Экстраверт/амбиверт/интроверт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экстраверт/амбиверт/интроверт



Концепт. Данная метапрограмма определяется тем, как люди обрабатывают собственные мысли и чувства в отношении своих социальных контактов с окружающими, особенно в контексте необходимости «восстановить свою энергию». Некоторые индивиды предпочитают проводить много времени с людьми (экстраверты), другие — в одиночестве (интроверты), третьи демонстрируют сбалансированное сочетание обоих паттернов (амбиверты).

Юнг охарактеризовал категорию интроверт/экстраверт как предпочитаемую установку. Она начинается с осознания того, обращаем ли мы внимание прежде всего на себя или на окружающих, направлено ли наше внимание вовнутрь или вовне. «Какой установки, проявляющейся в вашем поведении, вы придерживаетесь в отношении внешнего мира, мира людей?»

Извлечение. Экстраверсия и интроверсия связаны с желанием, потребностью человека либо общаться с другими людьми и социальным окружением, получая от этого удовольствие, либо пребывать в одиночестве, когда он находится в подавленном состоянии, обескуражен, испытывает негативные чувства или стресс. Мы можем выявить тот или иной паттерн, задав вопрос: «Когда вы нуждаетесь в подзарядке своих "батареек", то стараетесь быть рядом с людьми или предпочитаете уединиться или вы способны восстановить энергию в любой из этих ситуаций?» Идентификация

1. Когда речь идет о необходимости восстановить свой менталь но-эмоциональный заряд, воодушевиться, получить поддержку и пережить личное обновление, некоторые люди направляют свое внимание вовне на других и тем самым используют в состоянии стресса экстравертный стиль поведения.

2. Другие направляют свое внимание вовнутрь, уходят в себя, когда им нужно справиться со своими стрессами, негативными эмо циями, отсутствием мотивации и т. д. То есть в состоянии стресса их отличает интровертный стиль.

3. Тем, кто может поступать и так и так, с равной вероятнос тью, присущ амбивертный стиль.

Джеймс и Вудсмолл (James & Woodsmall, 1988) утверждают, что у интроверта обычно бывает меньше друзей, но его взаимоотношения отличаются большей глубиной; он подолгу раздумывает, прежде чем действовать, любит работать в одиночестве, имеет высокие показатели в тестах способностей, ценит концепты и эстетику, ищет причины в себе. Экстраверт имеет множество друзей и знакомых, но, как правило, глубоко привязан к немногим людям; он ищет причины в других людях и в окружающей среде и может испытывать страх перед одиночеством.

Подстройка и язык. Прислушайтесь к ценностям человека и определите, требуются ли ему другие люди, которые могли бы его воодушевлять и поддерживать, или он ценит самостоятельные действия. Прислушайтесь к внутренним и внешним референтам в ситуациях, когда человек находится в подавленном состоянии и нуждается в стимуляции.

Эмоции. Данная метапрограмма дает о себе знать, когда человек подавлен и хочет почувствовать себя лучше. Подзаряжает ли общение с окружающими его «батарейки» или, наоборот, разряжает их?

Каждый человек чувствует себя наиболее комфортно в определенных условиях. Интроверты наслаждаются покоем, который они находят во внутреннем мире своих мыслей и идей. Они воепринимают его как уединение. Крайним проявлением интроверт-ного стиля является затворничество. Интровертный стиль присущ 25% населения. Поскольку такие люди направляют свое внимание на идеи, концепты, мысли, зачастую они добиваются более глубокой концентрации и интроспекции. Они находят экстраверсию поверхностной и неестественной.

Экстраверты предпочитают общество других людей и поэтому любят собрания, вечеринки, различные мероприятия. Этого стиля придерживаются 75% населения. Поскольку экстраверты тянутся к людям, их отличает открытый, ориентированный на деятельность, импульсивный стиль поведения, предполагающий хорошо развитые навыки социальной адаптации, разговорчивость, непосредственность и т. д. Как правило, такие люди воспринимают одиночество и уединение как источник страданий и боли.

Первичные контексты. Некоторые неврологические исследования указывают на врожденные факторы, предрасполагающие человека к выбору стиля, характеризующегося застенчивостью и уединением или общительностью. Однако это не является исчерпывающим объяснением данной программы. Склонность человека к экстраверсии или интроверсии в значительной мере обусловливается тем, как значимые люди моделировали социальные интеракции и навыки, превращали ли они этот процесс в источник радости или в сущий ад.

