Чтение метапрограмм посредством выявления метасостояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение метапрограмм посредством выявления метасостояний



Метапрограммы и метасостояния не идентичны, но между ними существуют тесные отношения. Поэтому иногда мы можем выявить первые посредством вторых.

Хотя оба этих термина (метапрограммы и метасостояния) начинаются с «мета», они относятся к совершенно разным феноменам. Чтобы не путать одно с другим, помните, что метапрограмма — это структурирующий процесс связанный с восприятием и паттернами мышления. Напротив, метасостояние — это состояние, относящееся к состоянию. Метапрограмма связана с теми сортирующими паттернами, которые определяют, как мы обрабатываем информацию. Метасостояние,— это состояние мышления-эмоций или физиологии (например, гнев, страх, радость, удовольствие и т. д.), посредством которого мы влияем на другое состояние. В результате образуется сложная и многослойная форма субъективности — например, страх в связи со страхом, гнев по поводу страха, чувство вины из-за гнева, радость в связи с депрессией, депрессия в связи с радостью.

Здесь мы используем термин «состояние» для характеристи ки психо-физического состояния (состояния сознания-тела), ко торое определяется мыслями и чувствами. Это превращает его в холистическое «нейро-лингвистическое» состояние, связанное с чем-то. Возможно, нас посещают гневные мысли и чувства в связи с тем, как к нам относится Джон. Таким образом, состояние пред ставляет собой форму реакции человека на что-то (или воспри имчивости к чему-то).

Метасостояние говорит о наших реакциях на наши реакции. Я испытываю чувство радости по поводу своей способности испытывать страх, поскольку она позволяет мне получать важные сигналы. Я опасаюсь своего гнева, поскольку он может выйти из-под контроля. Я испытываю чувство вины в связи с чрезмерным проявлением эмоций. Я радуюсь своим знаниям и ценю свою радость по поводу своих знаний.

В метасостояниях мы более не привязываем свои мысли и чув ства к окружающему миру или к чему-то, Находящемуся вне нас. Мы привязываем свои мысли и чувства к ряду других своих мыс лей и чувств (состояний). В первичных состояниях сознание изливается вовне, воспроизводя, фильтруя мир и придавая ему смысл. В метасостояниях сознание отображается на самое себя и на некоторые из своих продуктов (мысли-чувства). Отстраняясь °т своих первичных состояний, концептов, идей, ментальных ка тегорий, внутренних переживаний и переходя относительно них на уровень «мета», мы получаем доступ к метасостоянию, связан ному с ними.

Хотя метапрограммы не обязательно связаны с состояниями с°знания-тела, это вполне возможно. Метапрограмма может стать метасостоянием.

Предположим, к примеру, что человек почти все время и во всех контекстах использует определенный стиль мышле-ия-эмоций. Соответственно, такая метапрограмма начинает функционировать в качестве «ведущей» (Hall, 1990). Если глобальная или гештальт сортировка выступает в качестве ведущего фактора и влияет у данного человека почти на всю обработку информации (№ 1), тогда более чем вероятно, что она приведет его в своего рода глобальное состояние — состояние сознания и тела, в котором он будет мыслить, чувствовать и сортировать объекты более высокого уровня.

Если другой человек ведом процедурой (№ 21), данная метапрограмма может также соответствовать процедурному состоянию и приводить человека в это состояние. Ведущие метапрограммы (и те, которыми мы злоупотребляем) часто описывают и порождают психо-физические состояния. В результате метапрограммы могут превращаться в метасостояния.

Какой механизм тут действует? Данное превращение происходит потому, что стиль обработки и сортировки (метапрограмма) часто включает в себя обрабатываемую информацию. Как таковая метапрограмма содержит некоторые внутренние репрезентации (в том числе убеждения, ценности, представления и т. д.), которые раз за разом приводят человека в соответствующие состояния.

Вероятно, вы уже обратили на это внимание, работая с метапро -граммами, не так ли? Когда перед нами «глобальный» человек, он не только обрабатывает информацию глобально и дедуктивно, но также ценит глобальное мышление, верит в него и будет оспаривать утверждение, что «копейка рубль бережет». Аналогичным образом процедурный человек не только сортирует, используя» «пошаговые процессы», но также ценит таковые, верит в их значимость и т. д. Для такого человека переход к «возможностям»-может фактически означать попрание некоторых из его убеждбений и ценностей. Такой переход будет подрывать какие-то из его часто переживаемых «состояний», противореча им.

Таким образом, если мы излишне ценим или слишком часто используем определенную метапрограмму, то привыкаем рассматривать все через ее фильтр. Предположим, он включает метапрограмму «специфика/детали» при сортировке информации. Предположим, что человек ведом этим фильтром, всегда уделяя главное внимание деталям. Предположим далее, что человек не обладает гибкостью сознания, позволяющей переходить к глобальной точке зрения. Или что он использовал данную мыслительную установку как часть своего самоопределения: «Я — детальный человек!» Или мы можем предположить, что человек излишне цени или слишком часто использует другую метапрограмму, скажем процедуры. Тогда она будет влиять на большинство первичных состояний этого человека, делая эти состояния очень жесткими и структурированными. Когда человек будет рефлексивно направлять свои мысли-чувства на какое-то предшествующее состояние, он станет использовать эту метапрограмму. Тем самым метапрограмма может превратиться в метасостояние, вводя нас в него. Поэтому мы можем обнаружить «я»-процедуру, процедуру-радость, процедуру-любовь, процедуру-тревогу.

То есть поскольку мысли (или внутренние репрезентации) действуют нейро-лингвистически, вводя нас в определенные психофизические состояния, часто используемые метапрограммы становятся привычными, а это привыкание может затем вызывать соответствующее состояние сознания-тела. Любая привычная метапрограмма, которая порождает какое-то нейро-лингвистиче-ское состояние, как только мы прилагаем ее к другому состоянию, порождает метасостояние.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.004 с.)