Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метапрограммы в проявлении эмоций и соматизации (№ 13-19)
В этой главе мы сосредоточимся на метапрограммах другого ряда — на тех, которые описывают, каким образом наши когнитивные (или ментальные) процессы запускают эмоции, формируя «эмоциональные» состояния сознания. Данные паттерны операционной системы влияют на способы, какими мы направляем внимание, получаем, обрабатываем и продуцируем информацию, что, в свою очередь, отражается на наших «эмоциях». «Эмоции» отличаются от чисто телесных ощущений (нашей кинестетики) тем, что они предполагают определенную когнитивную оценку или суждение. На чисто чувственном уровне (К+или~) страх, гнев, волнение, вожделение, радость и т. д, во многом связаны с тем же самым видом физиологического возбуждения, биохимическими «соками», нейротрансмиттерами и неврологией. Однако «эмоции» характеризуются тем, что они содержат в себе оценки. Таким образом, «эмоции» (метакинестетика, Кт) обусловлены оценочным процессом и включают его. «Позитивные» эмоции связаны с ощущением, что наши ценности подтверждаются, а «негативные» — с ощущением, что они умаляются, попираются и отрицаются. * • Здесь мы полностью соглашаемся с представлением, которое выразил Кожибски (Korzybski, 1941/1994), когда писал через дефис такие понятия, как «мышление-эмоция», «мысле-чувства», «нейро-лингвистика» и т. д. «Сознание» и «тело» не функционируют и не могут функционировать обособленно. Подобный эле-^ентализм наносит на карту противоречащее фактам подобие не-Рвной системы человека. В то же время наличие между ними свя-Зи предполагает обработку информации в коре головного мозга (и в других отделах) и соматизацию этих оценок по всему организму. /Элементализм — термин общей семантики —указывает на то, что холистический феномен, например мыщ-ление-эмоции, рассматривается как состоящий из обо-собленных частей или элементов. «Противоречащий фактам» указывает в общей семантике на результат картирования. Ментальная илилингвистическая карта неточно изображает какую-то особенность.] Тем самым* в нашем «мышлении» всегда присутствуют теле сные ощущения и неврология, а в «эмоциях» — «мышление» как осознание, понимание, идеи, концепты и т. д. Всегда и неизбежно мы имеем и можем иметь только мысли-и-эмоции сознания-тем. Когда превалирует когнитивный аспект, мы имеем лшслм-эмоций, а когда доминирует соматическая, чувственная, неврологическая часть — мысли-амоцгш.
Эллис выразил холистическое представление о сознании-тейе так: Человеческое мышление и эмоции — это не совершенно разные процессы, временами они в значительной степени накладываются друг на друга. Эмоции почти всегда проистекают из идей, мыслей, установок, убеждены^., имогут быть коренным образом изменены, еслимодифи-цировать мыслительные процессы, которые их порождают (Ellis, 1976). То есть поскольку человек мыслит, постольку он проявляет эмоции. И когда человек вносит изменения в свое мышление, меняются и его эмоции. Именно так можно описать когнитивно-поведенческий механизм психотерапевтического изменения. № 13. Стиль эмоционального совладения, или паттерн реакций на стресс: пассивность/агрессия/ уверенность № 14. Система отсчета или авторитет: внутренняя/ внешняя; отнесение к себе/отнесение к другим № 15. Тип эмоционального состояния: ассоцииро-ванное/диссоцииро-ванное;чувства/мышление № 16. Тип соматической реакции: инертная/рефлексивная/активная № 17. Убедительность или правдоподобие: выглядит, звучит, ощущается правильно; придает смысл № 18. Тип эмоциональной направленности: направ-ленность/диффузность № 19. Эмоциональная интенсивность/насыщенность: скудость/изобилие * №13» Стиль эмоционального совладению, или паттерн реакций на стресс Пассивность/агрессия/уверенностъ Концепт. Данный тип сортировки относится прежде всего к «стрессу», независимо от того, принимает ли тот форму угрозы и опасности (хронической или разовой) или форму перегрузки (хронической или разовой). Как человек осмысляет и/или сортирует подобные стрессоры? Идет ли он навстречу им, чтобы оказать сопротивление и «принять вызов», или отступает, избегая их? Синдром «бей/беги», или синдром общего возбуждения, описывает неврологический процесс, о котором сигнализирует сознательный ум (посылая сообщения об «опасности» или «перегрузке»), но которым управляет исключительно «бессознательный» ум (автономная нервная система). Именно он подготавливает физиологию и неврологию к принятию энергетического состояния высокого уровня для нападения или бегства. В случае неоднократного опыта «нападения/бегства», травмы, дистресса и т. д. мы можем научиться «отключать их» от сознания. Люди, у которых подобный стиль поведения становится «ведущей программой» при формировании реакции, оказываются в диссоциированном состоянии, и если это происходит слишком часто, то может вызвать диссоциированные расстройства личности (см. № 15 — Ассоциированное/диссоциированное состояние).