Самоанализ

• Экстраверт/амбиверт/интроверт

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

30. Сотрудничество и руководство

Независимый/ командный игрок/руководитель

Концепт. Данная метапрограмма связана с тем, как человек воспринимает и осуществляет работу с другими людьми в ситуации, ориентированной на выполнение задания. Как он хочет позиционировать себя по отношению к группе? Обычно принято выделять следующие типы поведения: можно оставаться 1) независимым, 2) работать в коллективе (играть в команде) или 3) быть руководителем.

Описываемая метапрограмма относится прежде всего к контекстам, предполагающим выполнение определенной задачи, и поэтому имеет существенное значение для сферы бизнеса. Она дает ценную информацию, позволяющую определить способность человека управлять собственными действиями, работать в составе команды и/или руководить другими. Она также позволяет оценить гибкость человека в межличностных отношениях. Заинтересован ли он в успехе других людей, желает ли он помогать им и т. д.? *р;*

Извлечение. Задайте в указанном порядке три приведенных ниже вопроса:

1. Знаете ли вы, что вам необходимо для того, чтобы испыты вать позитивные чувства и успешнее функционировать на работе (или при выполнении данного задания)?

2. Знаете ли вы, что необходимо другому человеку для более успешного функционирования?

3. Легко вам или трудно сказать человеку, что ему необходи мо сделать для достижения успеха?

Когда вы зададите эти вопросы, могут выявиться следующие паттерны: я и другие; только я; только другие; я, но не другие; командные игроки.

Идентификация

1. Те, кому присущ паттерн я и другие (руководство), ответят «да» на все три вопроса. Они ответят так потому, что обрабатыва ют информацию, производят оценку и ориентируются, руководя как собой, так и другими. Они знают, что им необходимо сделать для достижения успеха, знают, что необходимо сделать другим, и говорят об этом без колебаний (согласно оценкам, от 60 до 80% населения США). Зачастую люди, относящиеся к этому типу, с их установкой «брать ответственность на себя», полагают, что дру гие должны следовать и следуют тем же принципам и ценностям, что и они (см. суждение как тип адаптации, № 22).

2. Люди с паттерном только я (независимые работники) отве тят: «Да, нет, нет». К ним относятся те, кто обрабатывает инфор мацию, производит оценку и ориентируется независимо. Они об ладают способностью к руководству, поскольку владеют стратегиями, ведущими к успеху, но не любят руководить (согласно оценкам, всего лишь 1-2%).

3. Люди с паттерном только другие (зависимые работники) от ветят: «Нет, да, да/нет». Они склонны ждать, пока начальник, си стема, супруг не скажут {Им, что нужно делать. Возможно, им не хватает интуитивного понимания того, что следует делать, либо доверия к собственным суждениям, либо они функционируют в пассивной и выжидательной манере. Как правило, они незамед лительно берутся за дело, стоит им получить инструкции- Бюрок раты также ответят: «Нет, да, да». (По оценкам, 6-7%.)

4. Люди с паттерном я, но не другие (потенциальные руково дители) ответят: «Да, да/нет, нет». Они знают, что необходимо другим для успеха, но не чувствуют себя вправе вмешиваться или участвовать в подобной коммуникации. Их могут сдерживать те или иные убеждения, ценности, предыдущий опыт, отсутствие навыков и т. д. Это означает, что обычно они не проявляют ника кого желания руководить (согласно оценкам, от 15 до 20%).

5. Командные игроки ответят: «Иногда, иногда, иногда». К ним относятся те, кто обрабатывает информацию, производит оценки и ориентируется посредством модели командной игры. В зависи мости от обстоятельств и контекста они могут желать или не же лать исполнять роль руководителя, но стремятся к обеспечению успеха группы в целом.

Язык. Если мы зададим следующий открытый вопрос, мы можем выявить потребность человека в опеке, коллективных действиях или в независимости. «Расскажите мне о производственной ситуации, в которой вы испытывали наиболее позитивные чувства. Когда и где она имела место? Какие факторы способствовали вашему чувству состоятельности?»

