Перцептивная психика. Низший уровень развития перцептивной психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перцептивная психика. Низший уровень развития перцептивной психики.



Восприятие (perceptio – воспринимать), это целостное отражение в сознании человека предметов, ситуаций, событий в совокупности их свойств. Восприятие возникает при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Перцептивная психика это высшая стадия психического отражения. Здесь уже полностью проявляются навыки и восприятия. Компоненты среды отражаются как целостные единицы (при элементарной сенсорной психике отражаются отдельные свойства предметов). Предметное восприятие предполагает определенную степень обобщения, появляются чувственные представления. Перцептивная психика свойственна многим животным, разных ступеней эволюционного развития и в конкретных проявлениях имеет свои различия. Поэтому выделены отдельные уровни: низший и высший уровни развития перцептивной психики.

На низшем уровне перцептивной психики находятся высшие беспозвоночные животные – членистоногие и головоногие моллюски. Из членистоногих наиболее характерен класс Насекомых, у которых хорошо развиты локомоторные органы, имеются конечности рычажного типа, крылья. Это позволяет им передвигаться по суше всеми способами (бег, ходьба, прыжки и т. д.). В воде плавают, ныряют, ползают по дну, бегают по поверхности воды. Мышечная система высоко дифференцирована и специализирована. Полет осуществляется с помощью крыльев. Скорость полета варьирует, например стрекоза летит со скоростью 90 км/час, самец овода – до 122 км/час. Частота взмахов крыльев у пчелы достигает 190 ударов в секунду, комнатная муха – до 330 ударов в секунду и более у некоторых других животных. Некоторые насекомые способны таскать предметы в 100 раз тяжелее своей массы тела.

В связи с этим у членистоногих сложная высоко дифференцированная организация двигательного аппарата и наряду с этим сложная центральная нервная система и органы чувств.

Головной мозг состоит из трех отделов. Передний отдел (протоцеребрум) достигает больших размеров и состоит из двух полушарий, от которых отходят зрительные доли, иннервирующие сложные фасеточные глаза. Внутри полушарий расположены стебельчатые или грибовидные тела – ассоциативные и координирующие центры. Грибовидные тела сильно развиты у общественных насекомых со сложным поведением (пчелы, муравьи). Средний отдел (дейтоцеребрум) меньший по размеру, иннервирует усики (сяжки), а центральная часть дифференцирована в обонятельные доли (органы обоняния помещаются также на усиках). Задний отдел (тритоцеребрум) иннервирует область рта и связан с симпатической нервной системой. Головные ганглии сливаются и образуют мощный надглоточный ганглий (головной мозг), который состоит из афферентного (приносящий импульсы от органов чувств), эфферентного (выносящего) и ассоциативного (выявление и фиксация причинных связей) отделов. Затем следуют ганглии нервной брюшной цепочки (рис. 14).

 

 

Рис. 14. Головной мозг насекомых: А – головной мозг кузнечика с брюшной стороны: 1 – зрительные доли, 2 – нервы парных простых глазков, 3 – протоцеребрум, 4 – нерв непарного простого глазка, 5 – усиковый нерв, 6 – дейтоцеребрум, 7- дополнительный усиковый нерв, 8 – лобно-губной нерв, 9 – основание кишечного нерва, 10 – перемычка, 11 – окологлоточное кольцо; Б – головной мозг рабочей пчелы (слева – в разрезе): 1 – грибовидное тело, 2 – центральное тело, 3 – зрительная доля, 4 – обонятельная (дейтоцеребральная) доля с двумя усиковыми нервами, 5 – подглоточный узел с нервами челюстей (по В.Ф. Натали, 1975).

 

Типовым представителем низшего уровня перцептивной психики являются насекомые.

Большую роль в жизни насекомых играют органы зрения – сложные фасеточные глаза (у пчелы пара фасеточных глаз и на темени 3 простых глазка). Фасеточные глаза обеспечивают «мозаичное зрение», поскольку каждая фасетка воспринимает небольшую часть окружающей среды (каждой фасетке соответствует свой глазок – омматидий, изолированный пигментной прокладкой и функционирует независимо, содержит 7-8 зрительных клеток, аксоны которых заканчиваются в оптических ганглиях мозга). Число фасеток у различных представителей насекомых варьирует, например, у муравья и стрекозы – до 12 тысяч, у комнатной мухи – 4600, у некоторых жуков – 25 тысяч. В мозге насекомого зрительное изображение синтезируется в целую картину, как это осуществляется у позвоночных животных. Насекомые близорукие животные. Например, бабочка крапивница, может видеть на расстоянии 2-3 см, а на расстоянии 5-7 см и дальше получает расплывчатое изображение. Очевидно, для общей ориентации в пространстве этого достаточно. Пчела отдельный цветок видит лишь тогда, когда непосредственно приближается. Эти особенности зрения у насекомых соответствуют тому микроландшафту, в котором они живут. Лучше всего насекомые замечают подвижные объекты или неподвижные предметы во время полета. У большинства насекомых характерно цветное зрение.