Извлечение. «Когда вы чувствуете, что вам что-то угрожает или бросает вызов... реагируете ли вы немедленно на эмоциональном уровне, желая отступить или броситься в атаку?» Предложите человеку привести вам несколько конкретных примеров, когда Он попадал в ситуацию сильного стресса. Какую реакцию на стресс ВЬ1 обнаруживаете: «наступательную» или «оборонительную»? Идентификация. Наступательная и оборонительная реакции МоЦионального совладания обусловлены синдромом «бей/беги», встроенным в саму нашу неврологию. Рассмотрите эти проявления синдрома общего возбуждения на континууме, простираю** щемся от одной крайности (пассивность) до другой (агрессия^ Рассмотрите также, как человек реагирует в различных областях жизни: работа/карьера, семья, взаимоотношения, увлечения, спорт и т. д. 1. Те, кто реагирует агрессивно, идут навстречу своим стреФ сором. В большинстве случаев им даже нравятся трудности, стресД давление и приключения. Присмотритесь к автоматической и мгно венной реакции, выражающейся в желании принять вызов или преодолеть стресс. Когда человек злоупотребляет подобной реак цией или проявляет ее, не раздумывая, он может стать вспыльчи вым, опасным и неуправляемым. В крайних случаях (на высоких уровнях) он может применять тактику запугивания, угрожать людям и манипулировать ими. 2. Реагирующие пассивно, напротив, вечно пытаются избежать стрессов, конфронтации, угроз и опасностей. Более всего они хо тят установить мир, создать гармонию и сделать так, чтобы всем было приятно и хорошо (заискивающий тип в классификаций Сатир,.№ 31). Если человек заходит в подобном стремлении слиш ком далеко, он становится услужливым угодником, «половой трдцкой», подкрепляя тем самым наступательные реакции других людцй (то, что мы обычно называем «совместной зависимостью»). ....;- Оба стиля реагирования действуют как функция стресса и отсутствия безопасности. Сообщения, сигнализирующие мозгу об «опасности» или «перегрузке»,,активизируют автономную нервную систему, продуцирующую реакцию «бей/беги». Исследуя длительные близкие отношения, мы обнаружили, что, возможно, до 90% браков основаны на противоположностях. Это приводит к выводу, что мы обычно высоко ценим поведенческие черты противоположного стиля и хотим вступить в брак с человеком, который ими обладает. 3.______________________________________________________ В средней части этого континуума мы находим гармоничнре качество уверенности. В этом случае человек научился отказываться от наступления или бегства и понял, как справляться с внутрен ним ощущением стресса, размышляя над стрессом и обсуждая его, а не изживая его в действии. Мы будем по-прежнему испытывать побуждение либо напасть, либо спастись бегством, но будем кон тролировать это побуждение (или управлять им), а не поддавать ся ему. Соответственно, мы можем сохранить достаточное присутствие духа для того, чтобы обдумать и обсудить возникший стресс, '— качество, присущее эмоционально здоровому человеку.