Эмоции. Независимые люди предпочитают действовать само стоятельно. Они также склонны отвечать за собственную моти вацию и поступки. Они имеют высокие показатели в тестах са моконтроля и дисциплины (отнесение к себе, № 14). Те, у кого подобная реакция проявляется в крайней форме, будут стремиться к независимости потому, что они «не хотят никого слушать». Ко мандные игроки предпочитают дух товарищества, который созда ется в процессе коллективной деятельности и совместной рабо ты над чем-то. Им дороги термины и концепты, связанные с еди нением: «семья», «быть.в кругу людей» и т. д. Руководителям нравится роль контролеров, которые наставляют и направляют людей.

Подстройка. Подстройте свою коммуникацию в соответствии с паттерном собеседника.

Первичные контексты. Не утихают споры о том, являются ли лидерские качества врожденными и наследственными. На данный момент у нас нет доказательств «врожденного» лидерства. По-видимому, такое поведение обусловлено прежде всего стилем социальной активности на раннем этапе жизни, мыслями и чувствами, сопровождающими подобное поведение, стремлением походить или не походить на соответствующие модели. Очевидно, травматический опыт может стать значимым стимулом, побуждающим отказаться от попыток работать с людьми или руководить ими!

Данную метапрограмму могут упрочить переживания на раннем этапе профессиональной карьеры. Человек, который испытывает удовлетворение от работы в коллективе или от руководства, несомненно, будет и в дальнейшем получать большое удовольствие от подобной деятельности. То же самое может происходить, если в этой области человек видит перед собой позитивную ролевую модель.

Самоанализ

• Руководство/независимость/зависимость/потенциальный руководитель/командный игрок

Контексты:

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

№31' Коммуникативная категория

Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/ отвлекающийся/'уравновешенный

Концепт. Вирджиния Сатир заметила, что коммуникация включает в себя и содержание, и стиль. Она выделила пять стилей, или модусов, коммуникации, которые мы теперь называем «коммуникативными категориями Сатир». Основные стилистические модусы коммуникации в ее модели связаны с четырьмя, как правило неэффективными и непродуктивными, установками, хотя иногда мы можем извлекать из них определенную пользу. К ним относятся обвинение, заискивание,расчетливостъ и отвлечение. Сатир назвала в целом здоровый модус уравновешенностью.

Извлечение. «Как вы обычно осуществляете коммуникацию, если рассматривать ее с точки зрения заискивания, обвинения, расчетливости, отстранения или уравновешенности?»

Идентификация

1. Заискивание имеет место в тех случаях, когда человек успокаивает, ублажает, унимает кого-то и идет на уступки. Когда человеку «необходимо» доставлять удовольствие другим, он попадает в зависимость от того, одобрят его действия или нет. В эмоциональном отношении заискивающие опасаются, что другие могут рассердиться и покинуть или отвергнуть их. Поэтому они разговаривают вкрадчивым голосом, все время пытаются угодить, постоянно извиняются и никогда не возражают. Слова, которые они используют, нацелены на согласие и ублажение. Заискивающий всем своим видом показывает: «Я беспомощный и маленький человек». Он будет подлизываться, суетиться, льнуть к вам. Подобно щенку кокер-спаниеля, он изо всех сил старается доставить удовольствие.

Чтобы проверить на себе установку заискивания, попробуйте представить, что вы — жалкая личность. Ведите себя как «подхалим». Разговаривайте так, будто вы не способны действовать самостоятельно и вам постоянно требуется одобрение со стороны других. Скажите себе: «Я рад уже тому, что меня кормят», «Я перед всеми в долгу», «Я чувствую себя ответственным за все неудачи», «Я мог бы остановить дождь, если бы только пошевелил мозгами, но у меня их нет». Соглашайтесь с любой критикой в ваш адрес. Ведите себя в максимально елейной, страдальческой, раболепной манере.

Представьте, что вы опустились на одно колено, слегка раскачиваясь из стороны в сторону и протянув руку, подобно нищему. При этом ваша голова высоко поднята, так что у вас напрягается Щея и появляется резь в глазах, в результате чего у вас сразу же начинается головная боль. Если вы начнете говорить из такого положения, ваш голос будет звучать плаксиво и пискляво. Вам "Удет не хватать воздуха, чтобы сохранять звучный, выразительный голос. Затем скажите: «Ну вы же знаете, что мне все равно», «Желания других людей для меня закон», «Что я хотел бы предпринять? Не знаю. А чего хотели бы вы?»

