Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тип перцептивной устойчивостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Щонищемоапь/непроницаемость Концепт. Данная метапрограмма относится к качеству наших Ментальных конструктов с точки зрения их проницаемости или проницаемости. Какие виды ментальных конструктов вы создаете Или выстраиваете? Некоторые люди работают с идеями, мыслями, убеждениями, ценностями и т. д., формируя устойчивые, прочные и непроницаемые конструкты (относящиеся и к идеологии, и к репрезентации), тогда как у других подобные конструкты намного более проницаемы. Это означает, что мышление человека может быть открыто для внешних влияний (идей, эмоций, переживаний). Извлечение. «Когда вы начинаете анализировать какие-то свои ментальные конструкты, свои представления об успехе или неудаче, о любви и прощении, о взаимоотношениях и работе, о личных качествах... ваши репрезентации того, что вы знаете, кажутся вам постоянными и стабильными или неустойчивыми? Почему вам так кажется?», «Вспомните что-то, что вы знаете наверняка, — о себе самом. А теперь вспомните что-то, что вы знаете, но в чем сомневаетесь... Чем отличаются эти репрезентации друг от друга?» Идентификация. Некоторые люди, выстраивая свои менталь-* ные конструкты, создают их непроницаемыми, так, что они кажутся! неподдающимися пересмотру илизамене, какие бы новые события ни происходили... человекможетмиритъся cp&i дом вторичных несоответствий, не отбрасывая и немд* дифицируя общий конструкт (Schultz, 1990, pp. 390~ 391). Люди, создающие непроницаемые конструкты, обычно идут по жизни со стойкими и неизменными убеждениями или системами убеждений. Другие люди выстраивают конструкты, отличающиеся большой проницаемостью. Такие проницаемые конструкты могут пересматриваться и расширяться в свете нового опыта. Кейд и О'Хэн-лон охарактеризовали эту особенность, относящуюся к степени проницаемости конструктов, как когнитивную сложность' ...ееможно определить с точки зрения большого количе-стванезависимыхпараметров, доступныхдля использо*. вания при изображении характеристик в любое время, можно приравнять к гибкости, восприимчивости, терпимости, пониманию, творческой способности и т. д. (Cade&O'Hankm, 1993, р. 27). Однажды ко мне (MX) пришла пациентка, которая страдала от крайних колебаний в эмоциях по поводу собственной личности. В ответ я сначала извлек из ее памяти подробное описание нескольких повторявшихся случаев, когда она ощущала свои ресурсы особенно полно. Затем я усилил и заякорил эти состояния. Но как только мы закончили, она не смогла удержать и сохранить эти репрезентации и чувства. Другие мысли, воспоминания и чувства, относившиеся к иным событиям, тотчас же пронизали их и тем самым ослабили ее ощущение ресурсности. Это побудило меня поставить под сомнение ее перцептивную устойчивость. Поняв, что для нее характерна высокая проницае-мость данного паттерна сортировки (метауровневое восприятие с ее стороны), она провела его экологическую проверку. Увидев, насколько ей вредит эта метапрограмма, она решила развить большую гибкость сознания, так, чтобы по своему желанию обеспечивать непроницаемость своего ресурсного состояния. Затем она произвела это изменение. После чего ее репрезентации и чувства в отношении собственной личности стали более устойчивыми и она обрела способность сохранять более стойкое самоощущение. Язык. Прислушайтесь к терминам и словам, выражающим колебания, сомнения, вопросы, изменчивость и т. д., чтобы выявить проницаемые конструкты. Прислушайтесь к терминам и словам, выражающим уверенность и определенность («нет вопросов», «безусловно», «абсолютно» и т. д.), чтобы выявить непроницаемые конструкты. Обратите внимание также на модальные операторы (№ 23) необходимости («должен») и невозможности («не могу»), связанные с непроницаемостью, и модальные операторы возможности («могу», «готов»), связанные с проницаемостью. Первичные контексты. Степень нарушения и уважения личных границ, включая право жить собственной жизнью, мыслить^ чувствовать и реагировать как независимая и автономная личность, может приводить к формированию устойчивых и долговечных репрезентаций. Хаотичное и беспокойное окружение могло оставлять ребенку