История развития менеджмента. Школы управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития менеджмента. Школы управления.



Менеджмент

 
 

       
   
 

Область знания

 
 

Направлен на Использует Обеспечивает

достижение целей труд, эффективность

интеллект, и

мотивы поведения людей прибыльность организации

История развития менеджмента. Школы управления.

Основные подходы в развитии теории управления.

 

Выделяют 5 революционных этапов в истории развития менеджмента:

1. Религиозно-коммерческий (до н.э. – Шумеры).

2. Государственно-законодательный (до н.э. – законы Хаммурапи).

3. Государственно-контрольный – (6в. до н.э. – Навуходоносор).

4. Индустриальный (17-18вв.).

5. Бюрократический (19-20вв.).

Возникновение теории управления

 

Начало 20 века США Анри Файоль Важность управленческой роли администратора. Умелое управление зависит от подготовки управляющих
1911 год США Фредерик У. Тейлор Начало признания управления наукой и самостоятельной отраслью исследований (Книга «Принципы научного управления»)

Школы управления

1. Школа научного управления (1885 – 1920)

Основной принцип - научный подход к выполнению каждого элемента работы (совершенствование операций ручного труда).

2. Административная (классическая) школа (1920 – 1950)

Основная цель - разработка универсальных принципов управления, пригодных ко всем типам организаций.

3. Школа «Человеческих отношений» (1930 – 1950)

Изучение и учет группового повеления людей с позиции «социального человека» и «социальных систем» и их влияния на результативность деятельности.

4. Школа «количественных методов» в управлении (с 1950 г.)

Разработка и применение математических моделей для решения управленческих проблем.

Основные подходы в развитии теории управления

1. Подход на основе выделения школ управления включает четыре разных точки зрения.

2. Процесный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

3. Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся окружающей среды.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Основные виды менеджмента.

 

1. Общий (генеральный) – управление организацией в целом или ее самостоятельной хозяйственной единицей.

2. Функциональный (специальный) – управление определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений: финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг.

3. Текущий менеджмент – постановка конкретных задач, координация процесса их решения. Обеспечение их выполнения, контроль и оценка результатов.

4. Перспективный менеджмент – устанавливает долгосрочные цели организации, пути их достижения.

 

По содержанию различают:

1. Нормативный – разработка и реализация предпринимательской политики организации, ее позиции на рынке.

2. Стратегический – предвидение ожидаемых изменений, выработка стратегий, их распределение во времени, контроль за реализацией плана.

3. Оперативный – разработка тактических и оперативных мер по практической реализации стратегии развития.

4. Производственный – ориентация на управление производственными отношениями.

5. Инновационный – процесс сознательного осуществления изменений, управление на основе новых научных знаний и идей.

6. Сравнительный – ориентирован на учет структурных особенностей стран.

Менеджмента.

Основные направления

Экономический – управление процессом производства, координация ресурсов.

Социально-психологический – организация персонала.

Правовой – отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, их политику и существующее законодательство.

Организационно-технический – рациональная оценка ситуации и системный отбор целей и задач, упорядочение ресурсов, рациональное проектирование, руководство и контроль действий, мотивация людей.

Российский менеджмент

1. Концепция копирования западной теории менеджмента. Не учитывает особенности российского менталитета (психологические особенности).

2. Концепция адаптации западной теории менеджмента. Частичный учет российских особенностей, приспособление западной теории к российским условиям.

3. Концепция создания российской теории менеджмента. Полный учет российских особенностей с использованием аспектов мирового опыта управления.

 

Стратегический менеджмент.

 

Цель – идеальное описание будущего желательного состояния объекта управления.

Система целей организации

Наименование Функции целей
Миссия Выражение представления о предназначении организации
Общие цели (Стратегические) Отражение концепции развития организации в целом и важнейших направлений ее деятельности
Организационные цели (Тактические) Создание критериев оценки результатов деятельности
Специфические цели (Оперативные) Конкретизация целей для подразделений

 

Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как ее миссия.

Содержание миссии организации

1. Задача фирмы с точки зрения предпринимательской деятельности, которой она занимается.

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации – рабочий климат, тип людей.

 

Стратегическое планирование – набор действий и решений руководства по разработке специфических стратегий. Обеспечивает основу для всех управленческих решений подразделений.

Стратегия – всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Тактика - краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочной стратегией развития организации.

Оперативное планирование возникает в процессе функционирования фирмы. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении результатов с планами и последующей их корректировке. Оперативные планы составляются на краткосрочные периоды.

