Как метапрограммы могут превращаться в метасостояния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как метапрограммы могут превращаться в метасостояния



Хотя метапрограммы не включают в себя мысли, относящиеся к содержанию (то есть к конкретной общей картине или ее деталям, о которых думает человек), они все-таки предполагают структурирующие ее (гештальт или деталь) мысли. Соответственно, подобные мысли обычно вызывают сопряженные эмоции.

Поскольку метапрограммы функционируют на метауровне, один из этих «паттернов сортировки/восприятия» инициирует переход к ментально-телесному состоянию (которое соответствует его структуре). В результате метапрограммы могут обусловливать определенное метасостояние.

Под метасостоянием понимается ментально-телесное состояние, включающее в себя такие мысли, чувства и физиологические процессы, которые выходят за рамки первичного состояния, созданного первичными мыслями и эмоциями (страхом, гневом, симпатией, антипатией, спокойствием, напряжением, радостью, печалью). Метасостояние описывает состояние, относящееся к состоянию, например: «страх в связи с моим гневом», «чувство вины по поводу моей радости», «восторг от моих знаний» и т. д. Холл (Hall, 1995, 1996) разработал данную модель, опираясь на предложенную Ко-жибски модель абстракций второго и третьего порядка (Korzybsky, 1933/1934), уровни научения Бейтсона (Bateson, 1972,1979) и описанный в НЛП процесс «перехода к мета».

Механизм, который позволяет нам вызывать метасостояния, в первую очередь охватывает наше рефлексивное сознание. Речь идет о том, что наше сознание отражает само себя. Когда это происходит, сознание возвращается к собственным прошлым продуктам. Благодаря рефлексивному сознанию мы мыслим о нашем мышлении, испытываем чувства по поводу своих чувств и т. д. Механизм рефлексии наделяет нас способностью совершать мета-шаги к высшим логическим уровням. Когда мы рефлексивно переходим на эти уровни, такой опыт в итоге становится привычным и превращается в наши перцептивные системы отсчета.

[Примеры рефлексивного сознания в повседневной жизни: страх перед собственным страхом (паранойя), боязнь собственного гнева (страх, направленный на себя самого), чувство вины за боязнь собственного гнева, чувство безнадежности в отношении избавления от вины за боязнь собственного гнева (!)]

Следующий шаг предполагает превращение этих метастру-ктур в оболочки сознания, так что состояние, образно выражаясь, начинает поглощать наши первичные состояния. Данный процесс заключается в том, что оболочки фильтруют всю входящую информацию и результирующее восприятие/понимание. Затем, когда эти оболочки сознания окружают нас все более плотным кольцом, они вызывают все большую зависимость всех процессов — научения, памяти, восприятия, поведения и коммуникации (LMPBC) — от состояния.

В конце концов они превращаются в то, что мы можем назвать метасостоянием, внутри которого оказываются заключенными все наши прочие состояния. Первичное состояние функционирует как бы внутри более широкого контекста метасосто-яния. Также возможно, что данное метасостояние будет включено в другое метасостояние, более высокого порядка. Когда метасо-стояния перерастают в «мегасостояния» — оболочки сознания, которые функционируют как психическая сила, пронизывающая все стороны жизни, — они начинают восприниматься и ощущаться нами как «реальность».

Чтобы сделать эти концепты наглядными, представьте, что вы вбираете в себя все ваши состояния, признавая их. Затем эта большущая оболочка начнет влиять на многие другие состояния сознания: «я», негативные и позитивные эмоции, ошибочные действия. Тогда одобрение будет функционировать как первичный фильтр восприятия, а также как постоянная черта характера, система убеждений и диспозиционный стиль при самоориентации в мире (рис. 1.3).

[Возвращаясь к более раннему примеру: страх перед собственным страхом порождает гештальт «паранойи». Гнев в связи со страхом перед собственным страхом порождает гешталып «гнева, направленного на себя самого». Или более позитивный вариант: принятие (признание) себя, затем одобрение своего принятия себя, затем уважение к себе за оценку своего принятия себя!]

