Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования инвестиционной деятельности

Поиск

Улучшению инвестиционной деятельности должно способствовать изменение в организации и управлении инвестициями и инвестиционной сферой в целом.

В Казахстане принята Стратегия индустриально инновационного развития до 2015 года. Суть стратегии заключается в поддержке инициатив частного сектора, создании необходимых законодательных и институциональных условий для развития несырьевых отраслей национальной экономики.

Целью государственной поддержки инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Государственная поддержка инвестиций заключается в представлении инвестиционных преференций.

Представление инвестиционных преференций регулируется законом Республики Казахстан «Об инвестициях». Данный закон определяет правовые и экономические основы стимулирования инвестиций, гарантирует защиту прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определяет меры государственной поддержки инвестиций, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

В законе «Об инвестициях» были сохранены все оправдавшие себя и положительно зарекомендовавшие положения предыдущего инвестиционного законодательства, учтен международный опыт стимулирования и поддержки инвестиций.

Новый механизм предоставления мер государственной поддержки инвестиций, заложенный в законе обладает рядом серьезных преимуществ и принципиальных отличий:

Во-первых, предусмотрены поддержка и стимулирование в равной степени равенство прав отечественных и иностранных инвесторов. Равенство иностранных и отечественных инвесторов справедливо при представлении гарантий от реквизиции и национализации, при осуществлении проверок государственными органами, при разрешении инвестиционных споров, при использовании доходов, а также при возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов и должностных лиц.

Во-вторых, предлагается усовершенствованный механизм разрешения инвестиционных споров, которые заключаются в законодательном закреплении понятия инвестиционного спора, а также возможности разрешения данных споров не только в судах Республики Казахстан, но и в международных арбитражных инстанциях по соглашению сторон.

В-третьих, в законе подтвержден принцип стабильности ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами.

В-четвертых, сохранен принцип поддержки приоритетных для государства видов деятельности путем предоставления инвестиционных преференций. Это объекты обрабатывающей промышленности.

В-пятых, действующий закон не устанавливает минимальный предел инвестиций, что расширяет сферу его применения, включая предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиции в приоритетных видах деятельности.

В целях активизации инвестиций в несырьевые отрасли экономики и государственной поддержки этих процессов сформирована система финансовых институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные и конкурентоспособные сектора экономики. В марте 2006 года было образовано АО «Фонд устойчивого развития «Казына», с целью повышения эффективности деятельности существующих институтов развития: Банка развития Казахстана, Национального инновационного фонда, Инвестиционного фонда Казахстана, Фонда развития малого предпринимательства, Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Центра маркетингово-аналитических исследований, Казахстанского центра содействия инвестициям «Казинвест».

Каждый институт имеет свою специализацию, свою нишу. Они не кредитуют и не финансируют проекты добывающего сектора экономики. Деятельность их направлена на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных и экспортоориентированных производств, поддержку научных и научно-технических исследований, привлечения инвестиций для развития наукоемких производств. Законодательно им запрещено финансировать проекты без софинансирования с частным бизнесом.

Такая стратегия государства разделения рисков с частным сектором с расширением возможностей последнего при финансировании проектов инновационного характера разумна и оправдана.

Фонд «Казына» и институты развития участвуют в проектах, имеющих высокую социально-экономическую значимость, их деятельность направлена на создание условий для развития бизнеса и поддержки бизнес- инициатив.

Банк развития Казахстана создан в 2001 году. Целями деятельности Банка являются:

- совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности;

- развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности;

- содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.

Основными отраслевыми инвестиционными приоритетами Банка развития являются:

· Переработка сельскохозяйственных продуктов, исключая производство алкогольной продукции и табачных изделий.

· Текстильная и швейная промышленность.

· Производство кожи, изделий из кожи и производство из обуви.

· Обработка древесины и производство изделий из дерева.

· Целлюлозно-бумажная промышленность, исключая издательское дело.

· Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов.

· Химическая промышленность, за исключением взрывчатых веществ.

· Производство резиновых и пластмассовых изделий.

· Производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

· Металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий.

· Производство машин и оборудования, кроме производства оружия и боеприпасов.

· Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

· Производство транспортных средств и оборудования.

· Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

· Строительство, кроме жилищного строительства, учебных, гостиничных, спортивно-оздоровительных и общественно-развлекательных комплексов и разведочного бурения.

· Транспорт и связь.

Национальный инновационный фонд создан в 2003 году Целью деятельности Национального инновационного фонда определено содействие росту инновационной активности высокотехнологичных и наукоемких производств в Республике Казахстан.

Основными направлениями инвестиционной деятельности Фонда являются:

· Инвестирование и привлечение инвестиций в создание венчурных фондов на территории Республики Казахстан, инвестирование в зарубежные венчурные фонды.

· Инвестирование в компании, реализующие инновационные проекты

· Инвестирование в создание элементов национальной инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов).

· Финансирование прикладных НИОКР.

· Развитие международного сотрудничества в области «переноса, заимствования и наращивания инновационных технологий» их коммерциализация и внедрения.

Функциями Инновационного фонда являются:

· создание и участие в уставном капитале венчурных фондов;

· финансирование инновационных проектов путем долевого неконтрольного участия в уставном капитале инвестируемых компаний;

· управление акциями или долями участия в уставном каптале инвестируемых предприятий;

· оказание помощи в выводе акций инвестируемых предприятий на фондовый рынок;

· проведение конъюнктурных и маркетинговых исследований перспективных рынков сбыта высокотехнологичной и наукоемкой продукции;

· представление на грантовой основе финансирования прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ;

· продвижение отечественных инновационных продуктов на внешние рынки;

· привлечение внешних и внутренних инвестиций в финансирование инновационных проектов;

· организационное, оперативное и иное сопровождение финансируемых инновационных проектов;

· создание информационного банка данных по инновационным проектам, информирование частных инвесторов о наличии перспективных проектов;

· участие в создании технопарков, бизнес инкубаторов и иных элементов инновационной инфраструктуры.

Инвестиционный Фонд Казахстана был создан в 2003 году. Целью фонда является содействие в реализации индустриально-инновационной политики Казахстана путем осуществления и привлечения инвестиций в проекты перспективных организаций, оказания финансовой поддержки инициативам частного сектора в несырьевых отраслях экономики.

Фонд осуществляет инвестирование проектов при соблюдении следующих условий:

· Инвестиционный проект соответствует основным направлениям индустриально-инновационной политики Республики Казахстан.

· Инвестиционный проект является привлекательным по экономическим и финансовым параметрам.

· Инвестиционный проект направлен на наращивание технологического потенциала организаций, повышение качества и рост объема производства продукции и услуг, углубление переработки сырья и материалов, выпуск высокотехнологичной продукции.

Отрасли инвестирования, имеющие целью создание конкурентоспособных отраслей и кластеров, именно:

1) Переработка сельскохозяйственной продукции (агропромышленный комплекс, включая консервную, хлопкоперерабатывающую и др. отрасли).

2) Промышленность строительных материалов (начиная от базовых и вплоть до производства отделочных и строительных материалов).

3) Стекольная промышленность.

4) Химическая и нефтехимическая промышленность.

5) Металлургия.

6) Машиностроение.

7) Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

8) Рыбная промышленность.

9) Инфраструктура (энергетическая и транспортная).

Фонд развития малого предпринимательства был образован в 1997 году. Основной целью деятельности фонда является эффективное использование собственных финансовых средств и средств выделяемых государством на развитие малого предпринимательства Республики Казахстан в рамках реализации государственных и региональных программ, проектов поддержки и развития малого предпринимательства.

В рамках своей деятельности Фонд предлагает следующие программы финансирования:

· Кредитная линия ЕБРР

· Программный АБР

· Программа поддержки отечественных товаропроизводителей

· Кредитование из бюджетных средств

· Кредитование за счет собственных средств ФРМП

· Финансовый лизинг

· Микрокредиты

· Гарантирование

Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций создана в 2003 году.

Основные задачи:

· Страхование экспорта казахстанских несырьевых товаров, работ и услуг

· Страхование прямых инвестиций за рубеж

· Оказание консультационных услуг по вопросам страхования внешнеэкономической деятельности

Услуги Корпорации доступны всем отечественным предприятиям. Примерно 60 % заключенных договоров приходится на долю малого и среднего бизнеса.

