Глаголя «есть» не существует 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глаголя «есть» не существует



Вы обратили внимание, что мы написали эту книгу, используя развернутый принцип общей семантики под названием E-Prime (за исключением цитат из других авторов)? А мы написали ее именно так.

Как, как? E-Prime {English-primed) это английский язык, активизированный за счет отказа от использования семьи пассивных глаголов «to be» (быть) - is, am, are, was, were, be, being, been. Изобретенные Д. Дэвидом Бурлэндом-младшим и популяризированные им и Полом Денниторном Джонстоном в книге «Быть или нет: антология E-Prime* {To Be or Not: An E-Prime Anthology), приемы E-Prime и Е-Choice позволяют людям не попадать в языковые ловушки глагола «есть».

Ловушки глагола «есть»? Да. Альфред Кожибски (Korzybski, 1941/1994) предупредил, что «есть»-идентичности и «есть»-пре-дикации представляют собой две опасные лингвистические и семантические конструкции, которые картографируют ложные заключения. Первая связана с идентичностью — с тем, как мы идентифицирует объект, или с тем, как мы идентифицируем себя, а вторая связана с атрибуцией — с тем, как мы часто проецируем собственный «материал» на других людей или на объекты, не сознавая этого.

Идентичности как «тождества во всех отношениях» не существует вообще. И не может существовать. На субмикроскопическом уровне все представляет собой «танец электронов», постоянно движущихся, меняющихся и становящихся чем-то. Поэтому ни один объект не может «оставаться тем же», оставаться самим собой. Поэтому ничто не находится (не «есть») в каком бы то ни было статичном, неизменном состоянии. Поскольку ничто не существует как вечное, а постоянно меняется, ничто не «есть» нечто. Использование глагола «есть» — это ошибочное описание, ошибочная оценка и ошибочное картирование реальности. Сказать: «Она — ленива...», «Это — глупое высказывание...» значит неправвильно отразить реальность. И Кожибски доказывал, что в конечном итоге идентификация таит в себе неразумность и, в конечно счете, безумие.

Предикация связана с «утверждением» чего-то. Так, например, сказать: «Это полезно», «Это — красный цветок», «Он — по-настоящему глуп!», значит создать языковую структуру, которая подразумевает, что нечто* «в пространстве» сдержит эти качества «полезности», «красного цвета» и -«глупости». «Есть» предполагает, что подобные вещи существуют независимо от опыта говорящего. Но это не так. Наши описания говорят прежде всего о нашем внутреннем опыте, указывая на наши суждения и ценности. Было бы правильнее, если бы мы сказали: «Я оцениваю то или это как полезное», «Я вижу, что этот цветок красный», «Мне кажется, что он страдает от глупости!»

Утверждения с «есть» вводят в заблуждение, вносят путаницу в логические уровни и незаметно побуждают нас думать, что подобные ценностные суждения «объективно» существуют в окружающем нас мире. Еще одна ошибка. Оценки (полезный, красный, глупый) функционируют как определения и интерпретации в мышлении говорящего.

Глаголы «быть» опасным образом предполагают, что «объекты» (фактические события и процессы) остаются неизменными. Но это не так! Эти глаголы предлагают нам создать ментальные репрезентации фиксированное™, в результате чего мы начинаем «бетонировать» мир и жить внутри «замороженной вселенной». Эти глаголы кодируют динамический характер процессов в статичной форме. «Жизнь жестока». «Я не силен в математике».

Не кажутся ли эти утверждения определенными? Абсолютными? Неудивительно, что Бурлэнд назвал глаголы «быть» «божественным модусом». «Факт, что это — плохая работа!» Подобные слова имеют оттенок завершенности, окончательности и независимости от времени. Однако разница между картой и территорией говорит нам, что эти феномены существуют на различных логических уровнях. Использование принципа Е-Рпте (или E-Choice) препятствует соскальзыванию к безосновательным авторитарным утверждениям, которые лишь ограничивают мышление или порождают конфликты.

Если мы путаем язык, который используем для описания реальности (для нашей карты), с реальностью (территорией), тогда мы отождествляем различные вещи. И это ведет к потере разума. Глагола «есть» не существует. «Есть» не имеет референтов. Он не указывает на какой бы то ни было элемент реальности. Он функционирует исключительно как иррациональная конструкция человеческого мышления. Его использование приводит к ошибочным семантическим оценкам.

