Монотонность труда. Условия труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монотонность труда. Условия труда



Монотонность -однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижения интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов:

а) многолетнего опыта;

б) рутинной работы;

в) отсутствия вовлеченности в трудовой процесс;

г) воображения и творческого подхода;

д) физических перегрузок.

Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение ТБ труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха.

Мероприятия по борьбе с монотонностью:

1) расширение круга обязанностей;

2) усложнение работы или обогащение такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника

3) руководитель должен установить режим и график работы сотрудников

Перерывы для отдыха необходимы в любой профессиональной деятельности, причем частота этих перерывов больше зависит от монотонности работы, чем от ее интенсивности. При этом предполагается, что работник не находится в состоянии физиологического стресса; если же он находится под влиянием стресса, то тогда перерывы для отдыха можно рассчитать исходя из показателей расхода энергии. В современных условиях проблемы, связанные с перерывом для отдыха, носят, как правило, психологический характер и зависят от внимания и мотивации работника. Если работа не имеет жесткого, заранее заданного ритма, то работник, имея определенный стимул для своевременного выполнения задания, вырабатывает собственный оптимальный режим перерывово для отдыха. Если же работа подчинена строгому ритму, перерывы для отдыха должны быть предусмотрены специально, для этого, например, допускается на производстве останавливать конвейер. Изменение характера работы может оказаться столь же благотворным, как и отдых.

4) обратить внимание на социальные и физические условия труда:

- на уровень шума в помещении;

- цветовая гамма помещения, особенно важна инженеру-строителю; освещение.

Свет делает все вещи видимыми. В темноте наше сознание становится неустойчивым. Слишком яркий свет ослепляет нас, и вещи, как и в темноте, становятся невидимыми. Тусклый свет, например, при тумане, вызывает чувство неуверенности: вещи узнаются лишь по их контурам. В результате - напряженность, изнеможение, а нередко и опасность. При дневном свете человек чувствует себя уверенно. Когда он ясно видит, что его окружает, он забывает страх. Подобно тому, как свет и темнота совершенно по-разному действуют на наше сознание, точно так же по-разному действуют на нас различные цвета.

При художественном оформлении помещений необходимо учитывать, что каждому цвету свойственна своя эмоциональная функция. Цвета могут создавать впечатление легкости, высоты, тяжести, широты, создавать веселое или грустное настроение. Играть на палитре цветов нелегко. Плохо, если при подборе красок подходят к делу только технически. С помощью одной техники художественно оформить помещение невозможно. Вместе с тем освоение цветовой техники является для инженера и архитектора обязательным условием в трудном деле правильного целенаправленного оформления помещения.