Процесс стратегического планирования

 

  1. Миссия организации.
  2. Цели организации.
  3. Оценка и анализ внешней среды организации.
  4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации.
  5. Анализ вариантов стратегии развития.
  6. Выбор основной стратегии.
  7. Реализация стратегии.
  8. Оценка результатов.

Внешняя среда организации.

Организация – группа намеренно и сознательно объединившихся людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.

Все организации имеют много общих характеристик, что не исключает и различий, которые называются ситуационными переменными. Выделяют внутренние и внешние ситуационные переменные. Все ситуационные переменные управленческого процесса взаимосвязаны.

Анализ внешнего окружения организации целесообразен по направлениям:

- учет факторов опасности;

- прогноз возможностей развития

Все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Внешняя среда включает факторы различной степени влияния на деятельность организации.

Функции менеджмента.

 

Любой вид человеческой деятельности может быть представлен как совокупность отдельных операций. В управленческой деятельности такие операции принято называть функциями. Процесс управления является общей суммой всех функций. Временем и наукой создана система функций.

Система функций менеджмента

Цикл Определение
Общие (организационно-нормативные) Отражают общий порядок управления деятельностью организации
Социально-психологические Обеспечивают регулирование отношений между людьми
Технологические Характеризуют содержание (информацию) и методы (инструменты реализации) управленческих процессов

Структура организации.

 

Управление производством – самостоятельная область знаний и умений, охватывающая все уровни управления.

Уровни менеджмента.

Виды полномочий

Линейные

Передаются от начальника к подчиненному. Устанавливается норма управляемости – число лиц, подотчетных непосредственно одному руководителю. Линейное делегирование полномочий создает иерархию уровней управления и называется скалярным процессом. Результатом является цепь команд.

 

 

2. Штабные

Современная внешняя среда в бизнесе требует создания разветвленных цепей команд, осуществлять и контролировать которые на основе линейного делегирования затруднительно. Создаются штабные полномочия.

Методы менеджмента.

 

Экономические Административные ( Социальные Психологические Идеологические
Определение
Базируются на использовании объективных экономических законов Создают основу для разграничения прав и обязанностей работников, формирования дисциплины, обеспечения контроля Реализуют закономерности развития коллектива, направлены на поведение людей в группах Направлены на индивидуальные особенности поведения людей Направлены на формирование общественно-культурных ценностей
Стимул выполнения
Материальная Заинтересован-ность Дисциплинарная ответственность Моральная ответственность   Морально-политическая ответственность

Рациональные.

Подходы к принятию решений

 

1. Интуитивный - Решения принимаются на основе ощущения правильности действий.

2. Основанный на суждениях - Выбор действий на основе знаний или опыта.

3. Рациональный - Основан на объективном анализе вариантов и последствий

действий.

Базовые модели

 

Методы решений

 

Условия риска Метод решения Модели теории решений
Наименование Содержание
  Условия определенности   Исследова-ние операций Теория очередей Определяют очередность выполнения процессов.
Модели управления запасами Определяют время хранения продукции на складах и периодичности поставок в зависимости от заказов.
Теория линейного программирования Определяет оптимальный способ распределения ресурсов.
Экономический анализ Определяет эффективность мероприятий и безубыточность организации.
  Условия неполной определенности   Статисти-ческая теория решений Имитационное моделирование Экспериментальная проверка на модели влияния различных изменяющихся факторов.
Дерево решений Позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Инструмент для принятия последовательных решений (поэтапно, исключая на каждом этапе неприемлемые решения).
Платежная матрица Определяет выбор решения из множества возможных вариантов.
  Условия неопреде ленности   Прогнози-рование Теория игр Используется для оценки влияния какого-либо действия на конкурентов или партнеров, когда неопределенность вызвана их поведением.
Количественные методы случайных чисел Используют в случаях, когда деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую можно продолжить в будущем. Но может возникнуть неопределенность, вызванная случайными обстоятельствами.
Качественные методы Использование различных экспертиз, привлекаются компетентные эксперты.

 

Управление рисками.

Виды рисков

Признак Вид
  По источнику возникновения Внутренний- связан с особенностями организации.
Внешний – связан с окружением организации.
  По возможности избегания потерь Преодолимый и непреодолимый.
  По целесообразности Оправданный и неоправданный.
  По причинам возникновения
Предпринимательский Возникает при формулировании миссии организации.
Финансовый (инвестиционный, кредитный, процентный, валютный) Возникает при изготовлении новой продукции.
Технический Определяется степенью организации производства.
Производственный риск Связан с технологическим процессом производства продукции.
Коммерческий Возникает в процессе реализации товаров.
Инновационный Связан с внедрением различных нововведений.
Информационный Определяется зависимостью от достоверности информации.

Виды потерь: Материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные.

