ТОП 10:

Методы государственного регулирования рынка труда



Как показывает мировой опыт, на рынке тру­да государство всегда действует активнее, чем на других рынках. И это понятно, ибо носители рабочей силы — граждане, интересы которых оно призвано защищать. Государство вмешивается в рыночные отношения каждый раз, когда рынок или не срабатывает, или приводит к последствиям, которые не согласуются с распространенными в обществе пред­ставлениями о справедливости. Государственное регулирование в отличие от рыночного, которое достигается с помощью добровольных сделок на рын­ке, базируется на официальных предписаниях и рекомендациях. В завершенном виде система государственного регулирования трудо­вых отношений сложилась в послевоенные годы. Существенную роль в данном процессе сыграли конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), в работе которой принимают участие представители правительств, профсоюзов и предпринимателей. Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны-члена МОТ нормы конвенции имеют лишь в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации же МОТ ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства. Основными направлениями деятельности государства на рынке труда являются регулирование оплаты труда, занятости, режима и условий труда. Регулирование оплаты труда осуществляется через следующие фор­мы основных государственных гарантий по оплате труда:

- величину минимальной заработной платы;

- меры, обеспечивающие повышение уровня реальной заработной платы;

-ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

- ограничение оплаты труда в натуральной форме;

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с республиканскими законами;

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной вып­латой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оп­лате труда;

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым кодексом Республики Казахстан, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

- сроки и очередность выплаты заработной платы.

Изменение характера трудовых отношений предполагает создание ме­ханизма согласования интересов, выработки эффективных решений на рын­ке труда. Это достигается во многом благодаря социальному партнерству.

Социальное партнерство

Социальное партнерство— это система взаимоотношений между работниками, работодателями иорганами исполнительной власти по гармонизации их интере­сов, регулированию трудовых отношений.

Теория и практика социального партнерства сложилась в послевоенные годы на Западе (речь, прежде всего, идет о западноевропейских и скан­динавских странах). В последние годы освоение практики партнерства происходит и в Казахстане.

Социальное партнерство сохраняет и развивает договорный характер отношений на рынке труда, но при этом качественно отличается от тех договорных отношений, которые складывались на этом рынке, на протяжении всей истории. Речь теперь идет не просто о возможности нахождения компромисса интересов работодателя и наемного работника, а об об­щности этих интересов. Объективная основа такой общности — эконо­мический рост и распределение его результатов между работодателем и работником. Благодаря партнерству меняется характер отношений на рынке труда. Социальное партнерство, фиксируя общность интересов, тем самым означает, что в развитии производства заинтересован не только работодатель, но и работник, и, следовательно, они должны сообща ис­кать пути такого развития, сотрудничать в их реализации и на этой осно­ве полнее претворять в жизнь свои интересы.

Совершенствование форм и методов осуществления социального парт­нерства привело к идее «трипартизма», согласно которой социальное парт­нерство обеспечивается взаимодействием трех субъектов: государства, ра­ботодателя и работника. Непосредственное участие государства в перегово­рах работодателя и работника необязательно (если оно имело место, то оформляется трехстороннее соглашение). Но даже если государственные органы непосредственно не участвуют в переговорах, государство в любом случае вырабатывает «правила игры», устанавливает соответствующие ориенти­ры, выступает и в роли арбитра, и в роли гаранта достигнутых соглашений.

Весьма актуальной для коллективных переговоров является пробле­ма улучшения условий труда. В Республике Казахстан отношения в области охраны труда регулируются Законом РК «О безопасности и охране труда», принятым в феврале 2004 г. 27 января 2005 г. постановлением Правительства РК была утверждена программа обеспечения безопасности и охраны труда Республики Казахстан на 2005-2007 годы. В 2005 г. численность работников занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям составляла 20,5 % и возросла по сравнению с 2000 г. на 2,5 % ( было 18,0 % ). Ежегодно допускается свыше трех тысяч несчастных случаев. В 2005 г. на производстве погибло 357 человек, на диспансерный учет было поставлено 279 человек.

Система социального партнерства, являющаяся одним из институтов рынка труда, находится в Казахстане на стадии формирования. Одно из главных препятствий в ее становлении — отсутствие во многих коммерчес­ких структурах профсоюзных организаций.

Становление рынка труда в настоящее время вступает в свою ключе­вую фазу, когда фактически должно завершиться формирование основ­ных субъектов, механизма и всех других необходимых институтов рын­ка труда. Совершенствование трудовых отношений должно стать важной основой поддержания социальной устойчивости.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.006 с.)