слишком мало времени для консолидации репрезентаций. Наложение табу на определенные мысли, назойливые модели (образцы для подражания), которые вносили беспорядок в мысли, идеи, образ мышления ребенка, могут приводить к чрезмерно проницаемому стилю сортировки. Самоанализ • Проницаемая сортировка/непроницаемая сортировка Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ № 9. Тип фокусировки Памехоустойчивые/непомехоустойчивые (экратфутощиеся/неэкранирующиеся) Концепт. Термин «экранирование стимулов» связан с тем, какую часть среды люди обычно оставляют без внимания (то есть, какую долю стимулов они отфильтровывают, не допуская до осознания). Тем самым они уменьшают нагрузку со стороны внешних стимулов, а также свой уровень возбуждения от их воздействия» В этом отношении люди, как правило, распблагаются где-то Ъ промежутке между восприятием всех стимулов и отсечением значительной их части. '^Извлечение. «Опишите места, где вы можете заниматься или читать. Можете ли вы делать это везде или вам кажется, что в некоторых местах слишком шумно или слишком много других стимулов, которые мешают вам сосредоточиться?», «Опишите обстановку, в которой вам проще всего сосредоточиться на чем-то?», «Легко ди вы отвлекаетесь во время чтения, игры, разговора, размышлений и т. д.?» Идентификация. Данная метапрограмма определяет тот промежуток времени, через который человек начинает испытывать стимульную перегрузку и, следовательно, нейросемантический «стресс». Поскольку всем нам присущи определенные стрессовые пороги, никто из нас не способен вынести частые и очень интенсивные состояния возбуждения, не ощутив перегрузки. При хронической стимульной перегрузке наша нервная система достига-етсвоего предела и появляется усталость. Результатом становится не только физическое утомление, но дают о себе знать и другие защитные механизмы. 1. Непомехоустойчивые. Тех, кто обычно осуществляет экранирование в незначительной степени, мы называем непомехоустойчивыми. Их внимание рассредоточено. Как правило, они видят, слышат, обоняют и как-то иначе ощущают значительную часть того, что происходит вокруг. Они также не ранжируют различные элементы ситуации и поэтому не способны отсечь незначимые или нерелевантные стимулы. В результате обстановка часто калсется им сложной и перегруженной отвлекающими факторами. Мераб-риан замечает: Низкиеуровниэ?(ранировангтстш^уловуказываютлигиь на меньшую селективность и} следовательно, на повышенное возбуждение в различных ситуациях, как приятных, так и неприятных. Можно сказать, что непомехоустойчивым индивидам присущ более тонко и точно на-строенныйамоциональныймеханизм. Они относительно чувствительны к небольшим вариациям в стимулах имо-гут утратить работоспособность в случае сильных вариаций (Mehrabrian, 1976, р. 60). Поскольку я (ББ) функционирую преимущественно в ауди-альной сенсорной модальности (№ 3), то меня отвлекает, а временами и раздражает шум. Если во время занятий студент шуршит бумагами или щелкает ручкой, я обычно вежливо прошу его перестать. Это мне сильно мешает. Данная метапрограмма воздействовала на меня даже во время сна — когда я не мог отвлечься от лая собак. 2. Помехоустойчивые. Людей, которые обычно осуществляют селекцию стимулов, мы называем помехоустойчивыми. Они автоматически и бессознательно ранжируют аспекты сложной ситуации, с тем чтобы не рассредоточивать свое внимание. Они вступают в ситуацию сфокусированными, отсеивая менее релевантные элементы. Экранирование высокого уровня позволяет человеку отсеять столь многое, что он может показаться невнимательным, отстраненным и даже безразличным. Аутизм характеризует крайнее состояние экранирования. В отличие от Боба я (MX) осуществляю экранирование в такой степени, что могу полностью проигнорировать любые шумы, голоса, звуки и т. д. и спокойно читать, например, в оживленном <*але аэропорта. Однажды я даже пропустил свой рейс, полностью погрузившись в какую-то книгу! Во время своего самого первого занятия у Ричарда Бэндлера я невинно стучал по клавишам своего переносного компьютера, сидя в переднем ряду. Мне это не мешало! Ричард Дал несколько тактичных гипнотических (встроенных) команд, я их не «услышал». Наконец он остановился, посмотрел на меня в своей обычной манере и недвусмысленно попросил меня прекратить! Помехоустойчивый он или нет?