 

Вине потерял отца, когда ему было 12 лет. Затем, увидев, как трудно приходится его «некомпетентной» матери, он взял на себя ответственность за воспитание двух младших братьев. Однажды, когда ему было 15 лет, он провел пару дней вне дома с приятелем.

Вернувшись, Вине обнаружил опустевший дом. Его мать уехала, не поставив его в известность, так что он оказался в пустом доме и без еды. В этот сложный момент он решил: «Если я когда-либо женюсь, то, что бы ни случилось, я не порву отношений со своими детьми и не стану для них чужим».

Позже, женившись, Вине оставался верен этому решению. Спустя 31 год его жена умерла. В это время к семейному бизнесу подключилась его 22-летняя дочь, которая стала присматривать за офисом его магазина автозапчастей. Вскоре Вине обнаружил, что она растратила 35 тысяч долларов из кассы их предприятия. Дочь уже неоднократно уличали в воровстве и подделке чеков, но Вине всегда брал ее на поруки — так требовали его убеждения и принятое некогда решение в отношении «семьи».

Вине использовал метапрограмму заискивания в общении с дочерью. Следуя своему ограниченному убеждению, он готов был сделать все, чтобы угодить ей и сохранить их отношения.

Винсу пошло бы на пользу, если бы он научился в нужный момент переходить к модусам расчетливости и уравновешенности — например, когда ему требовалось установить те или иные пределы, решить некую проблему и определить границы ответственности.

2. Под обвиняющим поведением понимают придирки, диктат и привычку распоряжаться. Обвинитель ставит себя выше других, давая им понять: «Если бы не вы, все было бы в порядке». Обвинителям кажется, что их никто не любит. Что касается внутренних ощущений, то их беспокоит постоянное мышечное напряжение, свидетельствующее о повышенном артериальном давлении. Обвинитель обычно разговаривает строгим, напряженным, пронзительным и громким голосом.

Чтобы проверить на себе обвинительную установку, начните говорить громким и повелительным голосом, обрывайте всех и вся, указывайте пальцем на то, что вам не нравится. Начинайте предг ложения со слов: «Вы все делаете наоборот, почему это происходит?» Не обращайте внимания на ответ. Расценивайте любой ответ как не имеющий значения. Уделяйте основное внимание тому» как придать себе больший вес в глазах окружающих, вместо того чтобы выяснять что бы то ни было.

 

Обвинители дышат, делая короткие напряженные вдохи, часто задерживая дыхание. Это вызывает напряжение мышц гортани. У типичного обвинителя бывают вытаращены глаза, раздуты мышцы шеи и ноздри, к его лицу приливает кровь, он говорит охрипшим голосом. Встаньте так, чтобы одна рука была у вас на бедре, а другая устремлена вперед с вытянутым указательным пальцем. Сморщите лицо, искривите губы, раздуйте ноздри, ругайтесь и критикуйте. Затем скажите: «Вам наплевать на мои чувства», «Никто здесь не принимает меня в расчет», «Вам обязательно нужно быть впереди всех?», «Почему вы думаете только о себе?» Обвинители часто употребляют «родительские» слова: никогда, ничего, никто, все.

3. Расчетливость предполагает отстраненное отношение к собственным эмоциям. Расчетливый человек старается реагировать в корректной и благоразумной манере, которая не напоминает о чувствах. Он реагирует спокойно, хладнокровно и собранно, подобно мистеру Споку из фильма «Звездный путь» {Star Trek), идеальному примеру расчетливости. Когда вы производите расчеты, ваше тело кажется вам сухим и холодным, ваш голос звучит монотонно, а ваша речь изобилует абстрактными словами. Как правило, люди избирают эту установку из страха перед собственными чувствами.

Чтобы проверить на себе расчетливую установку, употребляйте как можно более длинные слова (в любом случае, после первых фраз все перестанут вас слушать). Представьте, что ваш позвоночник — это длинный и тяжелый стальной прут. Стремитесь к тому, чтобы он оставался как можно более неподвижным. Пусть ваш голос станет глухим, а ваше тело, начиная с головы и ниже, — совершенно бесчувственным. «Нет сомнений, что существует простое решение проблемы», «Ясно, что ситуация чрезмерно драматизируется», «Преимущества этих действий были показаны со всей очевидностью», «Подобные предпочтения вполне типичны в этой области».

