Проблема интеллекта животных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема интеллекта животных.



Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Доказано, что интеллектуальная деятельность характерна только для высших позвоночных животных, но и не ограничивается только приматами. Необходимо помнить, что интеллектуальное поведение животных является одним из проявлений единой психической деятельности с ее врожденными и благоприобретенными аспектами. По мнению К. Э. Фабри «… интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врожденной основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Поэтому интеллектуальное поведение дает наибольший приспособительный эффект … при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания». Как известно основной предпосылкой развития интеллекта является манипулирование.

Главным и в первую очередь это относится к приматам (обезьянам), для которых манипулирование служит источником более полных сведений о свойствах и структуре предметных компонентов среды. В процессе манипулирования обобщается опыт и знание деятельности животного. Главную основу интеллекта у обезьян составляют двигательно-сенсорный опыт, сформированные и обобщенные знания о предметах окружающей среды. В ходе манипулирования животное (обезьяны) получает информацию одновременно по ряду сенсорных каналов (вкус, чувствительность вибрис, иногда слух), но главным имеет значение сочетание кожно-мышечной чувствительности рук со зрительными ощущениями. Животное получает комплексную информацию об объекте как о едином целом, которое обладает разнокачественными свойствами. В этом и заключается значение манипулирования как основы интеллектуального поведения. Первостепенное значение для интеллектуального поведения имеют зрительные обобщения, которые хорошо представлены у высших позвоночных животных (у крыс, хищных млекопитающих, из птиц – у врановых). У этих животных зрительные обобщения часто близко к абстрагированию, свойственному мыслительным процессам. Другой элемент интеллектуального поведения, направленный в двигательную сферу, что подробно изучено у позвоночных с помощью проблемного ящика. Животные вынуждены решать сложные предметные задачи, находить последовательность отпирания различных запоров и задвижек, чтобы выйти из клетки или получить приманку. Доказано, что высшие позвоночные животные решают предметные задачи гораздо хуже, чем задачи, основанные на применении локомоторных функций. Это можно объяснить тем, что в психической деятельности животных преобладает познавание пространственных отношений, постигаемых ими с помощью локомоторных действий. Только у обезьян и некоторых других млекопитающих за счет развития манипуляционной деятельности прекращают доминировать локомоторные действия, животные легче абстрагируются и лучше решают предметные задачи.

Одной из важных предпосылок интеллектуального поведения по К. Фабри, является способность к широкому переносу навыков в новые ситуации и развита у высших позвоночных, хотя в разной степени может проявляться у разных животных. К. Э. Фабри в основах зоопсихологии (1992) пишет «способности высших позвоночных к разнообразному манипулированию, к широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта являются важнейшими элементами интеллекта животных. И все же сами по себе эти качества еще недостаточны, чтобы служить критериями интеллекта, мышления животных». Каковы же критерии интеллектуального поведения животных?

Любое интеллектуальное действие состоит как минимум из двух фаз: фазы подготовки действия и фазы осуществления действия. Наличие фазы подготовки действия является характерной чертой интеллектуального действия. А. Н. Леонтьев, отмечает, что интеллект впервые возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык. Н. Н. Ладыгина-Котс изучала у шимпанзе процесс подготовки, и даже изготовления орудия, необходимого для решения несложной задачи, как выталкивание приманки (банана) из узкой трубки. На виду у шимпанзе в трубку закладывали приманку, так, что бы она, не могла ее достать пальцами. Одновременно с трубкой с бананом давали различные предметы необходимые для выталкивания из трубки приманки. Подопытная обезьяна вполне справлялась со всеми поставленными задачами. В подобных опытах всегда прослеживались две фазы интеллектуального действия: первая, подготовительная фаза – подготовка орудия, вторая фаза – извлечение приманки с помощью этого орудия. Первая фаза вне связи со следующей фазой лишена какого бы то ни было биологического смысла. Вторая фаза осуществления деятельности направлена на удовлетворение биологической потребности (пищевой) животного. Еще одним из критериев или одним из важных критериев интеллектуального поведения является то, что животное при решении задачи, использует не один какой то стереотипный способ, а пробует разные способы, которые включают ранее накопленный опыт. При этом животное пытается произвести не различные действия, а различные операции и в результате могут решить задачу разными способами. Например, из ящиков, чтобы достать банан, можно построить пирамиду, можно ящик разобрать на части и попытаться сбить банан отдельными дощечками. Операция перестает быть неподвижно связанной с деятельностью, отвечающей определенной задачей. Именно этим интеллект заметно отличается от любых, даже самых сложных, навыков. Интеллектуальное поведение животных характеризуется отражением не просто предметных компонентов среды, а отражает отношения между ними. Здесь осуществляется и перенос операции по принципу сходства вещей (преград) и по принципу сходства отношений, связей вещей, которым она отвечает.