Напротив, письмо, мышление и речь в стиле E-Prime благоприятствует «абстрактному осознанию» (сознательному восприятию) того, что мы вычерчиваем карты окружающего мира, которые по своей сути отличаются от него самого. Прием E-Prime позволяет нам мыслить и говорить с большей ясностью и точностью, поскольку он вынуждает нас использовать местоимения первого лица. Он сокращает количество глаголов в страдательном залоге («Дело было закончено», «Были допущены ошибки».). Он возвращает говорящих к утверждениям, тем самым контекстуализируя утверждения. Расширяя абстрактное сознание, E-Prime дает нам возможность индексировать язык. Теперь я понимаю, что человек, которого я встретил на прошлой неделе, Человек п лаянедсля»не равен во всех отношениях человеку, который стоит передо мной сейчас, Человеку этансдсля. Поэтому я оказываюсь в состоянии производить важные и ценные разграничения.

E-Choice отличается от E-Prime тем, что в этом случае мы используем глагол «есть» существования (например, «Где ваш офис?» — «Он на углу Седьмой улицы и Очард-авенк»), вспомогательный глагол «есть» (например, Не is comingnext week — «Он приезжает на следующей неделе.») и «есть» наименования (например, What is your name? It is Michael. My name is Bob. — «Как ваше имя?» — «Майкл.» — «Меня зовут Боб.») Хотя мы писали эту книгу в E-Prime, но решили начать использовать E-Choice, с тем чтобы избежать избыточного количества многословных фраз, которые мы употребляли в прошлом!

Источник: Hall (1995) «Elevating NLP to E-Prime» (Feb. 1995), Anchor Point.

 

Приложение VIII

Другие метапрограммы

Не желая создавать впечатление, что наша 51 метапрограмма исчерпывает все возможные варианты, мы привлекаем ваше внимание к работе Вудсмолла (Woodsmall, 1988), в которую он включил раздел, шутливо озаглавленный им: «Поваренная книга метапрограмм Уайатта Вудсмолла, или Все, что вы хотели узнать о принципах сортировки, но стеснялись спросить». В нем он перечисляет не только исходные терапевтические метапрограммы Лесли и Ричарда и свою расширенную версию, но и приводит другие источники и перечни метапрограмм.

В этих перечнях мы идентифицировали дополнительные метапрограммы, которые кажутся нам наиболее многообещающими. Мы даем их названия жирным шрифтом, а их характеристику — курсивом.

Состояние: Первичное/метаосознапие (очень напоминает модель метасостояний)

• Память: Повторное переживание/метаосознание

• Структура правил: Мои правила для меня; мои правила для

меня/мои правила для вас; отсутствие правил для меня/мои правила для вас; мои правила для меня/ваши правила для вас (источник: Roger Bailey)

• Контекст: Большой/малый (источники: Edward Hall, Gregory Bateson, p. 99)

• Гармония: Избегание дисгармонии/избегание гармонии/ тяга к гармонии/тяга к дисгармонии

• Ментальное развитие: Помехи/корреляции (патлгерны)/регулярность/законы/контрпримеры/синтез

Ментальное упорядочение: Тезис/антитезис/синтез

Осязаемый порядок: Конкретный (связанный, недифферен цированный, чувственный)/абстрактный (несвязанный)

• Космический порядок: Спутанный/распутанный/выверен ный

• Эсхатология: Жизнь после смерти/отсутствие жизни после смертщнебеса/ад/реинкарнация/чистилище/аннигиляция

• Стили научения Кольба: Конкретный/абстрактная кон-

цептуализащш/активноеэкспериментирование/рефлексив-ное наблюдение/аккомодация/дивергенция/ассимиляция/ конвергенция

• Множественные умственные способности Гарднера: Лингвистические,логико-математические/пространственные, музыкальные, телесно-кинестетические/внутриличностные/межличностные

• Тип научения: Разовое научение/подкрепленное научение

Типы двусмысленности: Непривычная/сложная/неразреши мая

• Рискованность: Безопасность (отсутствие рискам/осто рожность (некоторый риск)/испытание (высокий уровень риска)/дураки (сплошной риск)

• Характер времени: Сжатое время/расширенное время

• Проигрывание воспоминаний: Длительное реальное вре мя/длительное скачкообразное время

• Оценка воспоминаний: Оригинальные критерии/сегодняш ние критерии

Словарь терминов НЛП

Аналоговый (Analogue). Непрерывно изменяющийся между предельными значениями, подобно действию реостата для регулирования силы света лампы. Аналоговая субмодальность изменяется подобно переходу от света к темноте, в то время как цифровая (дигитальная) действует по принципу «включено-выключено»: например, мы видим картину либо ассоциирован-но, либо диссоциирование.

