ТОП 10:

Основные направления денежно-кредитного регулирования.



Комплекс взаимосвязанных мероприятий в области денежного обращения, направленных на изменение денежного кредита, получила название денежно-кредитной политики. Главной её целью является регулирования хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

В случае падения производства и увеличения безработицы центральные боль пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и сжигание норм процента. И напротив экономического подъема сопровождается «биржевой горячкой», ростом цен спекуляцией, появлением диспропорцией в экономике. В таких случаях центральные банки пытаются предотвратить перегрев конъюнктуры путем ограничения кредита. Сдерживания платежных средств, повышения процента.

Инструменты денежно-кредитной политики делятся на две группы:

К общимотносятся: учетная (дисконтная), ломбардная политика; операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. К селективныминструментам относятся: контроль по отдельным видам кредитов ( по ипотечному кредиту, по потребительским ссудам, по кредитам под залог биржевых ценных бумаг) прямое ограничение резервов банковских кредитов.

Национальный банк РК является центральным банком, представляет интересы Казахстана в отношениях с центральными банками других стран, в международных финансовых организациях.

Национальный банк - это эмиссионный резервный кассовый расчетный центр республики, выполняет роль кредитора последний инстанции (банк банков), определяет денежно - кредитную и валютную политику.

Цельюденежно - кредитной политики Национальный банк РК является обеспечение устойчивости национальной волюты - её покупательной способности и курса по отношению ведущим иностранным валютам. И главное контролирует и регулирует деятельностью банков второго уровня.

Отсюда регулирование денежно - кредитной сферы осуществляется успешно лишь в том случае, если государство способно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всех денежно - кредитной систем.

 

 

В целом реализация Программы осуществляется в три этапа: первый - 2003-2005 гг., второй - 2006-2010 гг., третий - 2011-2015 гг. Первый этап (2003-2005 гг.) был связан с реализацией мероприятий подготовительного характера. В целях успешной реализации Программы предполагалось внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, выработка новых законов, создание государственных институтов, обеспечивающих участие государства в инвестиционных и инновационных проектах, подготовка специалистов по проведению анализа, определение эффективных проектов, реализуемых с участием государства.

Второй этап (2006-2010 годы) станет периодом активной реализации мероприятий Программы во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники по международным стандартам, а также подготовки нужных специалистов. Финансовые ресурсы частного сектора, иностранных инвесторов, государственного бюджета и финансовых институтов государства будут работать в едином направлении и комплексно решать проблемы развития инфраструктуры, реконструкции, расширения действующих предприятий и создания новых производств. При этом будет обеспечиваться пропорциональное развитие крупных, средних и малых предприятий.

По прогнозу стратегическая цель в области удвоения ВВП в 2010 году по сравнению с 2000 годом будет выполнена также за счет опережающих темпов развития добычи нефти и газа.

Третий этап (2011-2015 годы) будет самым продуктивным в части реализации Программы. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей в новых сферах и рынках. Темпы роста производства и экспорта товаров и услуг станут опережать рост добычи нефти и газа. Произойдет диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта.

Предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Программы составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом по данным Министерства экономики и бюджетного планирования стоимость государственных затрат на реализацию Программы составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года.

Важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономического развития является эффективная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР и ОКТР, изобретательства) новых, передовых, «прорывных» техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений.

В широком смысле инновация (нововведение) - это синоним успешного производства, внедрения и использования обеспечивающих стратегический выигрыш новшеств в экономической и социальной сферах. Технологический фактор является ключевым, но далеко не единственным. Нередко инновации возникают из новых комбинаций знакомых уже элементов в обменах, сравнениях, взаимодействиях и соединениях.