Можно, например, правильной окраской приглушить впечатление хаоса железных конструкций в цехе, или солнечно-желтой окраской потолка устранить впечатление тяжести, нависающей над головой, и создать иллюзию солнечного освещения. Мощные колонны, несущие тяжесть черного, синего или коричневого потолка, не следует окрашивать в белый или желтый цвет. Правильно окрашенные в более тяжелые цвета колонны как бы оптически передают нечто от себя потолочным конструкциям, прогонам, узлам связи. Потолок требует, чтобы несущие колонны были окрашены в более сильные и темные тона или противоположные потолку цвета, которые уже по своей интенсивности являются более сильными и активными. Цвет воспринимается как тяжелый тогда, когда он включает в себя в качестве компонента красноту или какой-либо затемняющий цвет. Даже розовый цвет с примесью красноты не является легким цветом. Окраска вертикальных опор в зеленый цвет может быть допустима, когда зеленый цвет утяжелен соответствующей примесью или когда эти вертикальные опоры в своей совокупности образуют общую поверхность, как, например, в заводском помещении, где из-за многочисленных опор едва видны стены. Там же, где сквозь незначительное количество несущих опор или колонн ясно просматривается все пространство помещения, вертикальные элементы могут быть окрашены в теплые, содержащие красноту тона, или в тяжелые цвета Несущие опоры могут быть расположены у самой стены, и тогда они как бы составляют ее часть. В этом случае стены и опоры образуют единую поверхность и последние могут быть окрашены, хотя и не обязательно, в один цвет со стенами. Свободно же стоящие опоры оптически связаны непосредственно с потолком и могут быть окрашены в более светлый цвет, чтобы придать им некоторую легкость в соответствии с легким цветом потолка. Применять для окраски потолка тяжелые тона имеет смысл только тогда, когда потолки в помещении очень высоки, и поэтому желательно их оптически снизить. Если потолки деревянные и мы, кроме того, повторим теплые тона в окраске панелей и в несколько более осветленном виде при окраске пола, то этот теплый тон будет как бы полностью "обнимать" все помещение. Правильное оформление помещений требует логического соответствия формы и цвета. Так, стена, на которой рельефные линии выполнены в определенном направлении "не терпит" красного цвета. Красный цвет - очень активный, но он не способен выявить особенности структуры окрашиваемой поверхности. Здесь будут более уместны приглушенные тона. С другой стороны, когда в структуре окрашиваемой поверхности вертикальные линии выражены достаточно четко, подходящим оказывается красноватый цвет, а не зеленый. Тот или иной цвет воспринимается различно в зависимости от того, какова окрашиваемая поверхность: так, например, блестящая или матовая, зернистая, рифленая или гладкая. Красный цвет на лакированной поверхности выглядит совершенно иначе, чем на матовой. Это важно учитывать при подборе цвета. Так, очень блестящие двери допустимы в туалетах, коридорах и т.д., но в рабочих помещениях двери желательно окрашивать в шелковистые или матовые тона. Есть цвета, которые сами по себе создают впечатление шелковистости. В черном шелке нам нравится не только сама чернота, но и то, что черный цвет "поднят" блеском ткани. Бархату из-за особенности его фактуры свойственны черные, тяжелые фиолетовые, красные цвета, а также коричневые и теплые желтые тона. Окраска прозрачных поверхностей не терпит землистых и мрачных тонов. Желтый цвет прозрачного стекла, освещенного солнечным светом, становится богаче и теплее, а золотой и оранжевый становятся "жаркими", превращаясь в благородный огненный цвет. Солнечный свет, проходя через фиолетовое и синее стекла, окрашивает их в "сумеречные" цвета, а проходя через зеленое стекло, делает зеленый цвет холодным. Цвет должен играть в солнечных лучах. Стена отбрасывает отблески своего цвета на противоположную стену. В такой игре цветов принимают участие пол и потолок, пол и стены, потолок и колонны.
По-разному воспринимается зеленый цвет на солнечном свету и тени. Стена, находящаяся в тени, выглядит темнее противоположной стены. Но окрасим стену, затененную, в более светлый зеленый цвет, и тогда обе стены приобретут одинаковый тон. Помещение обычной кубической формы в своей пластике мало интересно, даже если оно несколько оживлено игрой цветов. Сводчатые помещения, мягкие формы, закругленные края как будто созданы для выполнения художественного перехода от одного цвета к другому. Такой переход цветов может быть достигнут окраской с помощью обрызгивания. Постепенный переход одного цвета в другой должен соответствовать естественной очередности тонов в зависимости от усиления или уменьшения интенсивности цвета. Надо избегать произвольного, ничем не оправданного расчленения помещения на отдельные зоны. Стенные фризы следует, как правило, делать только там, где потолок окрашивается в темный цвет или тогда, когда два противоположных цвета должны быть отделены выравнивающим средним по отношению к ним цветом, например, когда розовый потолок не может непосредственно контактировать со светло-зелеными стенами. В этом случае возможна нежная желтая промежуточная зона. Пол, раскрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены произвели бы на человека неприятное впечатление, которое осталось бы у него и после