Принципы формирования национальной модели экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы формирования национальной модели экономики



.

 

Необходимо выделить два определенных принципа формирования национальных моделей экономики.

Во-первых, объективные тенденции формирования экономических систем и экономического строя общества. Анализ данных тенденций, закономерностей должен показать, какие формы развития экономики страны, ее «идеальная» экономическая система в исторической перспективе неизбежны. Это не означает, что данный прогноз, который неизбежно должен носить в значительной мере нормативный характер, обязательно будет осуществлен на практике в тот или иной период. Однако изменения, осуществляемые обществом, должны находиться в русле данных тенденции и учитываться при формулировании экономической политики государства.

Во-вторых, неэкономические особенности страны. Анализ таких особенностей позволяет оценить и спрогнозировать особенности функционирования национальной экономической системы. При этом особо следует учитывать следующие группы факторов.

♦ Естественные особенности страны. Особенности казахстанской экономики в значительной степени связаны с наличием богатых природных ресурсов и огромной территории (по занимаемой территории Казахстан входит в первую десятку крупнейших стран мира, занимая девятое место), с небольшой численностью населения и низким значением плотности расселения населения (5,6 человека на 1 кв.м.). Отсюда специфика структуры экономики и капиталовложений, значимость региональных различий.

♦ Особенности исторического развития — также важнейший фактор формирования национальной экономики. При этом в каждый данный момент времени различное воздействие оказывают на экономику общее историческое развитие страны и ее новейшая история. Длительное совместное историческое развитие Казахстана и России, а также других государств на территории бывшего Советского Союза в решающей степени предопределили все стороны их экономической жизни — структуру и формы организации хозяйства, международные связи и т.д. Новейшая история — развал единого государства — еще длительное время будет определять экономическое развитие всех государств бывшего СССР, включая Казахстан. Американская модель развития, ориентированная на свободную конкуренцию, своим своеобразием обязана в значительной степени истории формирования США, когда освоение огромной территории страны происходило при постоянной иммиграции. Исторический фактор существенно влияет и на степень радикализма тех или иных экономических мер, а зачастую и на конкретные экономические решения государств. Это особенно проявляется при выборе партнеров по внешнеэкономической деятельности, ориентации государств на те или иные экономические группировки и т.д.

♦ Наиболее глубинные основы формирования национальной модели экономики определяются цивилизационными факторами. Последние, характеризуя сложившиеся культурные, религиозные и другие традиции и ценности страны, передаются из поколения в поколение и стимулируют или ограничивают преобразования, придают им своеобразную форму, учет этих особенностей в экономической политике, как правило, позволяет интенсифицировать преобразования и создать национальную модель экономики, которая в наибольшей степени отвечает традициям конкретной страны. Особенности казахстанского общества, заключающиеся в этническом разнообразии- наличии 130 народов и народностей, различных по языку и культуре, но тесно связанных общностью исторических судеб, накладывают отпечаток на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на экономическую.

.

 

♦ Особое воздействие на формирование модели национальной экономики оказывает и выбор экономической политики государства. Курс экономической политики, как правило, связан с особенностями государственной власти и ее организации. Например, во многом с действием данного фактора связаны отличия в выборе варианта преобразований в национальных экономических системах стран СНГ. Политическую модель Казахстана можно определить как суверенное государство, обладающее целостной, неделимой и неприкосновенной территорией, строящей свои отношения со всеми государствами на принципах международного права. В соответствии с Конституцией Республика Казахстан – это демократическое, светское, правовое, социальное государство с президентской формой правления, идеологическим и политическим многообразием. Как отмечает президент РК Н.Назарбаев в предисловии к своей книге «Казахстанский путь»: «Лидерство Казахстана основывается на удачно выбранной политико-экономической модели переходного периода: сильная президентская власть плюс быстрые и энергичные экономические реформы. Наша модель заключается в синтезе радикальных, но не «шоковых» реформ, ориентированных на построение основ рыночной экономики и демократизацию, но не ослабление государственной власти».

.

2.2. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Эта ключевая роль заключается в том, что рынок — господствующая форма координации экономической деятельности, определяющая характер связей производства и потребления в обществе, и основная форма хозяйствования в обществе. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом, — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX в. произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность и тем самым развитие капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная экономика как единство микро и макроуровней экономической системы объединяет в себе все указанные элементы. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда особая задача, стоящая перед экономикой Казахстана, и этап формирования новой национальной модели экономики — создание рыночной системы как основы экономики.