Если мы встраиваем оболочки метасостояний в саму структуру нашего сознания, тогда нам не нужно достигать состояния оценки, признания или любого другого. Тогда одобрение станет неотъемлемой частью нашей структуры сознания и будет функционировать просто как наш способ восприятия мира. Нам больше не придется достигать состояния уважения к людям, эта оболочка сознания будет управлять всеми нашими мыслями и эмоциями. Она станет тогда самой большой оболочкой (или мегасостояни-ем), пронизывая всю нашу жизнь.

 

Рис. 1.3. Оболочки сознания /метапрограммы

 

Идентификация оболочек

Мы, люди, постоянно формируем метасостояния, или оболочки сознания, — просто мы обычно делаем это без одобрения, признания, уважения, чувства собственного достоинства или других ресурсов; мы делаем это с презрением, упреками, страхом, гневом, ужасом, скептицизмом, пессимизмом и т. д. Будучи рефлексивными существами, то есть существами, у которых постоянно возникают мысли о собственных мыслях и которые неизбежным образом привыкают к собственным мыслям и чувствам, мы уже действуем исходя из своих мегасостояний и оболочек сознания. Учитывая это, нам необходимо сначала выявить свои конструкции, с тем чтобы произвести их экологическую оценку. Затем мы сможем определить, какие из них ликвидировать, трансформировать, модернизировать или достроить.

 

ОО


 

Таблица 1.1. Классификация метапрограмм и мета-метапрограмм

 

 
 


Обработка Чувства Выбор Реагирование Концептуализация/ семантика
         
Когнитивная/ перцептивная Эмоции/соматика Воля/желания Реакции/поведение Категории Канта
№ 1. Размер чанка № 13. Эмоциональное совладение № 20. Мотивирующая направленность № 29. Способ восстановления энергии № 40. Ценности
Общий план/специфика Глобальность/детали Пассивность/агрессия Навстречу/от Приближение/избегание Экстраверт/амбиверт/ интроверт Перечень ценностей
№ 2. Тип связи № 14. Система отсчета № 21. Волевой выбор при адаптации и руководство № 30. Сотрудничество № 41. Отношение к наставлению
Присоединение/ отсоединение Тождество/различие Внутренняя/внешняя Отнесение к себе/ отнесение к другим Возможности/ процедуры Независимый/ командный игрок/ руководитель Сильная воля/ уступчивость
№ 3. Репрезентативная система № 15. Эмоциональное состояние № 22. Тип адаптации № 31. Коммуникативная категория № 42. Самооценка
VAKOAd Ассоциированное/ диссоциированное; Чувства/мышление Суждение/восприятие Управление/подстройка Обвиняющий/ заискивающий/ расчетливый/отвлекающийся/ уравновешенный Высокая/низкая Условная/безусловная
№ 4. Стиль сбора информации № 16. Соматические реакции № 23. Модальные операторы № 32. Общая реакция № 43. Уверенность в себе
"Аптайм"/"даунтайм" Активные/ рефлексивные/ инертные Необходимость/ возможность (желание) Конгруэнтная/неконгру- энтная/конкуренция/ сотрудничество/поляр- ность/метапозиция Специфические навыки
№ 5. Эпистемоло- {гический тип № 17. Убедительность | или правдоподобие № 24. Предпочтения № 33. Соматическая реакция № 44. Самоощущение \ \
Сенсоры/интуитивисты | «Убедительные* образы, звуки, ощущения; наличие смысла Люди/места/объекты/ деятельность/ информация Активный/ рефлексивный/оба Тело/сознание/эмоции/роли
№ 6. Перцептивные категории № 18. Эмоциональная направленность № 25. Адаптация к ожиданиям № 34. Предпочтения в работе № 45. Самоцелост- ность
Полярности/ континуум Направленность/ диффузностъ Перфекционизм/ оптимизация/ скептицизм Объекты/системы/ люди/информация Конфликтующее несоответствие/ гармоничнаяинтеграция
№ 7. Сценарное мышление № 19. Эмоциональная насыщенность № 26. Ориентиры при покупке № 35. Способ сравнения № 46. Сортировка «времени»
Лучший случай/ худший случай Оптимисты/пессимисты Скудость/изобилие Робость/смелость Стоимость/удобство/ качество/время Количественный/ качественный Прошлое/ настоящее/будущее
№ 8. Перцептивная устойчивость   № 27. Ответственность № 36. Источник знаний № 47. Ощущение «времени»
Проницаемость/ непроницаемость Повышенная/ пониженная Моделирование/ концептуализация/ демонстрация/опыт/авторитетное мнение *Bо времени*/ «сквозь время*
№ 9. Качество фокусировки № 28. Степень доверия к людям № 37. Завершенность/ окончательность № 48. Доступ ко «времени»
Помехоустойчивые/ непомехоустойчише Недоверчивые/ доверчивые Завершенность/ незавершенность Последовательный/ случайный
№10. Философская направленность   № 38. Социальная презентация № 49. Сила эго
№ 12. Предпочитаемый коммуникативный канал: Вербальный (дигиталъный)/ невербальный (аналоговый)/ сбалансированный   № 51. Каузативный тип