Эмоции. В одной итой же обстановке непомехоустойчивые будут испытывать намного большее возбуждение (даже стресс), чем помехоустойчивые. Мерабриан также замечает: Более того, у непомехоуспюйчивыхреакция на новые, ме-няющиеся или неожиданные ситуации длится дольше, чему помехоустойчивых (Mehrabrian, 1976, р. 59). Как правило, пассивные люди осуществляют экранирование Л в меньшей степени, чем агрессивные, поскольку они выискивают в среде сигналы опасности (см. № 13). Поищите признаки отвле-каембсти у непомехоустойчивых исосредоточенности у помехой устойчивых. Непомехоустойчивые достигаютмаксимальнодопусти-мых уровней возбуждения быстрее и чаще, чем помехоустойчивые. Это означает, что продолжительное воздействие среды с высокими нагрузками вызывает у первых усталость их физиологических механизмов. Так, стрессор, вые ситуации, которые зачастую не только связаны с перегрузками, но и неприятны, причиняют им больший вред, чем помехоустойчивым (Mehrabrian, 1976, р. 60). '" Непомехоустойчивые также проявляют большую эмпатию к другим людям, поскольку они восприимчивы к эмоциональным реакциям окружающих. Мерабриан указывает, что «у женщин отмечается тенденция кчзггь меньшему экранированию, чем у мужчин». Язык. Послушайте, как часто непомехоустойчивый индивид будет вспоминать о ценимых им «тишине, покое, уюте » и т. д. Он станет жаловаться на шум, мешающий ему думать, на преследую^ щие его запахи и т. д. Помехоустойчивый человек будет говорить о ценимых им «волнующих событиях, приключениях, новых ощущениях и местах». Неврологические индикаторы. У непомехоустойчивых людей, которые испытывают сильное физиологическое возбуждение, также наблюдается периферийная вазоконстрикция, то есть сужение капилляров на кистях рук и стопах. Это означает, что температура кожи на этих частях тела ниже общей температуры тела. У легко возбудимых людей часто бывают холодные сто* пыикистирук (Mehrabrian, 1976, р. 60). Первичные контексты. Очень похожи на № 8 в отношении контекстов вмешательства или невмешательства в личную жизнь, наличия времени на обдумывание и размышления или отсутствия такового. Дети начинают жизнь, обладая, по-видимому, небольшой способностью к отсеиванию стимулов и поэтому им приходится учиться тому, как селективно направлять внимание. Большинству детей требуется разрешение на экранирование и взрослые могут легко помешать им делать это. Самоанализ • Непомехоустойчивость/помехоустойчивость Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ № 10. Философская направленность Почему/как; причипы/процессрегиения (философ/ практик) Концепт. Работа «мыслительного аппарата» в аспекте философской направленности колеблется между вопросами, «почему» произошло то или иное событие и «что» оно означает с точки зрения причин и источника, с одной стороны, и «как» иметь с ним дело — с другой. Извлечение. «Когда вы думаете о каком-то предмете (являющемся или не являющемся проблемой), то сначала размышляете о причине и источниках (почему) или об использовании, функции, направлении, исходе (как)?» Идентификация 1. Люди, задающиеся вопросом почему, обычно сортируют в поиске философского прошлого данного явления и поэтому ценят (или переоценивают) понимание его причин и источника. Допущение, которое приводит в действие эту ментальную операционную программу, выглядит так: «Если я смогу понять, откуда берет Начало такое-то явление, то обрету над ним власть». В психологи данный стиль нашел свое выражение в подходе, который Бэн-Длер и Гриндер назвали «психоархеологией», — его можно увидеть, например, в концепциях Фрейда и Юнга. (Glasser, 1965, приводит соответствующие примеры.) Угадайте, что хотят знать те, кто сортирует в поиске почему, когда они обращаются к терапевту? Причину и источник проблемы! Люди, перенесшие психологическую травму, часто «застревают» в своем травматическом состоянии, и в результате — посколь* ку они ходят и ходят по кругу, вопрошая о «причине», — у них возникает посттравматический синдром. 