выхода из помещения. Один и тот же прием оформления различных элементов (зон) помещения по-разному действует на человека, потому что человек по-разному относится к отдельным зонам помещения. Осматривая помещение, человек больше внимания уделяет стенам и именно нижней их части. И все же важно правильное оформление всех зон помещения. Цветовое расчленение пола может оптически удлинить или укоротить. Окраска пола полосами приковывает внимание в определенном направлении. Конечно, сильно расчлененный окраской пол повлияет и на окраску стен. При окраске стен необходимо применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола. Пол, выполненный из натуральных материалов (камня или дерева), требует для стен большей красочности, чем пол, раскрашенный под камень или дерево и покрытый лаком. Пол в отличие от стен допускает механическое повторение одного и того же рисунка или геометрических фигур с использованием сильных чистых и контрастных цветов. При окраске пола в один цвет желательно применять тона, несколько приглушенные. При подборе гардин и занавесей мы чувствуем себя неуверенно. Конечно, чтобы подобрать гардины веселой расцветки для комнаты, окрашенной в белый цвет, большого искусства не требуется. Но подобрать гардины или занавеси для комнаты с цветными стенами и потолком значительно труднее. Цвет гардин может содержать в себе смесь цветов потолка и стен, но должен быть ярче стен. Если, например, в расцветке стен замечается только некоторая примесь оранжево-красного цвета, то гардинам лучше быть интенсивно медно-красными. Рисунок на гардинах может оптически разрывать и расчленять помещение. Белый цвет может быть применен только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя "агрессивными" тонами или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения. Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушения при движении автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например, противопожарный огненно-красный знак, логичным фоном для него будет белый цвет.
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений. В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета - чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный - на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так "тепло", как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же. В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в "горький" цвет, прежде всего в синий. Психологически дверь является важной частью помещения. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они или как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому. Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Скрыть двери путем окраски их в тот же цвет, что и стены, можно только тогда, когда этих дверей в помещении так много, что они нарушают впечатление целостности стен и всего помещения. Цвет дверей должен соответствовать тону стен, потолка и пола. Если, например, потолок красный, стены перламутрово-серые, а пол черный с белыми разводами, то введение нового цвета (предположим зеленого), приведет к разрыву единого цветового комплекса. В данном примере дверь может быть окрашена в красный цвет, или в темно-серый либо в оба цвета (с обводкой одного цвета). При желтом потолке, зеленых стенах и красно-коричневых полах цвет дверей может получить средний тон между цветом потолка и полов. Иногда неплохо окрасить двери в цвет потолка, но более темного тона. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчеркивает большую замкнутость и ограничение от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены - в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Приведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий - тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В учебной аудитории зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный.

Классификация цветов по их психологическому воздействию

1 Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

- красный - волевой, жизнеутверждающий;

- кармин - повелевающий, требующий;

- киноварь - подавляющий;

- оранжевый - теплый, уютный;

- желтый - контрактирующий, лучезарный.

2 Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

- фиолетовый - углубленный, тяжелый;

- синий - подчеркивает дистанцию;

- светло-синий - уводит в пространство, направляющий;

- сине-зеленый - подчеркивает движение, изменчивость.

3 Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

- розовый - нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

- лиловый - замкнутый, изолированный;

- пастельно-зеленый - ласковый, мягкий;

- серовато-голубоватый - сдержанный;

4 Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

- чисто зеленый - требовательный, освежающий;

- оливковый - успокаивающий, смягчающий;

- желто-зеленый - изысканный, претенциозный.

5 Цвета глухих тонов:

- которые не вызывают раздражение (серые);

- гасят его (белый);

- помогают сосредоточиться (черный).

К ним относятся две группы смешанных цветов.
Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие инертно, вяло:

- охра - смягчает рост раздражения;

- коричневый, землистый - стабилизирующий;

- темно-коричневый - смягчающий возбудимость.

Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

- темно-серые;

- темные - зелено-синие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.179 (0.032 с.)