Несмотря на высокий уровень развития, интеллект млекопитающих, в частности обезьян, имеет четкую биологическую ограниченность. Наравне с другими формами поведения интеллект всецело определяется образом жизни и биологическими закономерностями, за рамки которых животное перешагнуть не может. Например, шимпанзе в природе сооружают на ночлег сложные гнезда и никогда не строят простых навесов от дождя. Ограниченность интеллектуального поведения у шимпанзе была показана Ладыгиной-Котс. В опыте самец пытался втолкнуть в трубку с бананом кусок фанеры, несоответствующей диаметру трубки и после ряда неудач начал пытался обгрызать фанеру. По ее мнению шимпанзе «не в состоянии схватить сразу существенные особенности в новой ситуации». Обезьяны способны притягивать к себе плод с помощью палки, т. к. в природе им приходится нагибать ветки с плодами. Биологическая обусловленность всей психической деятельности обезьян, включая антропоидов, является причиной ограниченности их интеллектуальных способностей, неспособности к установлению мысленной связи между одними лишь представлениями и их комбинированием в образы. Обезьяны не способны мысленно оперировать представлениями, что приводит их к неспособности понимать истинные причинно-следственные связи, поскольку это возможно лишь с помощью понятий, которые у всех животных, в том числе и у обезьян отсутствуют. Проблема интеллекта животных на данном этапе изучена еще недостаточно.

Язык животных и человека.

В поведении человека имеется множество способностей, аспектов, которые отличают его от животного. Одной из способностей является членораздельная речь. Речь человека отличается от голосовой сигнализации животных следующими свойствами: 1) переносом информации в пространстве, т.е., человек может информировать о событиях, которые были в прошлом, или будут происходить в будущем; 2) артикуляционным характером, т.е., речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не обозначают; 3) врожденная способность к членораздельной речи у человека передается от поколения к поколению путем научения; 4) язык животных – это генетически фиксированная «закрытая система», которая состоит из конкретного количества сигналов, а речь человека представляет собою «открытую систему», которая постоянно обогащается новыми элементами путем образования новых комбинаций с акустических компонентов, которые ее составляет. Поэтому человек в онтогенезе обязан (вынужден) изучать кодовое значение речи, научиться понимать и произносить ее.

Речь человека является основой мышления. Хотя, кроме членораздельной речи, у человека существует и невербальная коммуникация, которая напоминает ритуальные демонстрации животных. Это различные мимические выразительные движения (улыбка, гнев, страх, удивление, возмущение и т.д.). У человека и приматов много смежных стереотипических реакций, которые выражают одинаковые психологические процессы. Например, фиксированный внимательный взгляд с напряжением лицевых мышц. Удивление – человек поднимает брови, открывает широко глаза и даже рот. Страх – у человека и приматов характеризуется широко раскрытыми глазами ("у страха глаза велики") и стиснутыми зубами. Чувство брезгливости проявляется в том, что человек сморщивает нос и поднимает верхнюю губу, прикрывает (прищуривает) глаза и отворачивает лицо. У человека чувство брезгливости ритуализовано, а у приматов это набор защитных реакций, которые в коммуникации никакой чувственной роли не играют. Реакция гнева – оголенные зубы, с прижатыми к ним губами, пронзительный взгляд и нахмуренное лицо. Реакция радости у человека и приматов часто сопровождается смехом.

В отличие от животных, невербальная коммуникация человека может иметь разные особенности, связанные с культурными традициями народа. Например, у некоторых народов «да» и «нет» прямо противоположны нашим. К невербальным коммуникациям относятся классы, как адаптеры – выполняющие коммуникативные и некоммуникативные функции, например, груминг (чистка шерсти), у человека почесывание затылка в сложных или неуверенных ситуациях.