2. Люди, задающиеся вопросом как, обычно интересуются применением и назначением объектов. Они уделяют мало внимания причинам (хотя все-таки уделяют), их больше волнует ответ на вопрос «ну и что?» Философская направленность как побуждает их больше фокусироваться на решении, чем на проблеме. «Что я могу предпринять в этой ситуации?», «Как я могу использовать это или прореагировать на это?» Язык и личность. Ориентация «почему» превращает человека в философа (№ 22 — восприятие), а ориентация «как» — в прагматика, который предпринимает действия, изменяющие ситуацию, (№ 22 — суждение). Первичные контексты. Какая философская ориентация преобладала в мышлении родителей и учителей ребенка? Идентифицировал ли он себя с ней и моделировал ее или отвергал подобную ориентацию? Травматический опыт обычно побуждает людей искать причины, источники и т. д. Самоанализ • Почему — причины/как — функция Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ №11. Тип структурирования реальности Аристотелевский/неариапотелевский (статичный/прщессуалышй) Концепт. Способ, которым человек осмысляет территорию «реальности» — как нечто статичное, постоянное, состоящее из объектов, устойчивое, вечное и т. д. или как нечто меняющееся, состоящее из процессов, наполненное движением и т. д., — определяет тип карты, которую он использует в жизни. Извлечение. «Когда вы размышляете о реальности, то обычно представляете ее как нечто постоянное, устойчивое и состоящее йз объектов или как танец электронов, нечто текучее, постоянно меняющееся, состоящее из процессов?» Идентификация 1. Аристотелевский. Люди, которым реальность кажется ста тичной, исповедуют аристотелевский взгляд, позволяющий им взирать на жизнь с макроскопической или микроскопической позиции физики. Они живут (ментально и концептуально) в мире, наполненном вещами, объектами, людьми и т. д., и по этому употребляют в своей речи преимущественно существитель ные и номинализации. Это побуждает их овеществлять процессы, превращая их в объекты (номинализация). Они обычно также прибегают к аристотелевской «логике», которая проявляется в использовании (скрытом) «есть» идентичности («Он — неудач ник») и «есть» предикации («Она глупа»). Тем самым они жи вут в достаточно устойчивой и «застывшей» вселенной, к кото рой могут чувствовать себя привязанными и объекты которой считают неизменными. 2. Неаристотелевский. Люди, которые представляют реаль-1: ность в виде процессов, усвоили скорее неаристотелевскую мыс лительную установку и поэтому взирают на жизнь преимуществен но с субмикроскопической позиции физики. Это позволяет им ценить и использовать «квантовый» уровень. Концептуально они осмысляют действительность как «процессуальную», полную вы плесков энергии, так что «объекты» становятся относящейся к более высокому уровню макроскопической иллюзией нервной системы, концептом, пригодным для работы и использования, но не более того. В разговоре они больше используют глаголы, функциональ ный язык, поведенческие характеристики и поэтому живут в мире процессов. Язык и личность.. Язык существительных и номинализации Формирует устойчивый черно-белый мир (№ 6) аристотелевског° Ума, способствует более конкретному и детальному мышлению (№ 1) и тем самым обусловливает большую рассудочность (№ 22). Зык глаголов и процессов ведет к мышлению континуумом, склон ности задавать вопрос «как» (№ 10), большей восприимчивости, ТекУчес.ти..лич1Юсти (гибкости). Наша государственная система образования во многом способствует аристотелевскому типу мышления. Он до сих пор пронизывав* нашу культуру. Пакатопиескоесообщ^ствопродолжаетиспользовать при диагностике DSM-IV. Если человеку ставят диагноз «паническое расстройство» и назначают государственное пособие, тогда получается, что доллары, взимаемые в виде налогов, поддерживают тот образ жизни, при котором человека постоянно преследует страх. Кожибски (Korzybski, 1933/1994) показал, что представляет собой неаристотелевский стиль мышления, эмоций и речи. НЛП развивается на этой основе. Тем самым НЛП превращает «панической расстройство» снова в процесс, задавая вопрос: «Как вы определи-? ете, когда вам впадать в панику? В результате каких ваших действий вас начинает переполнять страх? Что вы видите, говорите себе и т. д.? Если вы этого не сделали, что вы испытываете?» Первичные контексты. Наша нервная система предраспола-* гает нас