Тема 13. Экологическая политика Казахстана. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Экологическая политика Казахстана.



Цель лекции:

Вопросы лекции:

1. Концепция перехода РК на путь устойчивого развития.

2. Цели и инструменты экологической политики.

Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое определение: «Политика экологическая — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Виды экологической политики:

1. Глобальная — проведение международных, политических и внешнеэкономических акций с расчетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределение между странами.

2. Государственная — социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.

3. Региональная экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.

4. К местной экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств; организация разработки местных экологических программ и проектов.

5. Корпоративная экологическая политика. После получения экологией доминирующего статуса в системе общественных ценностей предприятие уже не может обойтись без отображения своей экополитики в долгосрочных планах. Экополитику сельскохозяйственного объекта необходимо рассматривать как стратегический элемент долгосрочного планирования.

Республика Казахстан, занимая территорию в 272,5 миллионов гектаров (данные статистической отчетности на 1 января 1998 года), из стран СНГ по размерам площади находится на втором месте после Российской Федерации. Здесь как бы смыкаются суровая Сибирь и знойная Средняя Азия, горная тайга и пустыня, обширные равнинные степи и покрытые вечными снегами горы. По физико-географическому районированию территория нашего государства представлена лесостепной, степной, пустынной и горной зонами со значительным преобладанием ландшафтов степной и пустынной зон (более 80% общей площади). Характерной особенностью Казахстана является и его внутриконтинентальное положение в центре Евроазиатского материка, что существенно сказывается на всем облике его обширного пространства, особенностях гидрографии, почвенно-растительного покрова и животного мира.

По разнообразию и запасам полезных ископаемых, источникам энергии (в том числе и углеводородного сырья), по площади пахотных земель и пастбищных угодий наша страна является одной из богатейших в мировом сообществе. В то же время создание крупнейших территориально-производственных комплексов, экстенсивное природопользование, ведомственный монополизм, отсутствие действенного государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов привели к прогрессирующему ухудшению состояния окружающей среды. Аридный климат в большинстве регионов Казахстана замедляет биологический круговорот и затрудняет самовосстановление растительного и животного мира. Наиболее опасные проявления дестабилизации экологической обстановки отмечаются в виде опустынивания территорий, загрязнения и истощения водных ресурсов, ухудшения состояния атмосферного воздуха, активизации опасных стихийных природных проявлений и промышленных катастроф, безмерного накопления отходов производства и потребления (в том числе особо опасных и токсичных), обезлесения, деградации пастбищных угодий, сокращения видового биологического многообразия.

В Приаралье, в зоне Семипалатинского испытательного ядерного полигона и в других регионах уже воочию проявляется явно выраженная утрата окружающей средой необходимых условий для жизни и здоровья населения, что подтверждается наблюдаемыми значительными изменениями на генетическом уровне. Сброс промышленных сточных вод, эксплуатация нефтяных скважин, стоки и смывы с сельскохозяйственных полей катастрофически загрязняют Урало-Каспийский бассейн. Здесь, вследствие ухудшения условий обитания, отмечается массовая гибель водоплавающей птицы, заболевания животных (особенно каспийского тюленя) и ценных пород осетровых рыб. В бассейне Иртыша образовалась свинцово-цинко-мышьяковистая техногенная биохимическая провинция с содержанием тяжелых металлов, превышающим в десятки раз предельно допустимые концентрации (ПДК). Кризисная экологическая ситуация складывается в Или-Балхашском водохозяйственном бассейне, который систематически загрязняется тяжелыми металлами, коллекторно-сбросными водами орошаемых полей, минеральными удобрениями и ядохимикатами. Сегодня практически на всем пространстве государства возникли свои экологические проблемы, включая даже особо охраняемые природные территории (отдельные заповедники, заказники, национальные парки и т.д.).

В связи с распадом СССР и провозглашением в декабре 1991 года суверенитета Республики Казахстан было положено начало демократическим преобразованиям в стране и переходу от центрально планируемой к рыночной экономике. Страна, как было отмечено выше, унаследовала тяжелое экологическое положение, экономику с энергоемким и материалоемким производством, с устаревшими и загрязняющими окружающую природную среду технологиями. Поэтому необходимость совершенствования экологического планирования, управления природоохранной деятельностью и интеграция политики в области окружающей среды с политикой в других областях (экономической, правовой, социальной, идеологической и других) должны были стать неотъемлемой частью всего процесса становления и развития суверенного Казахстана.

