Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция психики и антропогенез. Эволюция психики человека в филогенезе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек с древних времен пытается осознать свое отношение к животным, ищет признаки сходства и различия в поведении животных. Свидетельством этому являются различные легенды, сказки, верования, культовые обряды и т.д., где человек отображает поведение животных. Значительно позже, проблема души, психики, поведения животных стала составной частью всех философских концепций. Мы уже отмечали, при обсуждении проблем инстинкта и научения, что часть древних философов придерживалась мнения о близком родстве и одинаково высоком уровне, психики человека и животного. Античные мыслители категорически отрицали какую-либо связь психической деятельности человека с аналогичной деятельностью животных. Иные древние ученые отстаивали превосходство человеческой психики. Мировоззренческие взгляды античных ученых на многие столетия определили толкование поведенческой и психической деятельности животных. Предшественники творцов эволюционного учения отказались от клерикально-догматических и произвольных толкований сходства и различия человека и животного и основывались только на фактах научного естествознания, которое только зарождалось. Так, Ж. О. Ламеттри обратил внимание на сходство строения головного мозга человека и млекопитающих и отметил, что в мозге человека значительно больше извилин. Затем, с развитием эволюционного учения, резко возрос интерес к психической деятельности человека в сравнении с психической деятельностью животных. Борясь, за эволюционное учение Ч. Дарвин и его последователи, стремились обосновать положение о непрерывности развития всего органического мира как единого целого. Они односторонне подчеркивали сходство и родство всех психических явлений, начиная от низших организмов и до человека. Ч. Дарвин отрицал качественные различия между психикой человека и животных. Он приписывал животным человеческие мысли, чувства, воображения и т.д. Ч. Дарвин односторонне понимал генетическое родство психики человека и животного, что было подвергнуто критике В. А. Вагнером, который подчеркивал, что сравнение психических функций животного надо проводить не с психикой человека, с психикой форм, которые предшествуют данной группе животных и за ней следующих. В.А. Вагнер указывал на наличие общих законов эволюции психики, без познания которых невозможно понимание человеческого сознания. Такой эволюционный подход позволяет достоверно выявить предисторию антропогенеза и биологические предпосылки зарождения психики человека. Надо учесть, что мы судим о происхождении человеческого сознания, как и о процессе антропогенеза вообще, по аналогии с ныне живущими животными. Надо учесть, что эти животные прошли длительный путь адаптивной эволюции, и их поведение носит глубокий отпечаток специализации к особым условиям их существования. Например, высшие позвоночные животные, среди которых наблюдается ряд боковых ответвлений в эволюции психики, не имеющих отношения к линии ведущей к антропогенезу, и отражает биологическую специализацию отдельных групп животных. Птицы, млекопитающие их отдельные отряды воплощают специализацию к специфическому образу жизни. Нельзя сравнивать поведение предков человека и поведение птиц или поведение многих высокоорганизованных млекопитающих. Ныне живущие антропоиды скорее всего пошли по регрессивному пути эволюции и в ходе своего развития в сравнении с вымершими общими предками человека, не только не приблизились к человеку, а наоборот отдалились от него и сейчас, по-видимому, находятся на более низком психическом уровне, чем предки человека. Поэтому все сложные психические способности приматов (обезьян) определяются условиями их жизни в естественной среде, их биологией, и служат приспособлением к этим условиям. Особенности образа жизни обуславливает специфические особенности психических процессов, в том числе и мышление обезьян. Об этом следует помнить, когда идет вопрос о поиске корней (биологических) и предпосылок зарождения сознания человека. По поведению современных обезьян и других высших групп животных можно судить об уровнях и направлениях психического развития, об общих закономерностях этого процесса ведущих к человеку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.007 с.) |