 

Современную экономику характеризует объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства. Она стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствуют не просто о воздействии государства на ход воспроизводства путем устранения недостатков рынка, что имело место и ранее, а о новом явлении — сознательном и постоянном регулировании всего национального хозяйства.

Принципиальный вывод о необходимости такого регулирования был сделан еще в конце XIX в. Однако если взять хозяйства развитых стран, то регулирование их экономической жизни, независимо от доктрин, провозглашаемых сторонниками либерализма или кейнсианства, стало реальной практикой только во второй половине XX в. Хотя в последнее десятилетие этот рост замедлился, а в некоторых странах прекратился, это не может отменить данный общий вывод.

 

В регулировании экономики возрастает роль не только государства, но и других структур (крупных корпораций), в связи с тем, что основное звено экономики все больше отходит от специализации на производстве какого-либо вида продукта и возникают формы обобществления, охватывающие все народное хозяйство страны и даже хозяйства нескольких стран. Сознательный учет последствий производства того или иного изделия для основных звеньев становится правилом их хозяйственной деятельности. В регулировании всей экономики все большую роль играют, наряду с государством, не только корпорации, но и международные структуры. Однако нельзя не видеть того, что это регулирование является регулированием рыночной экономики, которая остается господствующей формой хозяйства. Это говорит о том, что становление регулирования всей экономики не означает вытеснения и отмирания рыночного хозяйства.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Этой тенденции необходимо придерживаться и при формировании современной национальной модели экономики.

Ясно обнаружилась тенденция к формированию социалъно-устойчивых обществ, в которых создаются условия для социально-устроенного существования всех граждан.

Эта тенденция проявляется в экономическом развитии всех развитых государств. Она имеет свою логику развития, не сводимую к рыночной эволюции. В Казахстане достигнуто межнациональное согласие внутринациональное единство среди казахского народа, религиозная терпимость и свобода вероисповедания, обеспечившие идейную консолидацию общества.

Социально-экономическое развитие обществ, развитие экономических систем всегда включает в качестве внутреннего, имманентного, момента обеспечение условий жизнедеятельности всех членов общества. Независимо от сословий, классовой, национальной принадлежности отдельных членов общества последнее не может развиваться без воспроизводства человеческого фактора производства, обновления образовательного, культурного и научного потенциала, достойного существования не только работающих, но и неработающих его членов. По оценкам ученых удельный вес человеческого капитала в национальном богатстве Казахстана в начале ХХ1 века составляет 1/3 часть, в связи с чем возрастает его значимость. Поэтому перед казахстанским обществом стоит задача модернизации системы образования и обеспечения условий для развития конкурентоспособной личности.

Социальное благополучие, социально-устойчивое положение граждан в начале XXI в. становятся столь же активным и самостоятельным фактором экономического развития, что и труд, капитал, технология, предпринимательство. Практический опыт функционирования современных экономических систем показывает, что во второй половине XX в. в мире сформировались особые национальные модели обеспечения социальной устойчивости общества. Социальное благополучие всех членов общества — важнейшая составляющая часть и признак, доминанта развитой экономики начала XXI в.

 

Ясно обнаружилась еще одна тенденция. В зависимости от социальной модели страны формируется не только доля государственных расходов, но и соответствующая система налогообложения, система трансфертов, параметры занятости женщин, система социального обеспечения.

Из сказанного следует, что Казахстан и другие страны в поисках своих национальных моделей развития не должны оказаться вне путей реализации общемировых тенденции к социально-устойчивому устройству. Попытки упростить проблему, рассмотреть содержание социально-экономической ориентации переходной экономики лишь через призму общего элемента переходной системы — рыночные отношения — противоречат общемировым тенденциям XXI в.

Экономика современных государств — это открытая экономика. Подобная тенденция была устойчивой на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX в. она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, в соответствии с которой в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики во все большей степени сопровождается интеграционными процессами, что создаёт новые возможности для взаимопроникновения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Опыт развития бывших социалистических государств показал, что игнорирование данной тенденции ведет к потерям эффективности, ослаблению конкурентных стимулов для собственного производства. Вместе с тем в XX в. подтвердилось и то, что экономика той или иной страны не существует вне национальных границ и воспроизводство всегда осуществляется, прежде всего, как национальное воспроизводство. Следовательно, возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства, обеспечивающей экономическую независимость страны.