Центр маркетингово-аналитических исследований создан в 2003 году с целью аналитического обеспечения процессов диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основные задачи:

· Проведение анализа состояния внутренних и внешних рынков сбыта, тенденций их развития

· Определение потенциально важных рыночных ниш и конкурентных преимуществ отраслей и отдельных предприятий

· Выработка оптимальных рекомендаций для развития отечественного бизнеса и освоения новых рынков

· Распространение информации о состоянии рынков и отраслей.

Казахстанский центр содействия инвестициям «Казинвест».

Основная задача - создание эффективного механизма информирования потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях в Казахстане и оказание практической помощи компаниям в реализации инвестиционных проектов.

Задачей институтов развития и созданной соответствующей инфраструктуры является проведение активной инвестиционной, финансово-кредитной поддержки предпринимательства путем инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью.

Лизинг. Эффективным механизмом развития инвестиционной деятельности должен стать лизинг – долгосрочная специфическая аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения. В отличие от обычной аренды в нем участвуют, как правило, не два, а три и более субъектов: производитель (поставщик) оборудования, лизинговая компания, лизингополучатель (пользователь). Среди участников могут быть банки, страховые компании, посредники, гаранты и другие физические лица.

Законодательство определяет лизинг как финан­совую аренду. Содержание лизинга состоит в том, что между сторонами отноше­нии заключается договор финансовой аренды (договор лизинга), в соответствии с которым одна из сторон - арендодатель - обязуется приобрести в собственность указанное другой стороной - арендатором - имущество у определенного им про­давца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и использование для предпринимательских целей. При этом арендодатель не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть также предусмотрено, что выбор продавца и приобретенного им имущества осуществляется арендодателем.

Имущество, переданное в лизинг, в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств. Условия постановки лизингового иму­щества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согла­сованию между сторонами договора лизинга.

Доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговые платежей, получаемых лизингодателем от лизингополучателя, и суммой, возме­щающей стоимость лизингового имущества.

Различают прямой лизинг, при котором собственник имущества самостоятель­но, без посредников, сдает объект в лизинг; косвенный лизинг, когда передача иму­щества в лизинг осуществляется через одного или нескольких посредников; и воз­вратный лизинг, когда собственник имущества (производитель) продает его своему будущему лизингодателю, а затем получает его в долгосрочную аренду.

Дополнительным условием привлечения инвестиций в реальный сектор экономики является использование государственных активов в процессе приватизации.

Формирование благоприятного инвестиционного климата во многом опи­рается на проведение активной государственной микроэкономической политики. В этой связи важное значение имеют реструктуризация неэффективно работа­ющих производств, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обес­цененного кризисом капитала.

В части освобождения предприятий от избыточного капитала с целью созда­ния благоприятного инвестиционного климата следует ввести упрошенный поря­док вывода из оборота неиспользуемых активов с освобождением их от налогооб­ложения и амортизационных начислений. С этой целью необходимо разработать нормативные акты, регулирующие определение объемов излишнего и неисполь­зуемого оборудования; определение структуры такого оборудования в разрезе от­раслей и регионов; порядка реализации такого оборудования, сдачи его в аренду иди предоставления по лизингу; повышение заинтересованности субъектов мало­го и среднего бизнеса в использовании высвобождаемого оборудования; сдачу в аренду свободных площадей предприятий.

Развитию инвестиционной деятельности будет содействовать становление системы жилищного ипотечного кредитования, формирование вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кре­дитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.

Несмотря на принятые нормативно-правовые акты, обеспечивающие разви­тие ипотечного кредитования, масштабного становления этого направления жи­лищного строительства еще не достигнуто. Сдерживающими фактора­ми продолжают оставаться низкий платежеспособный спрос населения, а также отсутствие первоначальных средств для «включения» системы ипотечного кредитования.

Большое значение для развития инвестиционного процесса имеет создание системы страхования имущества, залога и государственных гарантий. В настоящее время в стране не получило должного развития страхование имущества, особенно крупными предприятиями. Развитию имущественного страхования препятствуют финансовая слабость страховых компаний, а также ограничения по отнесению названных затрат на себестоимость продукции, так как согласно существующему порядку эти платежи могут составлять не более 1% стоимости объема реализуемой продукции. Реальное предоставление гарантий достигается посредством развития гарантийно-залоговых фондов частными инвесторами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.49 (0.012 с.)