Органы осязания представлены чувствительными волосками, расположенными по всему телу, на усиках, щупиках челюстного аппарата и конечностях.

Органы вкуса расположены на челюстях, нижней губе и щупиках и по строению похожи на обонятельные органы. Большое значение в жизни насекомых играет запах. Степень развития органов обоняния зависит от способа питания и условий жизни. Они расположены на сяжках (сенсиллах) в виде осязательных волосков, обонятельных сосочков, ямок, на дне которых расположены чувствующие клетки. Насекомые различают запах (некоторые бабочки) на расстоянии 2-3 километров.

На очень высоком уровне развита нервная система у головоногих моллюсков и резко отличается от других моллюсков. Сложно устроен головной мозг, ганглии слились в околопищеводное кольцо. Основания зрительных нервов – оптические ганглии по размерам часто превосходят церебральные узлы. Нервы, отходящие от головного мозга к эффекторам, мощные и в диаметре миллиметр и больше, что в 5-10 раз толще нервов большинства позвоночных животных. Этим обусловлена большая скорость проведения нервных импульсов. Хорошо развиты зрительный нерв и огромные глаза. Строение оптических центров головоногих моллюсков имеют некоторое сходство с позвоночными животными. Таким образом, на низшем уровне перцептивной психики в структуре нервной системы видим глубокие различия между элементарной сенсорной и перцептивной психикой.

Интерес вызывает способность членистоногих и головоногих моллюсков к оптическому восприятию формы (предметному восприятию), как необходимого компонента предметного зрения. Хотя это восприятие у насекомых еще несовершенно. Например, одиночная оса, улетая за добычей, возвращаясь к норке, должна помнить, где расположена ее норка. Оса пчелиный волк, прежде чем улететь от норки, она кружит над норкой и запоминает ориентиры в подобном тренировочном полете. Только головоногие моллюски уже способны к настоящему предметному восприятию, что обусловило усложнение их поведения. У головоногих моллюсков зрение является ведущей рецепцией, хотя хорошо развито осязание и химическая чувствительность. У гигантского спрута, длиной в 20 м, глаза в поперечнике достигают 40 см, а у кита, диной 30 м, диаметр глаза не более 10 см. У членистоногих и головоногих моллюсков существуют четкие системы коммуникации в передаче информации по разным сенсорным каналам (пчелы, муравьи). Это связано с высокодифференцированной и сложной структурой их сообществ и распределение функций между членами этих сообществ. У муравьев разные формы химической чувствительности играют большую роль, чем другие виды рецепции. Личинки муравьев выделяют специфические вещества, которые принуждают взрослых рабочих особей их кормить. По запаху жители одного муравейника узнают «своих» и «чужих», даже если муравей будет мертвый. У пчел также существует химический способ передачи информации, но как дополнительный. Основной и наиболее совершенный способ передачи информации о пищевых объектах проявляется в «танцах пчел». Пчелы не могут жить одиночно, а только группой, в чем им помогает специфическая реакция обмена пищей. Этот эффект группы необычайно стойкий. Вершиной развития инстинктивных компонентов общения у членистоногих является ритуализация, которая четко выражена в репродуктивном поведении. Это четко прослеживается в поведении насекомых в период «ухаживания» самцов за самками, в специальных звуковых сигналах и территориальном поведении. Инстинктивное поведение насекомых усовершенствуется научением. Роль научения в поведении насекомых четко проявляется в танцах пчел. Каждая пчела обязана научиться «понимать» язык этого танца (рис. 15).

 

 

Рис. 15. Фигуры танца медоносной пчелы (по Г. Деккерт, К. Деккерт, 1985).