Вышеперечисленные тенденции развития экономики в XX в. стали возможны благодаря преобразованиям в технологической основе экономики, а именно переходу от индустриального развития к постиндустриальному. Он характеризуется вытеснением старых, основанных на машинной технике, технологий и появлением новых. Развитие биотехнологий, информатизация, бурный прогресс микроэлектроники и компьютерной техники, опережающее развитие наукоемких отраслей, высоких технологий, изменение традиционных представлений об эффективном производстве, опережающий рост сферы услуг, новые экологические требования к производству и жизни общества — эти и другие процессы стали признаками современной экономики.

На этой основе развиваются и новые тенденции в ключевых отношениях экономической сферы — собственности, распределения и т.д. На новой технологической базе формируется многообразие форм собственности с явной тенденцией к приоритетному развитию ассоциативных, комбинированных и смешанных форм, а также к широкому распространению новых форм распределения, основанных на участии граждан в управлении деятельностью экономических единиц и более справедливом доступе к собственности.

.

Таким образом, во второй половине XX — начале XXI в. в развитых государствах сформировался новый, присущий XXI в. тип экономических систем — новая смешанная экономика, которая сочетает в себе в различных формах и соотношениях разнородные экономические отношения. В отличие от смешанной экономики середины и второй половины прошлого века, которая основывалась на единстве рынка и государства, основой такой экономики является сочетание трех базовых отношений — рыночной системы координации, сознательного государственного регулирования экономики и социальной устойчивости.

.

 

.

 

Тема3. Собственность и ее преобразование в переходной экономике.

Цель лекции: раскрыть сущность и экономическое содержание отношений собственности.

Вопросы лекции:

3.1.Место отношений собственности в экономической системе

3.2. Формы собственности в рыночной экономике.

3.3.Разгосударствление и приватизация собственности ы РК:цели,методы,этапы и результаты.

Собственность относится к числу наиболее важных категорий экономической теории. История экономической жизни общества показывает, что в обществе постоянно происходит процесс перераспреде­ления объектов и прав собственности.Экономическая наука всегда уделяла особое внимание этой проблеме. На стыке экономики и права предпринимаются неоинституциональные исследования собственности.В традиционном понимании собственность трактуется чаще всего как юридическое понятие, отражающее законодательное регули­рование имущественных отношений. На поверхности явлений собственность высту­пает как имущественное отношение, фиксирующее что, кому и в каком количестве принадлежит.

Вопросы собственности рассматриваются в законодательстве РК на разных уровнях: в Конституции РК, в Гражданском кодексе, в специальных законах и иных нормативных актах. Изложение соответствующих статей имеет определенную логику и охватывает три аспекта: субъекты, объекты и содержание права собственности.В разделе II «Права собственности и иные вещные права» ГК РК излагается содержание права собственности. Здесь конкретизируется конституционное положение о том, что в Казахстане признаются частная, государственная и иные формы собственности. Специально раскрыто содержание права собственности. Отмечено, что собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом. Он может совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и другим правовым актам. Собственник может по своему усмотрению передавать другим лицам права владения, пользования, распоряжения на свое имущество, а также распоряжаться им иными способами. В Гражданском кодексе содержится характеристика права собственности, ее субъектов, объектов, приводится разграничение права собственности граждан и юридических лиц, раскрывается содержание права государственной и частной собственности. Специально рассмотрены вещные права лиц, не являющихся собственниками. В ходе преобразований происходит создание определенной законодательной базы для юридического определения форм собственности и регламентации ее использования. Теория и практика собственности постоянно развиваются и обогащаются новыми законодательными актами.

Нормы права, во-первых, фиксируют статику имущества физических и юридических лиц, определяя основания законной принадлежности имущества и гарантируя его суверенность. Во-вторых, право регулирует динамику имущества, т. е. его оборот, в результате чего происходит сме­на собственников. Следует отметить, что право оперирует с уже существу­ющим имуществом и поэтому его возможности отражения происхожде­ния благ, превращаемых в имущество, ограниченны. Право не отвечает на вопрос и о том, как происходит увеличение благ в качестве объектов собственности, как происходит их распределение, в результате чего одни становятся сверхсобственниками, а другие, по существу, лишены соб­ственности. То есть юридическая наука не рассматривает реальный эко­номический процесс присвоения, который приводит к образованию благ, превращаемых в имущество. Законами реального процесса присвоения в производстве и распределении благ занимается экономическая теория.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.214.79 (0.034 с.)