Пунктом 1 статьи 31 основного закона - Конституции Республики Казахстан 1995 года установлено: “Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека”. Исходя из этих конституционных основ государства, очень актуальными являются предложения Председателя Президиума Казахского общества охраны природы, доктора технических наук, профессора Телемтаева М.А. в его публикации “Национальная идея казахстанского народа” (Наука Казахстана, № 2 (134), 16-31 января 1999 года). Автор публикации абсолютно прав, когда констатирует, что “Реализация национальной идеи возможна только через триединство политик: экологической, социальной, экономической

Экологические приоритеты

В Концепции экологической безопасности на 2004–2015 гг. и Программе охраны окружающей среды Республики Казахстан на 2005–2007 гг. экологические приоритеты разделены на два основных направления:

1. Оптимизация системы управления качеством окружающей среды (совершенствование законодательной базы; обеспечение планирования на государственном и местном уровнях; совершенствование системы контроля; развитие мониторинга; межсекторальное сотрудничество; совершенствование экономических механизмов; развитие механизмов социального партнерства; совершенствование системы экологического образования);

2. Снижение влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (смягчение влияния изменений климата; сохранение биоразнообразия; реабилитация полигонов военно-испытательного комплексов; зоны экологических катастроф, шельф Каспийского моря, эффективность водных ресурсов, предупреждение загрязнения воздушного бассейна; управление промышленными и бытовыми отходами; изучения зависимости уровня заболеваемости населения и качества окружающей среды).

Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007–2024 гг. устанавливает следующие приоритеты.

• Внедрить трансрегиональный экосистемный принцип выполнения программ устойчивого развития для регионов Казахстана.

• Установить цели устойчивого развития для всех трех крупных отраслей промышленности и предприятий энергетики, определить временные рамки и механизмы перехода к наилучшим имеющимся технологиям.

• Внедрить более эффективный экономический механизм охраны окружающей среды, в том числе с целью внедрения стратегии чистого производства.

• Разработать альтернативные системы энергетики.

• Использовать ключевые положения и механизмы международных соглашений для мобилизации ресурсов для повышения экологического профиля промышленности Казахстана («зеленые инвестиции»).

• Ликвидировать «историческое загрязнение» на территории Казахстана, продвигать систему управления отходами.

Оценки степени риска позволят повысить эффективность государственного экологического контроля за счет его концентрации на объектах повышенной опасности, при одновременном снижении административной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, где риск совершения правонарушений минимален. Кроме этого, при соблюдении квалификационных требований и отсутствии правонарушений, система оценки рисками дает возможность стимулирования юридических лиц путем их перевода в категорию риска с более мягким режимом контроля.

Также утверждены:

· Форма проверочного листа по проверкам природопользователей совместным приказом Министра охраны окружающей среды РК (№47-п от 23.02.10г.), Министра экономики и бюджетного планирования РК (№104 от 25.02.10г.);

· Формы обязательной ведомственной статистической отчетности по проверкам в области охраны окружающей среды совместным приказом Министра охраны окружающей среды РК (№46-п от 23.02.10г.) и Министра экономики и бюджетного планирования РК (№105 от 25.02.10г.) Председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК (№ 40 а/д 26.02.10г.).

Кроме того, все проверки субъектов предпринимательства осуществляются путем регистрации в органах правовой статистки и специальных учетов Генеральной прокуратуры. На стадии регистрации актов о назначении проверок определяется их законность, то есть соответствие установленным требованиям действующего законодательства. По мере завершения проверок в органы правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры представляются талоны, отражающие сведения о результатах проверки. Ежеквартально территориальными подразделениями Комитета экологического регулирования и контроля проводится сверка зарегистрированных проверок хозяйствующих субъектов. На основании вышеизложенного, отмечаем, что реализация требований действующего законодательства Республики Казахстан позволила выработать меры по мониторингу законности проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.008 с.)