Высший уровень перцептивной психики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высший уровень перцептивной психики.



Перцепция у насекомых, головоногих моллюсков развивалась своеобразными путями, и качественно отличаются от перцепции позвоночных животных. Восприятие действительности на уровне перцептивной психики у разных позвоночных животных проявляется не одинаково. Например, летучие мыши воспринимают свет фрагментарно, т.к. у многих видов (подковоносы) очень узкий локационный пучок (представление о предмете слагается из своеобразной звуковой мозаики). Перцептивная психика допускает наличие у животных разнообразных, взаимодействующих между собой сенсорных систем, которые в целом дают отображение окружающей действительности. Поэтому почти у всех классов подтипа позвоночных животных развиты в различной мере практически все виды чувствительности. Все основные проявления психической деятельности, свойственные животным, указаны в других разделах.

Позвоночные животные обладают всеми формами локомоции, которым присуща ритмичность, основанная на эндогенной стимуляции. Основная функция конечностей состоит в локомоции, в перемещении животного в пространстве. Разновидности и особенности локомоции (ходьба, бег, плавание, бег, прыжки, полет и т.д.) определяются особенностями образа жизни и являются важным приспособлением к окружающей среде.

Одним из важных действий является процесс манипулирования. Конечности животных выполняют опорную и локомоторную функции, но по мере развития получили ряд дополнительных функций, одной из которых является манипулирование. Манипулирование передними конечностями в итоге привело к возникновению орудийной деятельности приматов и послужило биологической предпосылкой зарождения трудовых действий у древнейших людей. При манипулировании животное всесторонне знакомится с предметом, больше узнает о его свойствах. При соответствующих условиях среды или в опыте животное получает наиболее всеобъемлющую и разнообразную информацию, необходимую для развития высших форм психической активности. При исследованиях оказалось, что медведи владеют тремя способами фиксации объекта на весу, еноты – шестью, низшие обезьяны и полуобезьяны – тремя десятками таких способов. Только обезьяны способны провести полный деструктивный (расчленение) анализ объекта на весу.

По мере специализации локомоции часть дополнительных функций передних конечностей передается челюстному аппарату. Прогрессивное развитие дополнительных двигательных функций передних конечностей является важным фактором психического развития. Разновидностью манипулирования является и комфортное поведение (уход за телом). Здесь объектом манипулирования является собственное тело. Сюда относятся нелокализованные движения всем телом без специальной пространственной направленности. Инстинктивная природа комфортных движений (очищение тела, встряхивание, почесывание, катание по субстрату, купание и т. д.) видоспецифична и строго фиксирована. У многих представителей класса млекопитающих (звери) ведущую роль играет обоняние. Например, крот чует добычу через толщу земли, белый медведь – через толщу льда, бурый медведь чует запах меда на расстоянии 20 м, даже зарытый мед на глубину 50 см. Собаки обладают тонким обонянием. Высшим позвоночным животным при общении свойственны ольфакторные и тактильные сигнализации, а также оптическое, акустическое общение.

Зрение лучше всех развито у птиц и у приматов. Зрение играет большую роль в добывании пищи, защите, репродуктивном поведении, обеспечивает ориентацию животных в пространстве. Изучена ориентация птиц по топографическим признакам (мнемотаксис – индивидуальное запоминание ориентиров) и астрокосмическим ориентирам – по солнцу, звездам. Ориентация по звездам осуществляется на основе менотаксисов – под углом к раздражителю. У многих млекопитающих ориентация на индивидуальном участке или территории стада осуществляется с помощью фототаксисов, хемотаксисов и мнемотаксисов (по оптическим и ольфакторным меткам). Хорошо развито зрение у хищных птиц. Например, сокол видит голубя на расстоянии 1,5 км, грифы находят трупы животных на большом расстоянии. Черный американский гриф отыскивает пищу в густом лесу благодаря хорошо развитому обонянию. Моржи близоруки над водой, а под водой используют зрение и обоняние. Куньи обладают плохим зрением, но ориентируются по подвижным объектам при ловле добычи. У копытных животных открытых пространств хорошо развито зрение, а у лесных обитателей развито обоняние.

Почти все позвоночные способны к предметному восприятию, восприятию формы. Зрительные обобщения приводят к способности нахождения обходного пути. Поэтому, практически все позвоночные животные находятся на стадии высшей перцептивной психики. Хотя в их пределах наблюдаются существенные отличия между низшими (рыбы, амфибии, рептилии) и высшими позвоночными животными (птицы, млекопитающие).

У позвоночных животных выделяют 5 отделов головного мозга, начиная с класса Круглоротые. В каждом классе позвоночных идет усложнение организации головного мозга и достигает вершины у млекопитающих. У низших позвоночных проявляются промежуточные ступени психического развития, где сочетаются элементы низшего и высшего уровней перцептивной психики. Например, рыбы, способны различать геометрические фигуры треугольника от квадрата, не зависимо от изменения размеров этих фигур. Но, если в конкретном опыте изменить положение фигур – треугольник поставить вершиной вниз, квадрату придать форму ромба, рыба уже не сможет узнать эти фигуры. Как видно, восприятие и узнавание формы ограничено, недостаточно гибкое, отсутствует способность к быстрому переносу сформированного зрительного представления на основе обобщения. Птицы же способны к обобщению и легко узнают геометрические фигуры любой величины и в любом положении. Например, научили курицу выбирать цельный треугольник и если его представить со штриховками, то курица реагирует верно. Птицы распознают относительную величину фигур и могут ошибаться на основе зрительных иллюзий. Ежи научаются довольно тяжело. Требуется много усилий, чтобы научить их сворачиваться и разворачиваться по команде, или открывать и закрывать дверцы. Они никогда не стараются исправить своей ошибки, поскольку отличаются стереотипным мышлением и при изменении условий опыта впадают в агрессивное невротическое состояние. Способность к зрительному обобщению у многих позвоночных животных доказана экспериментально многими авторами.

Высшие позвоночные животные в очень сложных ситуациях могут отличать отдельные детали в разных объектах и узнавать эти объекты в сильно измененном виде. У высших позвоночных животных существуют довольно сложные представления, в котором фиксируется индивидуальный опыт. Индивидуальный опыт позволяет животному более легко ориентироваться в изменяемой окружающей среде при временном отсутствии жизненно важных раздражителей. Многим видам позвоночных животных характерна сложная разумная деятельность. Например, голуби обладают врожденной способностью к навигации и восприятию времени. Они хорошо распознают зрительные образы. Их можно научить различать изображение разных ландшафтов. Голуби способны в определенной мере к понятийному невербальному мышлению. Например, узнают воду в форме капель, воду спокойного озера, или бурной речки, человека независимо от того одет он или голый, одного человека или его в толпе и т. д. В тоже время голуби, как и обезьяны, не способны отличить изображения птиц различных видов от изображений животных других классов. Они не могут оперировать понятиями «птица» и «животное», хотя легко отличают отдельные конкретные изображения. Голуби способны образовать понятие вода, человек, дерево и этот процесс не требует умственного абстрагирования или наличие психологических образов – они могут просто распределять объекты окружающей среды на определенные категории. И все же способность к предметному восприятию к анализу и обобщению, и этим самым к формированию представлений является важной предпосылкой образования сложных навыков и невербальных понятий у позвоночных животных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.004 с.)