 

Понимая, каким образом метапрограммы превращаются в мета-j состояния, мы можем объяснить трудности, возникающие, когда мы пытаемся оказать помощь человеку, который действует исходя из первичного состояния, или метасостояния, заключенного в оболочку пессимизма. Как можно помочь ему, когда все, что вы говорите и делае- те, он пропускает через фильтр пессимизма? Оптимистические, обнадеживающие, вдохновляющие и поддерживающие предложения на первичном уровне неизбежно филь-труются и интерпретируются иным образом. Когда мы имеем дело с кем-то, кто находится в первичном состоянии пессимизма, нам очень непросто прервать это состояние и вывести из него человека. Его научение, память, восприятие и т. д. зависят от состояния, и они будут препятствовать получению оптимистических сигналов.

А насколько усугубляется ситуация, когда человек действует исходя из метасостояния пессимизма — метасостояния, которое породило оболочку сознания! В этом случае мы обнаруживаем, что пессимизм стал всепроникающим и образовал несколько плотных слоев фильтров. Мы назовем такого человека «толстокожим» и решим, что он не поддается убеждению.

Изменение метапрограмм

Может ли человек изменить свои метапрограммы? Будьте уверены, может! То, что мы усвоили на данный момент из опыта структурирования своего мышления, показывает лишь, как мы делали это до сих пор. Но поскольку процесс структурирования наших мыслей и эмоций динамичен и непрерывен, мы всегда можем его изменить. Мы посвятили этому вопросу целую главу — после описания метапрограмм.

Заключение

Нам известно, что люди мыслят по-разному. Это объясняет, почему люди испытывают разные чувства и ценят разные вещи. Это также объясняет, почему люди говорят и ведут себя по-разному. Мы отличаемся — мы радикально отличаемся друг от друга в этих аспектах человеческого функционирования.

Так почему же люди ведут себя, разговаривают, ценят, чувствуют и мыслят по-разному? Потому что они используют разные пат-терны мышления и восприятия. Мы называем их метапрограммами. Эти метапрограммы в качестве операционных систем человека существуют на логическом уровне, находящемся выше нашего сознательного уровня мыслей и эмоций. Они указывают на те стили и процессы сортировки, которые мы научились использовать для мышления об объектах. По этой причине данные программы по большей части оказываются за рамками сознания (или над ним). Данная когнитивно-поведенческая модель рассматривает, как люди управляют сознанием, и объясняет не только причину, по которой мы столь часто живем в различных мирах, но также каким образом мы пришли к этому. Кроме того, она, как маяк, указывает нам, что мы можем предпринять в этой ситуации. Будучи людьми, которые неизбежно наносят на карту и конструируют реальности, в которых они живут, мы структурируем свои концептуальные миры, а затем встраиваем эти структуры в свои «метапрограммы». Но нет такого закона, который требовал бы, чтобы мы всегда структурировали информацию только таким способом. Мы можем предпочесть другие паттерны восприятия. Мы можем предпочесть творить и жить в другом мире!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.042 с.)