Подстройка. При подстройке под агрессивно реагирующего человека и коммуникации с ним возьмите какую-то его идею и «посостязайтесь» с ней. Исследуйте ее, задайте вопросы о ней — пусть человек присоединит ее к будущему. Человек с наступательным стилем захочет, чтобы вы возразили ему, обсудили его идею, предложили свои. Такие люди ценят прямоту, откровенность, конфронтацию и т. д. Поэтому подкрепляйте эти их качества. Чтобы подстроиться под пассивно реагирующего человека и осуществить коммуникацию с ним, выслушайте его идеи внимательно и полностью, не прерывая его. Давайте ему вербальные и невербальные знаки, показывающие: «Говорите дальше. То, что вы хотите сообщить, вызывает у меня большой интерес. Я хочу понять вас и вашу точку зрения». Не возражайте прямо или энергично. Скажите о том, насколько важно достижение гармонии, мира, так чтобы всем было приятно и хорошо. Язык. Агрессивно реагирующие люди, как правило, используют модальные операторы возможности, а пассивно реагирующие — операторы необходимости. Люди с наступательным стилем («движение к») думают и говорят с точки зрения возможностей, идей и надежд. Они сосредоточены на том, чего они хотят. Люди, которые чаще отступают («движение от»), обычно думают и говорят больше с точки зрения того, чего они хотят избежать, и о законах, правилах, протоколах и необходимых вещах, которые, как им кажется, давят на них («следует», «нужно», «приходится»). Эмоции. Стрессовые реакции нападения/бегства также связаны с тем, ассоциированы или диссоциированы мы эмоционально. Реакции нападения/бегства, переживаемые при эмоциональной ассоциации, проявляются открытым и явным образом. Мы уви-Дим изменение дыхания, цвета кожи, расширение зрачков и т. д. Когда мы наблюдаем диссоциированную реакцию нападения/бегства на сильный стресс, человек кажется холодным и бесчувственным, неэмоциональным, безучастным и не имеющим доступа к Своей кинестетике. Такой человек может использовать «расчетливый модус» (№ 31). Если человек застрянет в этом модусе, он "Удет постоянно избегать осознания и выражения эмоций. Уверенный человек может также осуществить переход к расчет-йвому модусу и диссоциации. Отличие здесь будет в имеющейся у него возможности выбора. Когда вы спрашиваете такого человека о состоянии стресса, он может задействовать кинестети-ку, а затем сделать выбор в пользу диссоциации.
Первичные контексты. Данная метапрограмма действует преимущественно неврологически — в терминах чувствительности нервной системы к стрессу. Ни об одном человеке нельзя сказать, что он пассивный или агрессивный. Каждый из нас функ-* ционирует в пассивно-агрессивной или агрессивно-пассивной манере. Физиологическая чувствительность нервной системы^ тех, кто обычно избегает стресса, конфликта, дистресса и т. д., может иметь тоньше настроенный и более восприимчивый набор сенсорных рецепторов, тогда как у тех, кто идет навстречу таковым, сенсорное воздействие становится значимым намного позже; В развитии этих стилей играют роль подражание значимым людям и идентификация с ними. Травматический опыт, который вызывает состояния стресса, может повторяться и стать настолько хроническим, что человек окажется на одном из полюсов континуума пассивности-агрессии. Я (ББ) заметил, что клиенты, которые борются с тем, что им кажется «неконтроли*1 руемым гневом», неизбежно сталкивались в прошлом с жесткий обращением в той или иной форме. И чаще оно имело место в период запечатления, то есть в течение первых семи лет жизни, хотя я также встречал тех, кто усвоил его в годы моделирован^!. (8^-13 лет) или социализации (13-17 лет). Детский опыт разре* шения и/или запрета в отношении гнева и страха может влиять на человека, в результате чего он оказывается на той или иной стороне данного континуума. Самоанализ • Пассивный/агрессивный Контексты • Работа/карьера • Интимные отношения • Взаимоотношения • Увлечения/отдых • Спорт • Другое:________ • Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:•■*» уровень ДА/НЕТ • 4. «Эмощитальны е» ме тапрограммы__________________ 1 27
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.015 с.) |