На фоне известного оптимизма последних лет, обусловленного позитивным уклоном основных макроэкономических показателей, на первый план все больше и больше выдвигается вопрос об устойчивости наблюдаемого пока еще краткосрочного экономического роста. Ответ на него непосредственно связан с реальной эффективностью проводимой государством инновационной политики, которая должна быть подкреплена целым комплексом мер по стимулированию инвестиций в сферу науки и инноваций.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях экономики, основанной на знаниях, альтернативы инновационному пути развития нет. Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это, в конечном счете, предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшение социально-экономической ситуации в стране.

Современные приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия, ориентируясь на максимальное удовлетворение внутреннего спроса, в большей мере склонны к внедрению продукции заменяющей импортную. Именно поэтому в качестве основной цели инновационной деятельности выступает расширение ассортимента продукции

Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение продукции заменяющей импортную, что является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий.

Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций - достижение высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции, позволяющего завоевывать новые внешние рынки сбыта.

В общей системе экономических отношений инновационной деятельности отводится ключевая роль, так как ее конечными результатами - повышением эффективности производства, ростом производительности труда и капитала, объемом высокотехнологичной продукции определяется экономическая мощь страны.

В индустриально развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, подготовки кадров, организации производств приходится от 80 до 95% прироста ВВП. В этих странах внедрение новых технологий стало ключевым фактором рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.

По данным Агентство Республики Казахстан по статистике в 2005 году, цели проведения инновации в 269 организациях заключались с такими данными:

- рост престижа организации (44% участников);

- повышение конкурентоспособности инновационной продукции (36% участников);

- социальная ответственность (34% участников);

- увеличение прибыли (20% участников);

- увеличение спроса, рост оборота и сбыта инновационной продукции (18% участников);

- обеспечения выживания 13% участников).

Кроме этого, предприниматели считают, что результаты инновационной деятельности позволяют:

- повышение качества инновационной продукции (67%);

- повышение конкурентоспособности инновационной продукции (67%);

- рост числа заказчиков на инновационную продукцию (44%);

- рост реальной заработной платы (34%);

- снижение себестоимости продукции (31%);

- увеличение рентабельности (29%);

- рост производительности труда (24%);

- улучшение условий труда работников (28%).

В настоящее время актуальной стратегической задачей экономики Казахстана является развитие отечественного наукоемкого производства, разработка и освоение новых наукоемких и информационных технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности за счет сохранения и развития промышленного и научно-технического потенциала республики.

Развитие инновационной деятельности невозможно без формирования предпринимательского сектора в научно-технической сфере. На протяжении последних лет доля сектора малого бизнеса в объеме промышленного производства и в численности занятых практически не меняется и составляет соответственно 2,8-3,2% и 12,0-14,0%, что в несколько раз меньше, чем в индустриально развитых странах.

Важнейшим фактором развития инновационной деятельности в Казахстане на данном этапе является использование интеллектуальной собственности и защита ее прав. Эффективный хозяйственный оборот интеллектуальной собственности за счет сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений способен обеспечить единство спроса и предложения на результаты интеллектуальной деятельности, развитие научно-технических исследований и научных организаций, их промышленную реализацию, производство и потребление новых конкурентоспособных товаров и услуг, особый подход к развитию инновационного бизнеса. В основе базовой модели инновационного развития лежит соотношение между внутренними (наращивание) и внешними (трансферт) источниками инноваций. Стратегия наращивания инноваций характерна для стран лидеров (США, ФРГ, Англия, Япония), которые совершенствуют собственные технологии, базирующиеся на собственных фундаментальных и прикладных исследованиях. Стратегия трансферта технологий реализуется также в странах, не имеющих собственных фундаментальных и прикладных разработок и ограниченных в ресурсах на эти цели.

Инновационные процессы оказывают влияние не только на производ­ство, но и практически на все стороны общественной жизни. В результате этого совершенствуется структура потребления материальных и нематери­альных благ, создаются новые сферы жизнедеятельности людей. Например, одно рабочее место в области высоких технологий создает от пяти до десяти рабочих мест в промышленности.