 

Зоны риска Безрисковая зона Зона допустимого риска Зона критического риска Зона катастрофического риска
Величина потерь   Расчетная прибыль Расчетная выручка Имущественное состояние предпринимателя

 

Процесс управления риском основан на комплексе защитных мер против основных форм риска. К основным мерам относятся: изучение рынка, клиентов (проверка их), изучение конкурентов, страхование.

Процесс управления риском

1. Постановка целей.

2. Анализ риска- качественный и количественный.

3. Выбор методов воздействия на риск.

4. Анализ эффективности принятых решений.

5. Корректировка целей управления рисками.

 

Выделяют три основных формы прогнозов – краткосрочные (до 5-7 лет), среднесрочные (15-20 лет) и долгосрочные (50 лет и более).

 

Экономический эффект риска может иметь оценки:

1. Количественная характеристика - соотношение затрат и результатов.

2. Качественная характеристика - социальная эффективность деятельности.

Методы оценки риска

 

Метод 1. Статистический - изучается статистика потерь, вероятность возникновения потерь в будущем можно принять равной частоте их возникновения в прошлом.

Метод 2. Экспертный - реализуется путем обработки мнений опытных специалистов. Эксперты дают оценки вероятностей возникновения потерь, по этим оценкам находят их средние значения.

Метод 3. Расчетно-аналитический - используется прикладная теория риска (теория игр). Исходят из гипотезы закона нормального распределения вероятностей потерь, решается задача математического ожидания.

 

Возможны следующие управленческие действия:

1. Упразднение – выполнение всех требований во избежание риска.

2. Снижение – уменьшение потерь за счет изменений объемов деятельности.

3. Предупреждение (предотвращение потерь, их контроль) – ограничение потерь, если убыток имеет место.

4. Поглощение –признание ущерба без его возмещения.

Компенсация ущерба.

Методы управления рисками ( Основные методы компенсации риска)

 

1. Диверсификация – обеспечение рентабельности проектов, распределение риска

между несколькими направлениями деятельности.

2. Страхование: Внешнее – передача риска другой организации (страховой

компании) за определенное вознаграждение (взнос). Внутреннее

(самострахование) – образование резервных фондов для покрытия убытков.

3. Хеджирование – создание встречных обязательств. Страхование риска путем

переноса рискового изменения с одного лица на другое.

Система мотивации труда.

Новые экономические отношения выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета.

Принцип 1. Возникает необходимость учета различий индивидов и увязывание их с общим тенденциями работников подразделения и организации в целом.

Принцип 2. Но только реальный вклад каждого исполнителя в итоговый результат организации обеспечивает эффективность организации и качество стимулирования отдельных исполнителей, пропорциональные их вкладу

Это, по существу, и есть практическая психология управления.

Основные понятия

 

Мотивы - активные движущие силы, определяющие поведение людей.

Мотивация - это процесс побуждения к активной деятельности

для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации.

Человек обладает свободой в выборе форм поведения

и восприятия ценностей организации.

Потребности - осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действиям.

Побуждение - проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей.

Планирование и организация работы менеджера.

Виды планов личной работы

1. Краткосрочные (день, неделя)

2. Долгосрочные (месяц, квартал, год)

 

Порядок планирования личной работы

1. Определить фонд личного рабочего времени.

2. Составить перечень всех ожидаемых работ и последовательность их выполнения.

3. Определить продолжительность (время) для выполнения каждой работы.

4. Определить время начала и окончания каждой работы.

Типы конфликтов

1. По количеству участников: а) между личностями

б) между группами

в) между личностью и группой

г) внутриличностный

· 2. По степени взаимных претензий:

а) конструктивный - по проблемам рабочей группы

б) деструктивный - по эгоистическим целям сторон

 

· 3. По степени влияния на деятельность организации:

а) функциональный – служит фактором повышения результативности деятельности

путем выявления различных точек зрения на проблему

б) дисфункциональный – оказывает разрушительное действие на результаты

деятельности

· 4. По уровням управления:

а) вертикальный - между руководителем и подчиненным

б) горизонтальный - без прямого должностного подчинения

Стадии развития конфликта: а) предконфликтная

· б) собственно конфликт

· в) разрешение конфликта

Причины конфликтов

 

1. Распределение ресурсов между подразделениями и исполнителями.

2. Взаимозависимость задач без четкого разделения полномочий и ответственности.

3. Различие в целях (подразделение заботится о своих целях, а не о целях организации).

4. Различие в представлениях и ценностях.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.

6. Неудовлетворительные коммуникации.

 

Меры, снижающие вероятность возникновения конфликтов принято называть профилактикой или предупреждением конфликтов.

Стрессы и их влияние.