«Аппаратная часть» (Hard Wired). Фактор, базирующийся на неврологии, нервные связи, закладывающиеся в период беременности и напоминающие электронную схему компьютера.

Аптайм (Uptime). Состояние, когда внимание и чувства направлены вовне на непосредственное окружение; все сенсорные каналы открыты и находятся в готовности.

Ассоциация (Association). Состояние, когда вы мысленно видите, слышите и чувствуете, переживая некую ситуацию изнутри. Ассоциация противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя более молодым в визуальном образе. Как правило, диссоциация исключает эмоцию из переживания, тогда как при ассоциации мы переживаем информацию эмоционально.

Аудиальный (Auditory). Относящийся к сенсорному каналу слуха, одной из базовых репрезентативных систем.

Ведение (Leading). Изменение своего поведения после установления раппорта, с тем чтобы другой человек последовал вашему примеру; проверка высокого уровня раппорта.

Визуализация (Visualization). Процесс рассматривания мысленных образов.

Визуальный (Visual). Относящийся к зрению, воображению, системе зрительного представления.

Внутренние репрезентации (Internal Representations). Паттерны информации, которые мы создаем и сохраняем в своем сознании; комбинации образов, звуков, ощущений, запахов и вкусовых качеств.

Вторая позиция (Second Position). Восприятие мира с точки зрения другого человека, в согласии с его чувством реальности.

Гештальт (Gestalt). Ряд воспоминаний, связанных неврологически и основанных на схожих эмоциях.

Даунтайм {Downtime). Время не в сенсорном восприятии, а внутри нашего мысленного видения, слышания и ощущения, внутри наших мыслей, воспоминаний, восприятия; легкое состояние транса, когда внимание направлено вовнутрь.

Дигитальный {Digital). Изменение между двумя состояниями, пример: выключатель света — либо включен, либо выключен. Ди-гитальная (цифровая) субмодальность: цвет или черно-белое изображение; аналоговая субмодальность: переход от темноты к свету.

Диссоциация {Dissociation). Переживание ситуации не изнутри, при котором человек видит или слышит происходящее извне, как бы с точки зрения наблюдателя, в отличие от ассоциации.

Извлечение {Elicitation). Продуцирование определенного состояния с помощью слов, поведения, жестов или любых других стимулов. Сбор информации с помощью непосредственного наблюдения невербальных сигналов или задания метамодельных вопросов.

Искажение {Distortion). Процесс моделирования, посредством которого мы неточно отражаем что-то в нашей нервной системе или лингвистике; возникая, может создавать ограничения или ресурсы.

Калибровка {Calibration). Настройка на состояние другого человека посредством прочтения его невербальных сигналов, ранее замеченных и калиброванных.

Карта реальности {Map Of Reality). Модель мира, уникальное представление о мире, создаваемое в головном мозге каждого человека на основании опыта и состоящая из неврологической и лингвистической карты; внутренние репрезентации человека.

Категории Сатир (Satir Categories). Пять поз и речевых стилей,

*я указывающих на специфические способы коммуникации (обвиняющий, заискивающий, расчетливый, отвлекающийся, уравновешенный), разработанные Вирджинией Сатир.

Кванторы всеобщности {Universal Quantifiers). Лингвистический метамодельный термин для слов, которые кодируют объекты, означающие «всеобщность» (каждый, все, никогда, никто и т. д.); характеристика, которая не допускает исключений.

Кинестетический (Kinesthetic). Тактильные ощущения на поверхности кожи, проприоцептивные ощущения внутри тела; включают вестибулярную систему или чувство равновесия.

Ключи (Cues). Информация, которая дает указания на субъективные структуры другого человека, то есть ключи глазного доступа, предикаты, дыхание, поза тела, жесты, тон и интонация голоса и т. д.

Ключи глазного доступа (Eye-Accessing Cues). Движения глаз в определенных направлениях, указывают на визуальное, ауди-альное или кинестетическое мышление (обработку информации).