Диссоциация, свойственная расчетливому модусу, может принести пользу в том случае, когда необходимо кого-то одернуть и при этом вам не должны мешать ваши эмоции. Чтобы почувствовать себя в этом состоянии, сыграйте роль «антрополога» или ученого-теоретика и употребляйте при этом множество заумных, туман-Hbix слов. На косвенную критику: «Некоторые люди не знают, когда им следует умолкнуть» отвечайте в ярко выраженном расчетливом стиле: «Интересная мысль, и она, определенно, верна в отношении некоторых людей».

 

4. Отвлекающийся человек реагирует в непредсказуемой, пе ременчивой манере, постоянно прерывая других и себя самого. От влекающийся совершает быстрые циклические переходы от од ного паттерна к другому и постоянно меняет модусы. Все, что он делает и говорит, не имеет никакого отношения к словам и дей ствиям остальных людей. Его внутренние ощущения характери зуются сумятицей и паникой. В его голосе часто появляется на певность, которая не гармонирует со словами и то возрастает, то убывает без видимой причины. Его речь не сфокусирована. От влекающийся чередует модусы обвинения, заискивания и урав новешенности, а затем начинает говорить нечто совершенно не уместное. Это приближает данный стиль к паттерну отношений, определяемому как «сведение с ума» (типичному для «погранич ных» случаев).

Чтобы опробовать эту отвлекающуюся установку, представьте, что вы — асимметричный волчок, который постоянно вращается, но при этом остается на месте. Пусть ваш рот, туловище, руки и ноги находятся в постоянном движении. Игнорируйте вопросы и переходите к другой теме. Начните стряхивать пылинки с одежды собеседника. Сведите колени вместе, вывернув их внутрь, так, чтобы стопы были вывернуты наружу. В этом случае ваши ягодицы выпятятся, а голова будет втянута в плечи.

5. Уравновешенность соответствует уверенной коммуникации, когда слова и действия человека прямо и непосредственно отра жают его истинное состояние. При подлинной уравновешеннос ти передаваемое сообщение отличается конгруэнтностью, так что слова человека соответствуют выражению его лица, позе и тону голоса. Этот делает отношения безопасными, открытыми и спо собствующими подлинной близости.

Подстройка. За исключением уравновешенности, перечисленные паттерны указывают на несоответствие между внутренними чувствами человека и тем, как он выражает их в разговоре и поведении. Как правило, два человека, использующие одну и ту же категорию Сатир, не достигают взаимопонимания в процессе общения. Поэтому, за обозначенным выше исключением, не присоединяйтесь к модусу Сатир, когда вы с ним сталкиваетесь. Если вы присоединитесь к нему, это лишь усилит его. За информацией относительно расширенного использования этих установок обратитесь к «Структуре магии, том II», где Бэндлер и Гриндер соотносят их с репрезентативными системами и метамоделью.

 

Первичные контексты. Данные коммуникативные установки, как правило, обусловлены социальным импринтингом под влиянием значимых людей, а также сопутствующими болью и/или удовольствием.

Самоанализ

• Обвиняющий/заискивающий/расчетливый/отвлекаю щийся/уравновешенный

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

№ 32. Общая реакция

Конгруэнтная/неконгруэнтная/соперничество/ сотрудничество/полярность/метапозиция

Концепт. Когда мы реагируем на людей, объекты, информацию и события, то можем делать это различными способами, в зависимости от стиля и расходуемой энергии: конгруэнтно или неконгруэнтно, в духе соперничества или сотрудничества, демонстрируя полярную или метапозиционую реакцию.

Извлечение. «Когда вы попадаете в определенную ситуацию, как вы обычно реагируете? Вам кажется, что: 1) ваши действия конгруэнтны вашим мыслям и чувствам и гармонируют с ними или что ваши действия не конгруэнтны им? 2) Вы реагируете, ощущая свое единство с предметом обсуждения или испытывая чувство несогласия? 3) Либо вы предпочитаете приподняться над непосредственным контекстом и проанализировать ситуацию?»

