека и сравнивать ее с реальным процессом рассуждений. Внедрение математики в психологию с целью теоретического моделирования породило две противоположные точки зрения. Первая предполагает описание механического слияния стимула и реакции с помощью марковских процессов так, как в математической теории обучения, вторая ведет свое начало от теории игр и предполагает моделирование целенаправленных разумных сторон человека. Каждая из этих двух точек зрения зашла в тупик. Тем не менее каждая из них является результатом добросовестного накопления опыта в строгих психологических экспериментах.
Люди через опыт приобретают разнообразные знания о мире и с их помощью строят предположения о том, какая часть из огромного объема информации в условиях обучения является наиболее важной. Связав воедино информацию, важную для их деятельности в данный момент, и осмыслив ее, они самостоятельно моделируют окружающую среду. Поэтому даже в очень сложной среде, можно с успехом обучаться и соответствующим образом реагировать на новые ситуации. И наоборот, без систематизации разнообразной информации внутри среды (без построения соответствующей модели) обучение не дает результата даже при некотором опыте. Люди учатся через опыт. Однако они не воспринимают всю информацию. Восприятие информации и ее систематизация осуществляется через знания. Поэтому, даже имея опыт, в одной и той же ситуации человек в разное время (т. е. в зависимости от состояния знаний обучающегося) может по-разному осмысливать информацию. Кроме того, человек, опираясь на свои знания, либо изменяет сферу для получения необходимого опыта, либо избегает накопления случайного опыта. В этом смысле наше обучение можно назвать обучением, зависимым от знаний. Обучение человека - это совсем не накопление порции за порцией информации в пустой голове и не упорядочивание ее с помощью каких-то самоконтролирующихся механизмов. В пустую голову информация не попадает, а если и попадает, то ее упорядочивание невозможно.

Проблема обучения имеет несколько аспектов: выявление функций обучающегося; изучение свойств среды - источника информации; осмысление особенностей взаимодействия обучающегося и среды. В принципе уровень знаний повышается постоянно по мере абстрагирования их смысла, поэтому функции, которые осуществляет обучающийся, различны в зависимости от уровня представляемой ему информации. То же можно сказать и о среде, которая дает информацию обучающемуся, а уровень предоставления исходной информации зависит, в свою очередь от уровня подготовки обучающегося. Кроме того, наличие взаимосвязи между обучающимся и средой обуславливается его способностями и эффективностью обучения. После получения информации низшего уровня сам обучающийся может повысить ее уровень, следуя соответствующим инструкциям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.005 с.)