Ключи доступа (Accessing Cues). Настройка нашего тела посредством дыхания, позы, жестов и движения глаз, обеспечивающая определенный тип мыслей.

Комплексный эквивалент (ComplexEquivalence). Лингвистический нюанс, при котором человек делает два утверждения, имея в виду одно и то же, например: «Он опоздал; он меня не любит».

Конгруэнтность (Congruence). Состояние, когда внутреннее пред^ ставление человека упорядочено. То, что человек говорит, соответствует тому, что он делает. Его невербальные сигналы и вербальные утверждения сочетаются друг с другом. Состояние единства, согласия, внутренней гармонии, отсутствия конфликта.

Контекст (Context). Обстановка, структура или процесс, в которых происходят события и которые придают смысл содержанию.

Линия времени (Time-Line). Метафора, описывающая, как мы со храняем в памяти то, что видим, слышим и ощущаем; способ кодирования и обработки конструкта «время».

Логический уровень (Logical Level). Более высокий уровень, уровень, охватывающий какой-то более низкий уровень, метауро-вень, который приводит в действие и модулирует более низкий уровень.

Мета (Meta). Выше, за пределами, возле, на более высоком уровне, вышестоящий логический уровень.

Метамодель (Meta-Model). Модель с 11 (или 12) лингвистическими особенностями, которая идентифицирует паттерны, затемняющие смысл коммуникации искажениями, пропусками и обобщениями. 11 (или 12) специфических проблем или вопросов, помогающих прояснить неточный язык (или плохую формулировку), вновь соединяя его с сенсорным опытом и глубинной структурой. Метамоделирование выводит человека из транса. Разработана в 1975 г. Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Базис всех прочих открытий в НЛП.

Метапрограммы (Meta-Programs). Ментальные/перцептивные прей граммы для сортирования стимулов и акцентирования на них внимания; фильтры восприятия, которые направляют внимание; иногда «нейро-сортировки» или метапроцессы.

Метасостояния (Meta-States). Состояние, охватывающее состояние; наложение состояния сознания-тела (страх, гнев, радость, познание) на другое состояние, относится к более высокому логическому уровню, чем исходное состояние, вызывает геш-тальт-состояние — метасостояние (понятие, разработанное Майклом Холлом).

Множественное описание {Multiple Description). Процесс описания одного и того же объекта с разных точек зрения.

Модальные операторы {Modal Operators). Лингвистические особенности метамодели, которые определяют «модус», посредством которого человек «оперирует» — модус необходимости, невозможности, желания, возможности и т. д.; предикаты (могу, не могу, возможно, невозможно, вынужден, должен и т. д.), которые мы используем для мотивации.

Моделирование {Modeling). Процесс наблюдения и воспроизведения успешных действий и моделей поведения других людей, процесс распознания последовательности внутренних репрезентаций и моделей поведения, которые позволяют кому-то выполнить задачу, базис ускоренного научения.

Модель (Model). Описание того, как что-то функционирует; обобщенная, пропущенная или искаженная копия оригинала.

Модель мира (Model Of The World). Карта реальности, уникальная репрезентация мира, полученная посредством отвлечения от опыта; сумма личных операционных принципов человека.

Нейро-лингвистическое программирование (Neuro-Linguistic Programming). Изучение совершенства, модель того, как люди структурируют свой опыт, структура субъективного опыта; также изучает, как люди становятся запрограммированными в своем мышлении, эмоциях и поведении, в своей неврологии посредством различных языков, которые они используют для обработки, кодирования и извлечения информации.

Неконгруэнтность (Incongruence). Состояние, в котором части личности конфликтуют друг с другом, характеризуется наличием сомнений, неполной сосредоточенностью на достижении результата, проявляется в не согласующихся друг с другом сообщениях, сигналах, отсутствии упорядоченности или соответствия слова и дела.

Неконкретные глаголы (Unspecified Verbs). Глаголы, не имеющие при себе наречия; лишают действие конкретности.

Неконкретные существительные (UnspecifiedNouns). Существительные, которые не конкретизируют, к кому или к чему они относятся.

Необходимое разнообразие (Requisite Variety). Гибкость в мышлении, эмоциях, речи, поведении; человек с максимальной гибкостью поведения контролирует действие; закон необходимого разнообразия.