Идентификация

1. Конгруэнтная реакция означает чувство согласия с чем-то. Конгруэнтная реакция на безмятежную естественную обстановку» например на какое-то тихое место с зеленой травой и журча-Щим ручьем, сводится к чувству расслабленности и спокойствия. такая реакция соответствует характеру и качеству репрезентаций Внутреннего состояния.

2. Напротив, неконгруэнтная реакция предполагает, что мы мыс лим и чувствуем в одном ключе, а реагируем в другом. Такой несин-^. хронизированный стиль реагирования означает, что наша реак ция не соответствует нашим репрезентациям или состоянию. Так, если мы наблюдаем безмятежную сцену и при этом испытываем раздражение, наша неконгруэнтная реакция показывает, что ка кая-то другая модель мира в нашем сознании старается привлечь к себе внимание.

3. Реакция соперничества предполагает оценку переживания, мысли и эмоции с точки зрения сравнения и соперничества: «Что я оцениваю как наилучшее, первое, ведущее и т. д.?» Человек, ре агирующий таким образом, может прийти в состояние возбужде ния: «Готов поспорить, что я могу расслабиться быстрее и полнее, чем вы!»

4. Реакция сотрудничества предполагает мышление с точки зрения оказания помощи другим людям и готовности поделиться с ними опытом. «Как мне добиться того, чтобы эта ситуация стала более приятной, радостной и ресурсной для всех?» Человек, реа гирующий в духе соперничества, мыслит в терминах «победа/по-» ражение», а реагирующий в духе сотрудничества — в терминах «победа/победа».

5. Полярная реакция характеризует смещение к противополож ному полюсу континуума возможностей или реакций. Безмятеж^ ная сцена может вызвать у человека еще больший стресс и напря жение. В его уме могут возникать мысли об опасности: «Мир не долговечен; это иллюзия!» Человек мысленно рассматривает противоположный вариант (отсоединяется, № 2) и реагирует со ответствующим образом. Поскольку метапрограмма полярности характеризует человека, автоматически демонстрирующего реакя? цию, обратную той, которую вы хотели у него вызвать, проигрыш вание полярности предоставляет возможность выбора. В данном случае используйте подход Братца Кролика. Когда Братец Лис стал ему угрожать, Братец Кролик попросил его только об одном: что бы он не бросал его в терновый куст. Разумеется, Братец Лис именно это и сделал.

6. Метапозиционная реакция характеризует обработку инфор мации на более высоком логическом уровне, когда человек при** поднимается над непосредственным содержанием, осмысляя его: «Занятно, что изображение этой спокойной сцены выглядит рас плывчатым и не совсем четким. Если мы сделаем снимок более резким и контрастным, сцена будет казаться менее спокойной»-

 

Чем мы гибче, тем проще нам продемонстрировать любую из перечисленных реакций по своему желанию. Менее гибкие люди часто зацикливаются на одном или двух стилях реагирования. Люди с сильной волей, склоняющиеся к полярным реакциям, также привержены стилю соперничества и противоборства, помогающему им выдерживать конкуренцию (№ 41).

Подстройка. Присоединитесь к стилю реагирования, присущему человеку, прежде чем вы попытаетесь подвести его к иной реакции.

Язык. Прислушайтесь к словам, характеризующим конгруэнтность, сотрудничество или соперничество, полярность («да, но...») и метапозицию («над, вокруг»).

Первичные контексты. Как правило, мы усваиваем определенные реакции в процессе социального обусловливания. В дальнейшем боль и травматический опыт могут способствовать тому, что мы выберем паттерн мышления, характеризуемый неконгруэнтностью, соперничеством и полярностью, — это будет нашей защитной реакцией, помогающей справиться с трудностями.

Самоанализ

• Конгруэнтность/неконгруэнтность/соперничество/ сотрудничество/полярность/метапозиция

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:_________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

33. Тип соматической реакции

Активный (реактивный)/ рефлексивный (инертный)/оба

Концепт. Мы уже встречались с этой метапрограммой, когда °на прилагалась к нашим эмоциональным реакциям на окружающий мир (№ 16). Здесь мы прилагаем ее к социальному контек-СЩ, связанному с тем, как мы реагируем на людей и события. Мы делать это по-разному в зависимости от стиля и затрачиваемой энергии: активно (проактивно и реактивно), рефлексивно (инертно) или сбалансированно.