У различных рас пчел отдельные компоненты танца несут разную информацию. По своему психическому развитию пчелы занимают особое положение среди насекомых. У них имеются даже аналоги высших психических функций позвоночных животных. Например, пчела способна к зрительному обобщению типа «треугольник», «четырехугольник» или среди предметов выделить черный кружочек. На этой основе профессор МГУ Г. А. Мазохин-Поршняков (1988) выдвинул гипотезу о существовании у них элементарной формы разумной деятельности или своеобразного «интеллекта насекомых». Общественный способ жизни характерен и для муравьев, которые не могут жить по одиночке. Они способны регулировать температуру в муравейнике. С помощью усиков определяют перепад температур в 0,25оС. Весной муравьи аккумулируют тепло на солнце и затем бегут в муравейник, где отдают тепло. При наличии трудовой деятельности, сложного общественного поведения, почему у перепончатокрылых не развились абстрактное мышление и сознание. Как известно, человеческий мозг состоит из огромного количества нейронов (десятки миллиардов), что обеспечивает избыточность его функционирования, дублирование и компенсирование функций. В основе человеческого мозга лежит вероятностно – статистический принцип. Насекомым свойственный принцип «экономии нейронов», обусловленный их малыми размерами и связаны с трахейным типом дыхания. Поэтому в головных ганглиях нейронов обычно от нескольких десятков до сотен тысяч, но не более одного миллиона. Этого недостаточно для обеспечения вероятностно – статистического принципа работы мозга, который лежит в основе интеллектуальной деятельности и абстрактного мышления. Как уже упоминалось, у насекомых в мозге имеются особые образования «грибовидные тела», которые служат центрами сложной поведенческой интеграции. В отличие от членистоногих развитие психики у головоногих моллюсков шло в другом направлении. Характерной особенностью их поведения является усложнение инстинктивной деятельности, среди которой различают: агрессивное, групповое, территориальное и репродуктивное с определенными формами ритуалов поведения. Хорошо развито у осьминога ориентировочно-исследовательское поведение. Они обследуют предметы, не имеющие определенного биологического значения. У них впервые отмечена способность к установлению контактов и общению с человеком, что дает возможность их приручения. У головоногих моллюсков можно выработать разнообразные условные рефлексы на зрительные и тактильные стимулы. Но осьминог не может решить простой задачи, как найти обходной путь к приманке, расположенной за прозрачной перегородкой. В природе для осьминога не бывает таких ситуаций, чтобы непосредственно зримая жертва была недосягаемой. Задание на обходной путь для осьминога довольно сложное. Даже не все позвоночные животные не могут справиться с подобным заданием (черепахи, куры).

Итак, на нижнем уровне перцептивной психики представлены все прогрессивные признаки психического развития, характеризующие этот уровень психического развития в целом. Но во многих конкретных случаях поведение животных на этом уровне развития имеет и примитивные черты, что сближает их с поведением кольчецов.

Таким образом, основную роль в жизни членистоногих и головоногих моллюсков все еще играет ориентация на отдельные свойства предметов, а предметное восприятие имеет второстепенное значение в общем поведении, в котором преобладают запрограммированные элементы инстинктивных реакций. Но с другой стороны, на этом уровне развития психики четко проявляется активный поиск позитивных раздражителей, и значительно усложняются инстинктивные реакции (групповое поведение, общение, ритуализация). На этом уровне психического развития положительное таксисное поведение получает мощное развитие, включая мнемотаксисы (выученная ориентация), играющие роль в пространственной ориентации, в индивидуальном заучивании ориентиров, что проявляется в способности к научению.

Следует подчеркнуть, что у насекомых отмечаем накопление индивидуального опыта, научение играет существенную роль, хотя наблюдается и противоречивость в процессах научения. Здесь наблюдаем переходное положение между элементарной сенсорной психикой и развитой перцептивной психикой. Насекомым свойственна пластичность поведения (каждой особи и всех членов семьи) и сочетание инстинктивного поведения (групповое поведение, общение, ритуальность) с усложнениями процессов обучения, что обеспечивает прогресс психической деятельности.

Поведение головоногих моллюсков еще достаточно не изучено, (равно как и общественных насекомых), но уже известно, что они обладают усложненным инстинктивным поведением, как агрессивность, групповое поведение, территориальность, ритуальность, (ухаживания самца за самкой в период размножения специфическое, что присуще членистоногим и млекопитающим). У моллюсков отмечено «любопытство», т.е. обследование биологически бесполезных предметов (исследовательское поведение). Развиты манипуляционные и конструктивные способности (строительство убежищ из камней, раковин устриц). Установлен контакт с человеком. Головоногие моллюски достигли высокого уровня психического развития, что во многом сближает с позвоночными животными. Но есть противоречивость, как и у насекомых, в способности к научению, как преодоление преград. Но различное строение организмов, образ жизни членистоногих, головоногих моллюсков и позвоночных животных являются причиной того, что их поведение и психика несопоставимы (малые размеры, микромир и макромир). Психические способности общественных насекомых (пчел, муравьев) и головоногих моллюсков до определенного уровня выходят за рамки нижнего уровня перцептивной психики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.126.38 (0.017 с.)