 

Стресс – это внутреннее сопротивление, реакция организма на воздействующие

на него внешние силы.

Причины стрессов

 

Организационные факторы Личностные факторы
1. Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью 2. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка 3. Неинтересная работа 4. Нарушение чувства комфорта и безопасности труда 5. Необоснованные требования 6. Электронный контроль выполнения обязанностей 7. Нарушения привычного ритма производства 8. Чрезвычайные происшествия, несчастные случаи на работе 9. Конфликты с сотрудниками, потеря авторитета 10. Несправедливое наказание, незаслуженное осуждение и/или пристрастная критика, лишениевознаграждения. 1. События личной жизни 2. Повышение/понижение по службе 3. Увеличение/снижение дохода 4. Страхи, связанные с профессиональной деятельностью 5. Проблема убывания физических сил и потеря привлекательности

 

Коммуникационные процессы.

Коммуникационный процесс

 

Элементы процесса: Отправитель. Сообщение. Канал. Получатель. Обратная связь.

Формальные коммуникации

Типы внешних коммуникаций -

Деловое общение.

Фиксация решения

 

Виды бесед по содержанию

Наем на работу. Ориентация. Личная безопасность.Дисциплина.

Функционирование. Оценочная.

 

Организация переговоров

 

1. Содержательная часть: * Тема переговоров

· * Желаемый результат и его прогноз

· * Стратегия проведения переговоров

2. Процессуальная часть: * Порядок проведения

· * Правила проведения

· * Стратегия взаимодействия с партнером

 

Подходы к переговорам

 

1. Конфронтационный

противостояние сторон, минимум уступок, стремление подавить партнера.

Партнерский

Власть и влияние.

Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменение

в поведение другого.

Власть – это право и возможность руководителя распоряжаться

в рамках полномочий, влиять на действия подчиненных.

 

Основы власти

Формальная Обусловлена должностью лица, его местом в официальной структуре организации, измеряется числом подчиненных и объемом ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться
Реальная Обусловлена влиянием, авторитетом, местом в неформальной структуре отношений, измеряется числом лиц, готовых добровольно подчиниться данному лицу

 

Виды власти и влияния

Форма власти Вид влияния
Власть, основанная на принуждении Влияние через наказание, страх
Власть, основанная на вознаграждении Влияние через знание потребностей починенных
Законная (традиционная) власть Влияние через привитые культурой ценности, отраженные в законах и приказах
Эталонная власть (власть примера) Влияние с помощью харизмы Харизма – отождествление исполнителя с лидером
Экспертная власть Влияние через разумную веру в знания руководителя

 

Качества менеджеров.

Качества руководителей (менеджеров) можно разделить на группы.

* Профессиональные знания

* Качества, располагающие к руководству людьми

* Способности мышления

* Поведение, ориентированное на достижение цели

* Административные способности

* Личные

Имидж менеджера.

Назначение контроля

 

1. Уменьшение влияния на организацию факторов неопределенности среды.

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

3. Обнаружение и разрешение проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

4. Поддержание и развитие успехов (стимулирование деятельности).

 

Типичная система контроля

 

1. Контроль состояний

2. Контроль исполнения оперативных заданий

3. Контроль исполнения мероприятий

4. Контроль итогов

Виды контроля

 

1. По степени охвата объекта - сплошной, выборочный.

2. По регулярности - непрерывный, эпизодический.

3. По интенсивности - нормальный, усиленный.

4. По степени централизации - централизованный, децентрализованный.

5. По времени осуществления - предварительный, текущий, заключительный.

6. По средствам контроля - финансовый, производственный, контроль запасов,

контроль качества, управленческий контроль.

Этапы процесса контроля

 

Этапы Содержание действий
Выработка норм деятельности или стандартов Определение целей. Создаются показатели в конкретных измерителях
Отбор данных о фактическом состоянии дел Организация системы учета и отчетности
Сравнение достигнутого с желаемым результатом Определяется масштаб отклонения – предел допустимых отклонений, которые не должны вызывать тревоги.
Выработка и осуществление корректирующего действия Этап возникает при наличии отклонения от первоначального плана. Выбор линии поведения: а) Ничего не предпринимать б) Устранить отклонение в) Пересмотр стандартов

Правила контроля:

*Контроль должен ориентироваться на результат

*Контроль должен быть простым

*Контроль должен быть экономичным

*Контроль должен отвечать существу проводимой работы

Менеджмент

 
 

       
   
 

Область знания

 
 

Направлен на Использует Обеспечивает

достижение целей труд, эффективность

интеллект, и

мотивы поведения людей прибыльность организации

История развития менеджмента. Школы управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.157 с.)