Извлечение. «Когда вы оказываетесь в какой-то социальной ситуации (внутри группы, в учебной аудитории, в составе команды, в кругу родственников и т. д.), то обычно быстро оцениваете обстановку и действуете или тщательно анализируете все возможные последствия и только затем действуете? Какова ваша типичная реакция?»

Идентификация

1. Социально активный человек действует незамедлительно. Он идет навстречу человеку или событию — либо из ощущения угро зы (агрессия), либо осуществляя свое желание (навстречу ценно стям). Если человек слишком активен, он может реагировать им пульсивно и необдуманно. Люди, ориентированные на действие, обычно совершают множество ошибок. Но они также часто доби ваются успеха. Они быстро говорят, думают и действуют. Они любят «брать быка за рога» и доводить дело до конца. Когда их отличает сбалансированность, они действуют в проактивном ключе. Как пра вило, им присуща внутренняя ориентация (№ 14). Подстраивай тесь к ним с помощью слов: «Беритесь за дело не мешкая», «До бивайтесь своей цели». Избыточность и импульсивная энергия мо гут вести к реактивности. Сбалансированность и модуляция ведут к ресурсному состоянию проактивности. (Согласно оценкам, это 15-20% населения США.)

2. Социально рефлексивные люди предпочитают исследовать и размышлять, прежде чем предпринять какие-то действия в отно шении группы. Они могут позволить событиям идти своим ходом в течение длительного времени, не предпринимая никаких само стоятельных шагов. Они не рискуют переходить к действиям из опасения совершить промах. Обычно они менее уверены в себе и более настороженны. Люди, у которых данный паттерн стано вится чрезмерно выраженным, могут медлить в ущерб себе и пре вращаться в инертных. Мы редко встречаем инертных людей в аван гарде делового мира. Как правило, они придерживаются внешней ориентации (№ 14). Они работают наиболее успешно в обстанов ке, требующей глубоких размышлений и рефлексии. (Согласно оценкам, это 15-20% населения США.)

3. Социально сбалансированные люди, использующие оба сти ля, энергично добиваются своих целей в групповых контекстах, при этом обдумывая свои действия достаточно глубоко. Прежде чем двигаться вперед, они посвящают определенное время анализу обратной связи. (Согласно оценкам, это 50-65% населения США.)

Первичные контексты. Очень похожи на контексты для паттерна эмоциональных реакций (№ 16). Та метапрограмма описывала, как человек соматизирует свои реакции, а в фокусе этой находятся реакции на социальную и профессиональную среду.

Самоанализ

• Активный /рефлексивный/оба

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

№ 34. Предпочтения в работе

Объекты/системы/люди/информация

Концепт. Когда мы заняты в таких «значимых видах деятельности», как работа, выполнение профессиональных обязанностей и т. д., то демонстрируем предпочтения в отношении того, с чем нам работать: с объектами, системами, людьми или информацией (эта метапрограмма тесно связана с метапрограммой сотрудничества и руководства, № 30).

Извлечение. Воспользуйтесь тем же набором вопросов, что и при сортировке на сотрудничество (№ 30), или вовлеките человека в рабочую ситуацию, в которой он испытывает наиболее позитивные чувства.

Идентификация

1. Объекты. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с объ ектами, будут говорить о таковых, а не о людях, идеях или систе мах. Они редко сфокусированы на людях или на собственных чув ствах, более всего их волнует задание — выполнение работы, дос тижение целей и конечный результат деятельности.

Системы. Те, кто ориентируется на работу с системами, размЬ1щляют и беспокоятся прежде всего о процессах, взаимоотно шениях, причинно-следственных связях, планах и процедурах. Их волнуют не столько люди или собственные чувства, сколько функционирование системы, работа объектов и т. д.

3. Люди. Те, кто ориентируется прежде всего на работу с людьми, сфокусированы на мыслях, чувствах и благополучии людей. Они симпатизируют людям, хорошо взаимодействуют с ними, обладают развитыми социальными навыками, разговорчивы, готовы помочь и т. д.

Первичные контексты. Данная метапрограмма проявляет себя аналогично эмоциональной сортировке предпочтений (№ 24) и имеет прямое отношение к ситуациям, связанным с работой и выполнением заданий.