Эти примеры наглядно показывают, какую экономическую выгоду мо­жет получить Казахстан в результате перехода на инновационный путь раз­вития, создания наукоемких производств и широкого распространения ин­формационных технологий

В этой связи примечателен пример Китая. В 1986 году в КНР была утверждена «Государственная программа развития высокой науки и техники». Были выбраны приоритеты: микроэлектроника и информатика, биотехнологии, аэрокосмические исследования, энергосберегающие технологии. Также были созданы зоны развития новых и высоких технологий, или технопарки.

Динамичное социально-экономическое развитие многих стан мира, их рывок в будущее стали окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер.

За рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 - 55 макротехнологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макротехнологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. дол.

В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30% - Япония, 16% - Германии.

На начальном этапе инновационного развития страны наиболее приемлем трансферт технологий в виде оборудования, материалов и лицензий. В первую очередь необходимо восстановить интеграцию между предприятиями различного профиля, способных выполнять первоочередную задачу – наладить производство технологического оборудования. Соединить в единую производственную структуру машиностроительные, металлообрабатывающие предприятия, предприятия по производству электронных компонентов, программного обеспечения и НИОКР. Форма интеграции может быть самой разной - технопарки, совместные предприятия, ассоциации. Важно, что такие структуры после проведения модернизации в скором времени смогут создавать средства производства, технологические линии по выпуску конкурентных товаров.

Таким образом, задача первоначального этапа - уменьшить технологическое отставание производственных предприятий и восстановить собственную инфраструктуру создания средства производства.

На втором этапе для обеспечения технологического паритета с развитыми странами необходимо преобладание в структуре импорта технологий - патентов, а в структуре экспорта - лицензий, оборудования, инжиниринговых услуг. Патенты являются по сути только интеллектуальной информацией, которую при содействии созданных технопарков можно вырастить до готовых отечественных производственных технологий.

Выбор оптимальных механизмов трансферта технологий является одной из приоритетных задач в индустриально-инновационном развитии страны. В самом недалеком будущем этот выбор будет влиять на способность национальной промышленности производить наукоемкий конкурентный продукт.

Особенностью национальной инновационной системы в Казахстане является повышенная доля добавленной стоимости продукции добывающих и обрабатывающих отраслей. Поэтому успех реализации инновационного развития страны зависит от развития финансовых структур ее обеспечения, либо от вложенных по нему инвестиции.

Мировой опыт указывает, что одним из способов ускорения инновационного развития является создание венчурных фондов. В связи с этим, в Республике Казахстан созданы следующие венчурные фонды: «Адвант» совместно с ТОО «VISOR Investment Solutions» и «Фонд высоких технологии «Арекет» совместно с АО «Банк Туран Алем», которые совокупный объем инвестиций в 2004 г. в венчурные фонды составил 1 587, 6 млн. тенге.

По материалам Национального Центра научно-технической информации и Агентства Республики Казахстан по статистике основные показатели научно-технической деятельности выглядит таким образом (табл. 1):

 

Таблица 1. Основные показатели научно-технической деятельности

 

Годы   Показатели    
Объем ВВП, млрд. тенге 3250,6 3776,3 5870,1 7457,1
Затраты на НИОКР из бюджета, млрд. тенге 1,9 2,8 4,9 7,3
Финансирования фундаментальных и прикладных исследовании из бюджета РК, млрд. тенге - 3,5 4,35 5,86 8,06 11,9
Число организаций, выполнивших исследования и разработки, единиц -
Объем научно-технических работ – всего, млрд. тенге 6,1 9,2 13,8 14,4 18549,5 29000,6
Инвестиции в основной капитал, млрд. тенге 2,8 6,1 6,25 9,5 8,5 -

 

Тем не менее, переливу капитала в инновационные проекты в РК препятствует низкий уровень доходности в отраслях, где производит готовую продукцию, по сравнению с добывающими отраслями. В связи с этим необходимо улучшить структурно-инвестиционную политику государства. Кроме того, предпринимательская среда и налоговая политика Республики Казахстана должна стимулировать развитию инновационной деятельности.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.007 с.)