изначально к аристотелевскому способу восприятия и мышления. Поэтому изменение этой метапрограммы полностыб зависит от обучения на основе аристотелевского восприятия, которое характеризует «здравый смысл». Данный уровень характер ризует мышление ребенка и мышление первобытных людей. Неаристотелевская мыслительная установка проистекает из мировоззрения, опирающегося на квантовую механику, квантовую (не ньютоновскую) физику, теорию Эйнштейна и т. д. Самоанализ • Аристотелевская статичная/неаристотелевская процессуалы. ная сортировка Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма^ уровень ДА/НЕТ № 12. Предпочитаемый канал коммуникации Вербалъный(дигиталъный)/невербалъный (анадоговый)/сбаламсированный Концепт. Информация поступает к нам по двум основным каналам — вербальному и невербальному. Вербальный канал включает все символьные системы, которые мы создали для коммуни-jgmnn: язык, музыку, математику, изобразительное искусство, языки программирования и т. д. Невербальный канал включает все характерные сигналы, которые обусловлены нашим физиологическим и психологическим состоянием: дыхание, позу, мышечный тонус и напряжение, жесты, сканирующие движения глаз и т. д. По мнению Бэндлера и Гриндера, вербальный канал передает сообщения о содержании, а невербальный — аналоговые сообщения и сообщения об отношении (Bandler, Grinder, 1976, p. 34). Хотя оба «канала» обеспечивают передачу множества сообщений и данных, некоторые люди отдают предпочтение одному из них. ...влюбой группе одновременнопредъявляемых сообщений мы принимаем каждое сообщение как одинаково валидную репрезентацию человеческого опыта. В нащеймоде-ли ни об одном из этих парасообщений нельзя сказать, чтооно более валидно — или более правдиво, илиболее показательно для клиента, — чем любое другое. Скорее наше понимание группы парасообщений состоит в том, что каждое из этих сообщений отражает часть модели мира клиента. Когда коммуникация клиента конгруэнтна, каждоеизпарасообщенийсоответствует, конгруэнтно каждому из остальных. Когда коммуникация клиента неконгруэнтна, мы знаем, чтомоделимира, которые он использует и которые направляют его поведение, несогласованны (Bandler, Grinder, 1976, pp. 37-38). Извлечение. «Чему вы придаете большее значение в коммуникации с людьми — тому, что они говорят, или тому, как они это говорят?», «Во время коммуникации вы обращаете больше внимания на слова и фразы, которые вы употребляете, или на свою интонацию, темп речи, громкость голоса, контакт глаз и т. д.?», «Когда вам кажется, что слова, произносимые человеком, некон-груэнтны тому, как он их произносит, и вы не знаете, на какое сообщение настроиться, какому из них вы отдадите предпочтение как более "реальному"?» Идентификация 1- Вербальный. Люди, которые сортируют преимущественно то, ЧТПО говорит другой человек, его речь, термины, фразы и т. д., луч-1116 воспринимают и чаще задействуют вербальный канал, чем не-^Роальный. Чем больше человек использует систему аудиально-Яигитальных репрезентаций (М° 3), тем вероятнее, что он также предпочтет вербальный канал. У представителей некоторых профессий этот канал явно перегружен: у юристов, писателей, чиновников. Те, у кого эмоциональный стиль преодоления трудностей характеризуется «агрессией» (активная реакция на стресс, № 13), могут также чаще отдавать предпочтение вербальному каналу, чем те, кто демонстрирует пассивную реакцию на стресс. Последний»*' фокусируясь на сигналах опасности, обычно уделяют больше внимания невербальным каналам. 2. Невербальный. Люди, которые сортируют преимущественно то, как говорит другой человек, будут обращать внимание на инто нацию, темп речи,*громкость и тембр голоса, дыхание и т. д. Как правило, они больше интересуются состоянием, которое физиоло» гически демонстрирует человек, чем тем, что он фактически гово рит. Обычно такие индивидуумы не доверяют вербальному кана лу, зная, насколько легко другие могут «работать языком», чтобы скрыть нечто реальное. Представители определенных профессий отдают явное предпочтение невербальным каналам (например, ак теры, медсестры, продавцы и т. д.). Злоупотребляя этим свойством, они могут делать заключения на основании «чтения мыслей» и даже сообщать собеседникам, что те «в действительности» думают и чув ствуют. Такие люди могут также предпочитать интуитивную сор тировку (№ 5). 