Самоанализ

• Объекты/системы/люди/информация

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________.«

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:. уровень ДА/НЕТ

№ 35. Способ сравнения

Количественный/качественный

Концепт. Данная метапрограмма связана с характером сравнений, которые мы и другие люди производим при сопоставлении объектов. Она проявляется всякий раз, когда сознание чело-? века направлено на то, чтобы сделать выбор между двумя или более вариантами. Затем мы производим сравнения, делая это одвдЙ£ из двух общих методов: количественным или качественным.

Извлечение. «Как бы вы оценили свою работу?», «Как бы вы оценили особенности своих взаимоотношений?», «Как вы определяете результативность своей работы? На основании чего?*35

Идентификация. Прислушайтесь, говорит ли человек о коли' честве (цифры, сроки, суммы и т. д.) или о качестве. Предпочита-ет ли он исследования и обоснования, опирающиеся на количественные или качественные показатели?

1. Количественная сортировка. Люди с этим стилем, отвечая на вопросы, упоминают цифры, категории, порядок, оценки, стандарты и т. д.: «На этой неделе я занял первое место по производственным показателям», «В этом месяце я выполнил свои обычные четыре процента». В данном случае сознание человека направлено на внешние стандарты, эмпирические визуальные, аудиаль-ные и кинестетические индикаторы (сенсоры, № 5), и поскольку он начинает с конкретных деталей, то мыслит и рассуждает индуктивно (№ 1).

2. Качественная сортировка. Люди с этим стилем обработки информации отвечают с использованием слов, указывающих на качество их опыта — хорошо, лучше, неважно, плохо, превосходно и т. д.: «Спасибо, у меня все хорошо», «Мы никогда не были так близки и не испытывали таких нежных чувств друг к другу». Здесь сознание человека направлено на внутренние факторы, значения, принципы и т. д. (интуитивисты, № 5), и поскольку он начинает с глобального уровня, то мыслит и рассуждает дедуктивно или аб-дуктивно (№ 1).

Язык. Когда человек производит сравнение, мы можем устранить неопределенность с помощью метамодельного вопроса: «По сравнению с чем, с кем, с каким стандартом или критерием?» В ответ каждый человек приводит свой излюбленный вид сравнения (количественное или качественное) и стандарт, которым он пользуется. В ответе: «Мои дела столь же успешны, как и два года назад» содержится и качественная («успешны»), и количественная («два года назад») оценка, производимая относительно прежних критериев человека. В ответе: «Мои дела успешны настолько, насколько позволяют обстоятельства» содержится только качественное сравнение («успешны»). Ответ: «На следующей неделе я буду чувствовать себя намного лучше» соотносит количество (следующая неделя) с будущим состоянием человека, используя качественный стандарт («лучше»). В высказывании: «Я чувствую себя лучше, чем большинство людей в моем возрасте» используется стандарт других людей.

Первичные контексты. В данном случае наши предпочтения в отношении работы с внешними показателями (количество) или внутренними значениями и эмоциями (качество опыта), а также оценка эффективности с помощью тех или других могут быть обусловлены физиологическими паттернами правого и левого полушария мозга. Очевидно, что на предпочитаемый нами паттерн сортировки будут оказывать сильное влияние контексты, которые санкционируют, подкрепляют, вознаграждают и/или карают либо первый, либо второй стиль.

 

Самоанализ

• Количественная сортировка/качественная сортировка

Контексты

• Работа/карьера • Интимные отношения

• Взаимоотношения • Увлечения/отдых

• Спорт • Другое:________

• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма: уровень ДА/НЕТ

№ 36. Источник знаний

Моделирование/'концептуализация/'демонстрация/ опыт/ авторитетное мнение

Концепт. Данная метапрограмма связана с тем, каким образом человек получает информацию, когда принимает то или иное решение. Она сходна с метапрограммой убеждения (№ 17), однако здесь речь идет не о том, почему человек воспринимает некую информацию как истинную, а об источнике такой информации.

Извлечение. «Какой источник знаний вы считаете наиболее авторитетным и надежным?», «Где вы собираете надежную информацию, которой можете доверять?», «Когда вы принимаете решение сделать что-то, откуда вы получаете информацию, санкционирующую эти действия?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.094 с.)