Номинализация (Nominalization). Лингвистическая особенность метамодели, гипнотический паттерн языка транса, процесс пре вращения глагола в (абстрактное) существительное, процесс, застывший во времени.

Обобщение (Generalization). Процесс, посредством которого одно конкретное переживание начинает отражать целый класс переживаний; один из трех процессов моделирования в НЛП.

Опущение (Deletion). Часть опыта, отсутствующая либо лингвистически, либо репрезентативно.

Отсоединение (Mismatching). Предложение иных паттернов поведения другому человеку с целью нарушить раппорт и тем самым изменить течение встречи или разговора, прервать или завершить их; как метапрограмма — поиск различий.

Первая позиция (Erst Position). Восприятие мира с вашей собственной точки зрения; ассоциированная, одна из трех позиций восприятия.

Петли (Loops). Круг, цикл, история, метафора или репрезентация, которые возвращаются к своему началу, образуя петлю (обратную связь). Открытая петля: история, оставшаяся незавершенной. Замкнутая петля: завершение истории. В стратегиях петлей называют многократное повторение серии процедур, из которых нет выхода; такая стратегия неспособна прийти к завершению.

Поведение (Behavior). Любая деятельность, в которую мы вовле чены; мышление на микроуровне или внешние действия на мак роуровне.

Подсознание (Unconscious). Все, не относящееся к сознательному восприятию, второстепенные системы представления.

Подстройка (Pacing). Установление и поддержание раппорта с другими людьми посредством присоединения к их модели мира через высказывания, которые соответствуют их языку, убеждениям, ценностям текущему опыту и т. д.; играет решающую роль в формировании раппорта.

Подстройка к будущему (Future Расе). Процесс мысленного про-

kf игрывания события до того, как оно произошло. Один из ключевых процессов, гарантирующих постоянство результата; частый и ключевой компонент в большинстве НЛП-вмеша-тельств.

Позиция восприятия (PerceptualPosition). Наша точка зрения, одна из трех.позиций: первая позиция — ассоциированная, вторая позиция — с точки зрения другого человека, третья позиция — с еще одной точки зрения, наблюдателя.

Предикаты (Predicates). To, что мы утверждаем о предмете; базирующиеся на сенсорике слова, указывающие на определенную систему представления (визуальные, аудиальные, кинестетические, неконкретные предикаты).

Предпочитаемая система (Preferred System). Репрезентативная система, которую индивидуум использует чаще всего в мышлении и организации опыта.

Пресуппозиции (Presuppositions). Идеи, которые мы принимаем как само собой разумеющиеся, с тем чтобы коммуникация имела смысл; допущения, которые заранее (пре) поддерживают (суп) какое-то утверждение (позиция).

Придание сил (Empowerment). Процесс добавления человеку жизнеспособности, энергии и новых мощных ресурсов; жизнеспособность на неврологическом уровне, изменение привычек.

Присоединение (Matching). Усвоение аспектов деятельности другого человека (поведения, слов и т. д.) для усиления раппорта.

Раппорт (Rapport). Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, чувство доверия, возникшее в результате подстройки, отзеркаливания и присоединения, состояние эмпатии или вторая позиция.

Результат (Outcome). Конкретный, базирующийся на сенсорных признаках желаемый исход; должен удовлетворять критериям хорошей формулировки.

Репрезентативная система (Representation System, RS). Мысленное кодирование информации с использованием сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, обонятельной и вкусовой.

Репрезентация (Representation). Идея, мысль, воспроизведение базирующейся на сенсорике или оценочной информации.

 

Ресурсное состояние (Resourceful State). Общее неврологическое и физическое переживание, когда человек ощущает свои ресурсы.

Ресурсы (Resources). Любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, стратегии, опыт, люди, события или имущество.

Рефрейминг (Reframing). Принятие системы отсчета, которая выглядит новой или иной; преподнесение события или идеи с другой точки зрения, так что они приобретают иной смысл; реструктуризация содержания или контекста, паттерн изменения.

Сенсорная острота (Sensory Acuity). Осознание внешнего мира, органов чувств, более тонкое разграничение сенсорной информации, которую мы получаем из окружающего мира.

Сенсорно обоснованное описание (Sensory-Based Description). Информация, непосредственно наблюдаемая и верифицируемая органами чувств, язык вижу-слышу-чувствую, который мы можем проверить эмпирически, в отличие от оценочных описаний.