3. Сбалансированный. Те, кто рассматривает оба канала как оди наково валидные способы передачи информации и данных (ком муникации), относятся к вербальной и невербальной составляю щей как к парасообщениям, не отдавая предпочтения ни одной из них. Язык и личность. Тем, кто предпочитает вербальные каналы^ нужны слова, и они обычно не доверяют своим «ощущениям» и интуиции, когда замечают сообщения и сигналы, поступающие по невербальным каналам. Вы можете услышать от них, к примеру; «Скажите мне, о чем вы думаете», «Поверьте мне на слово». Они могут быть излишне разговорчивыми, доверять словам и прием#¥ ведения беседы: дебатам, логике, дискуссии и т. д. Те, кто предпочитает невербальный канал, могут сказать: «Это лишь слова, а я хочу увидеть дела», «Ваши слова говорят одно, а ваш тон — дрУ" гоё». Люди, считающие, что наиболее качественную информацию дает пЬвёдёние, проявляют сильный интерес к навыкам наблюдения зЛ •людьми, а те, кто полагает, что самую качественную информацию обеспечивает язык, будут развивать преимущественно лингвистические навыки. Доступ к метапрограммам. Как эта метапрограмма влияет на ваш доступ к лингвистическим маркерам (вербальный канал) и физиологии (невербальный канал), которые информируют вас о метапрограммах? Первичные контексты. В формировании этой метапрограммы играет роль предпочитаемая репрезентативная система человека. Кроме того, если ребенок доверял родителям и учителям, которые подкрепляли свои слова соответствующими и конгруэнтными делами, он мог отдать предпочтение вербальному каналу. Разочарование и травма, связанные с разговорами взрослых, могут вызвать у ребенка недоверие к этому каналу, и он предпочтет «читать» невербальные каналы. Таким образом, весь опыт научения человека, то, насколько точно или обманчиво отражал язык межличностную реальность, в которой он рос, играют очень важную роль. Самоанализ • Вербальный/невербальный/сбалансированный Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения^ *' ■ • Увлечения/отдых* • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ Заключение На своем жизненном пути мы учимся делать ментальные разграничения. Мы научаемся сначала обрабатывать информацию либо глобально, либо детально; присоединять подобия или отсоединять различия; отдавать предпочтение визуальной, аудиальной, кинестетической или языковой системе; собирать информацию из внешнего мира или интуитивно из своего внутреннего мира; рассматривать решения или проблемы; проявлять устойчивость или теряться; сосредоточиваться или отвлекаться; задаваться вопросом почему или вопросом как воспринимать происходящее как НеНто статичное на макроуровне или как процессы на микроуррв-*№с; обращать больше внимания на дигиталыгую языковую систему или на аналоговую невербальную. В этих «ментальных» категориях (а также в других) мы учимся сортировать и отбирать или игнорировать информацию вокруг нас. Эти первые метапрограммы позволяют нам выделить дюжину параметров, характеризующих, как наш мозг (или мозг другого человека) осуществляет когнитивную обработку информации. Прежде чем переходить к новой главе, подумайте над вопросами, которые мы приводим ниже. Еще лучше, если вы достанете блокнот и сделаете записи. • Что вы узнали о собственном стиле «мышления», когда читали эти описания? • Какие метапрограммы, по вашим оценкам, более всего вли яют на ваши субъективные переживания? Хорошо ли они вам служат? • Насколько гибко ваше сознание использует эти первые две надцать метапрограмм? • Не злоупотребляете ли вы какой-либо из описанных здесь метапрограмм и не испытываете ли в этой связи тех или иных проблем или трудностей? Попробуйте внимательно изучить представленный здесь перечень когнитивных метапрограмм и представить, что вы используете другую сторону континуума при сортировке и обработке информации. Выполняя эту операцию, обратите внимание, в какой ментальный мир она вас переносит. Вспомните двух-трех людей, которых вы хорошо знаете по жизни. Затем пройдитесь по перечню и идентифицируйте когнитивные метапрограммы этих людей» Как это сказывается на вашей коммуникации с ними? № 1. Размер чайка: общий план/специфика; глобальность/детали; дедукция, индукция, абдукция № 2. Тип связи: присоединение/отсоединение; тождество/различие; согласие/несогласие № 3. Тип репрезентативной системы: визуальная/ аудиальная/кинестетическая/аудиально-диги-талъная № 4. Стиль сбора информации: аптайм/даунтайм № 5. Эпистемологический тип: сенсоры/интуитивисты № 6. Тип перцептивных категорий: полярности/континуум № 7. Тип сценарного мышления: сценарий с лучшим случаем/худшим случаем; оптимисты/пессимисты № 8. Тип перцептивной устойчивости: проницаемость/непроницаемость № 9. Тип фокусировки: помехоустойчивые/непомехоустойчивые № 10. Философская направленность: почему/как; причины/процесс решения №11. Тип структурирования реальности: аристоте-левскгш/неаристотелевский (статичный/процессуальный) № 12. Предпочитаемый канал коммуникации: вербальный (дигитальный)/невербаль-ный (аналоговый)/сбалансированный Краткий металог Метапрограммы — как метаформаты, или ментальные коды, информирующие сознание о том, как обрабатывать/форматировать информацию. Моя (MX) дочь Джессика спросила меня, ради чего я собираюсь прочитать книгу о компьютерах «Руководство по WordPerfect*. — Чтобы понять, как работает мозг моего компьютера, — ска зал я. — Чем больше я узнаю о его мозге и форматах его программ, тем в более хороших отношениях мы с ним будем и тем легче мне будет заставить его выполнять все мои команды! — Что значит «формат»? — спросила она. — Он указывает на форму или стиль, который компьютер при даст документу: размеры и ориентацию листа, размер и гарнитуРУ шрифта, начертание символов — жирный или курсив. — Папа, а если ты не будешь форматировать? — спросила она. — Тогда определяющими будут параметры по умолчанию. — Параметры по умолчанию? — Да, параметры, которые разработчик заложил в мозг ком пьютера, с тем чтобы, если ты не знаешь, что выбрать, ты, в сущности, соглашалась с выбором разработчика, с опциями по умолчанию. - Смотри, если нажать Shift-F8, то компьютер покажет все опции, относящиеся к форматированию документа. — Но я не вижу на экране никаких команд форматирования. — Не видишь. Нужно нажать на F11, чтобы вывести на экран коды. Shift-F11 и перед нами окно с кодами. Помнишь, я говорил о метапрограммах в НЛП? -Да. — Так вот, форматирующая команда Shift-F8 в WordPerfect дейст вует так же, как метапрограммы в человеческом сознании. Она пе ремещает человека на уровень, где он может форматировать и струк* турировать свою информацию в форме документа на любом уровне (слово, страница, документ) конкретности, который ему нужен. То есть с помощью Shift-F8 ты можешь установить новые мета программы для компьютерного мозга. — Здорово! — воскликнула она, а затем добавила: — А у людей есть кнопка Shift-F8, которая показывает их коды? — Ну, строго говоря, нет, — ответил я. — Папа, что означают эти уклончивые слова — «строго гово-: ря»? — Ну, если ты знаешь форматирующие опции, доступные че ловеческому мозгу, например общее или гештальт, присоединение* или отсоединение, визуальный, аудиальный, кинестетический и т. д., тогда, если ты посмотришь, как человек форматирует свою информацию, то сможешь легко определить, от каких опций по умолчанию он отталкивается при форматировании своей инфор мации. кл! — Здорово! А нельзя ли задать вопросы, своегорода форматирующие вопросы!, которые заставят человеческий ум форматировать определенным образом? — Ты меня опередила, маленькая проныраК. Можно. Предположим, ты спросила: «Как выглядит эта идея в целом?» Или: «Какая конкретная деталь вам необходима для лучшего понимания этой темы?» Или: «Если бы вы присоединили это к тому, что вы знаек те, какие мысли пришли бы вам на ум?», «А что, если вы исполни-* те роль адвоката дьявола и не согласитесь с тем, что я только что сказал?» Каждый вопрос побуждает ум форматировать определенным образом или переходить к той или иной метапрограмме» — Здорово. Поэтому, папа, когда ты посмотришь в целом на то, что ты хочешь сделать для меня сегодня вечером, и увидишь, что должно вызвать у тебя по-настоящему приятные чувства при реа лизации такой своей ценности, как быть хорошим отцом...
Глава 4 «Эмоциональные» метапрограммы
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.021 с.) |