Эмблемы – это движения, имеющие вербальные аналоги. Этими знаками пользуются глухонемые. Сюда относятся различные жесты и сигнальные движения (жест подозвать кого-либо).

Иллюстраторы – сопровождают речь оратора (иллюстрируют отдельные моменты его речи выразительные указательные жесты).

Регуляторы – используются для регуляции речевого потока у двоих собеседников (покачивание головой, движение глазами, смена позы тела). Примеры невербального общения помогают использование речи или являются частью речи.

Некоторые исследователи считают, что обмен информацией у животных основан совсем на других принципах. Например, словарь европейского языка включает не менее ста тысяч слов, а у желтобрюхого байбака только 8 разных звуковых сигналов – фраз. Содержание этих фраз четко не фиксированы. Каждая из них используется в разных ситуациях, несет разную содержательную нагрузку, иногда с человеческой точки зрения, прямо противоположную. Языки большинства животных, включая и язык обезьян, – это совокупность конкретных сигналов – звуковых, обонятельных, зрительных и т. д., которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент. Важная особенность основных видов коммуникации большинства животных это ее непреднамеренность, т.е., сигналы не имеют непосредственного адресата. Этим естественные языки животных принципиально отличаются от языка человека, который функционирует под контролем сознания и воли.

В языках животных сигналы видоспецифичны и в общих чертах одинаковы у всех особей данного вида, их особенности определены генетически. Их набор практически не подлежит расширению.

Сигналы (языки) большинства видов животных включают основные категории: 1) сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным конкурентам; 2) сигналы, которые обеспечивают обмен информацией между родителями и потомством; 3) крики тревоги, зачастую имеющие такое же значение для животных других видов; 4) сообщения о наличии пищи; 5) сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами стаи; 6) сигналы – «переключатели», чье назначение – подготовить животное к действию последующих стимулов (например, известить о намерении играть); 7) сигналы – «намерения», которые предшествуют какой-то реакции (например, птицы перед взлетом совершают особые движения крыльями); 8) сигналы, связанные с выражением агрессии, 9) сигналы миролюбия; 10) сигналы неудовлетворенности (фрустрации).

В настоящее время накапливается все больше сведений о том, что языки приматов и других высокоорганизованных животных иногда выходят за рамки видоспецифической коммуникации. Например, в языке зеленых мартышек имеются звуковые сигналы для обозначения конкретных объектов и явлений, в частности различных видов хищников. Они обозначают не «хищника вообще» как опасность, а конкретно змею, леопарда и т.д.

Системы коммуникации, которыми пользуются животные, И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой, общей для животных и человека. Язык человека позволяет передавать информацию также в отвлеченной форме, с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов.

Поэтому И. П. Павлов назвал слово сигналом сигналов, а речь – второй сигнальной системой. Речь позволяет реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, а также в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а так же о событиях прошлого и будущего.

В отличие от коммуникативных систем животных язык человека служит средством передачи информации и является аппаратом переработки информации. Язык необходим для обеспечения высшей конгнитивной (познавательной) функции человека – абстрактно – логического (вербального) мышления. При формировании человеческой речи первые звуки, которые сопровождались трудовыми операциями, еще не могли быть настоящими словами. Эти звуки в начале не существовали самостоятельно, а были вплетены в практическую деятельность и сопровождались жестами, и выразительными интонациями и понимать их значение можно было только при наличии конкретной наглядной ситуации, в которых они возникали. Только постепенно семантическая (обозначающая) функция перешла к голосовым органам, чем было, положено начало развития самостоятельной звуковой речи. Однако, врожденные звуки, жесты, мимика сохранили свое значение до настоящего времени, как дополнения к акустическим способам коммуникации. Длительное время связь этих компонентов было очень тесным, что один и тот же звуковой комплекс (праслово) обозначали предмет, на который указывала рука человека, руку и в конце действие, которое осуществлялось этим предметом. Только после того, как звуки речи отделились от практических действий, возникли первые настоящие слова, которые, наверное, обозначали предмет, а уже позже возникли слова обозначающие действие и качество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.8.144 (0.015 с.)