Синестезия (Synesthesia). Автоматическая связь одной системы представлений с другой; V-K синестезия включает видение-ощущение, ни на секунду не осознаваемого сигнала; автоматическая программа.

Содержание (Content). Специфика и детали события; отвечает на вопросы что и почему. Противоположна процессу или структуре.

Сознание (Conscious). Восприятие в данный момент. Восприятие 7±2 блоков информации.

Состояние (State). Холистический феномен сознания-тела-эмо-ций, настроение, эмоции, сумма всех неврологических и физических процессов внутри индивидуума в Любой момент времени.

Стратегия (Strategy). Последовательность мыслей и действий для получения результата или приобретения опыта, структура субъективности, упорядоченная в линейной модели ТОТЕ.

Субмодальность (Submodality). Разграничения внутри каждой системы представлений, качества внутренних репрезентаций,

~ мельчайшие строительные кирпичики мыслей, характеристик в каждой системе.

Третья позиция (ThirdPosition). Восприятие мира с точки зрения наблюдателя; одна из трех позиций восприятия, занимая которую вы видите себя и другого человека.

 

Убеждения (Beliefs). Мысли, осознанные или неосознанные, которые превратились в обобщение, касающееся причинности, смысла, «я», других, поведения, идентичности и т. д. Убеждения относятся к миру и деятельности в нем. Мы руководствуемся убеждениями при восприятии и интерпретации реальности. Убеждения тесно связаны с ценностями. В НЛП имеется несколько паттернов изменения убеждений.

Условие хорошей формулировки (Well-Formedness Condition). Критерии, которые позволяют нам конкретизировать результат в такой манере, которая делает его достижимым и верифицируемым; эффективное средство обеспечения беспроигрышных решений.

Установка (Installation). Процесс внедрения новой ментальной стратегии (способа совершения чего-то) внутрь сознания-тела (mind-body), с тем чтобы она функционировала автоматически; часто достигается с помощью якорения, системы рычагов, метафор, притч, рефрейминга, подстройки к будущему и т. д.

Физиологический (Physiologicat). Относящийся к физической части человека.

Фильтры восприятия (PerceptualFilters). Уникальные идеи, переживания, убеждения, ценности, метапрограммы, решения, воспоминания и язык, которые формируют и расцвечивают нашу модель мира.

Фрейм (Frame). Контекст, среда, метауровень, способ восприятия чего-то (как в фрейме результата, фрейме «как если бы», фрейме возвращения и т. д.).

Фрейм -«как если бы» (As-If Frame). Когда мы делаем вид, что некоторое событие уже произошло, мысля так, «как если бы» оно имело место, это способствует творческому решению проблем посредством мысленного преодоления видимых препятствий на пути к желаемым решениям.

Ценность (Value). To, что важно для вас в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) — это то, что мотивирует вас в жизни. Например, конечной из всех мотивационных стратегий для вас является кинестетика. Эта кинестетика — подсознательная ценность.

Чанкинг (Chunking). Изменение восприятия путем перехода на более высокие или низкие логические уровни. Укрупнение — это переход на более высокий уровень (индукция). Оно ведет к большей абстракции. Разукрупнение — переход на более низкий уровень (дедукция). Оно ведет к более конкретным примерам или случаям.

Части (Parts). Неосознаваемые грани личности, созданные посредством значимого эмоционального опыта, не признаваемые и независимые функции, которые начинают вести самостоятельную жизнь, являются источником внутриличностного конфликта, если неконгруэнтны.

Экология (Ecology). Вопрос, касающийся общей связи между идеями, навыками, реакциями и более крупной системой (или средой). Внутренняя экология: общая связь между человеком и мыслями, стратегиями, моделями поведения, способностями, ценностями и убеждениями. Динамический баланс элементов в системе.

Эпистемология (Epistemology). Изучение того, как мы узнаем то, что становится нашими знаниями. НЛП как эпистемология.

Якорение (Anchoring). Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказываются связанными с реакцией и тем самым инициирует ее. Якоря появляются естественным образом или создаются преднамеренно (как в аналоговом маркировании). Понятие якорения в НЛП базируется на павловском классическом обусловливании, концепции «стимул-реакция». В исследованиях Павлова камертон являлся стимулом (якорем), который подавал собаке сигнал к слюноотделению.

 

www-puzzle.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.071 с.)