Нейролингвистическое программирование и эриксоновский гипноз в психотерапии зависимостей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейролингвистическое программирование и эриксоновский гипноз в психотерапии зависимостей



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ В ПСИХОТЕРАПИИ ЗАВИСИМОСТЕЙ

 

Учебное пособие для врачей

Казань 2009

УДК 616.8-085.851:615.15-015.6

ББК 53.574:56.145

Учебное пособие составлено

Профессором кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КГМА

Д.м.н. НАБИУЛЛИНОЙ РИММОЙ РАФАЭЛЬЕВНОЙ и

Старшим лаборантом кафедры, психотерапевтом

РОМАНОВЫМ АЛЕНОМ РУСТЕМОВИЧЕМ

Рецензенты

Заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии ГОУ ВПО «Московский медико-стоматологический университет» Росздрава,

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Б.Д. Цыганков

доцент кафедры медицинской и общей психологии ГОУ ВПО

Казанского государственного университета Росздрава

Заслуженный врач РТ, кандидат медицинских наук Е.А.Сахаров

 

В учебно-методическом пособии излагаются основные терапевтические методики нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза для комплексного лечения больных с зависимостями. Подробно рассмотрена практическая сторона вопроса, описаны варианты и схемы проведения различных психотерапевтических техник. Способ изложения информации делает доступным овладение техниками. Книга предназначена для врачей психиатров, наркологов, психотерапевтов и психологов.

 

Учебное пособие утверждено и рекомендовано к изданию Методическим советом ГОУ ДПО КГМА от 23.04.2009 (протокол 1/2)

С учебным пособием можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ДПО КГМА по адресу 420012, г. Казань, ул. Муштари, д11

Введение

Проблема зависимости ставит человека перед рядом проблем. С одной стороны страдает личность, «душа», а с другой – тело. С одной стороны необходимо «лечить» причины, приводящие к возникновению зависимости, а с другой – последствия. Отсюда вытекает необходимость интегративного комплексного подхода к лечению зависимостей. Невозможно справиться с этой проблемой только фармакологическими средствами. И здесь важная роль отводится психотерапии. Психотерапия должна быть комплексной, системной, учитывающей патологические процессы на всех уровнях функционирования пациента. Одной из возможностей эффективного психотерапевтического лечения является использование нейролингвистического программирования (НЛП) и эриксоновского гипноза в комплексном лечении зависимостей.

В этом учебном пособии приведен подробный план психотерапевтического лечения в пошаговом изложении. Каждый сеанс включает в себя использование техник НЛП в сочетании с сеансом эриксоновского гипноза с использованием приведенных метафор и необходимых внушений. Каждый шаг может занимать от одного до нескольких сеансов. Отдельно необходимо отметить важность использования зависимым человеком трансовых и медитативных техник, обучение которым следует проводить буквально с первых сеансов. Техники НЛП в сочетании с трансовыми методиками и формулами самовнушения являются необходимой и обязательной «гигиеной мозгов», к чему необходимо побуждать зависимых. Помните знаменитую историю Ходжи Насреддина о белой обезьяне? Чем больше человек пытается не думать о ней, тем навязчивее он о ней думает. Есть способ избавиться от этой навязчивости: чтобы не думать о белой обезьяне, надо в этот момент думать о зеленом крокодиле.

 

 

Техника логического квадрата.

Что случится, если это произойдет Что случится, если это не произойдет?
Что не случится, если это произойдет Что не случится, если это не произойдет?

Техника коллапса якорей.

1 Попросите клиента сесть поудобнее и вспомнить ситуацию, в которой ему страстно хотелось «принять на грудь», глотнуть или уколоться.

2.Теперь предложите ему мысленно войти в эту ситуацию, как бы «заняв» свое тело (ассоциированно — как бы из своих глаз, а не диссоциированно — наблюдая за собой со стороны) и ощутить все то, что он ощущал там и тогда. Попросите клиента в момент, когда эти самые ощущения начнут достигать пика, кивнуть вам.

3. А сейчас, предварительно выбрав место постановки якоря (лучше всего для этого подходят колени, кисти рук и плечи), сразу после того, как он вам кивнет, ощутимо прикоснитесь к данному месту и на 1—3 секунды задержите на нем руку. Повторите все, описанное в пунктах 2—3, несколько раз — вначале от 5 до 7. При этом постарайтесь запомнить выражение лица, направление взгляда, позу и характер дыхания вашего «клиента» в момент, когда он переживает пик ощущений. Проверьте постановку якоря, для чего, немного даже отвлекая внимание клиента, прикоснитесь к месту якоря так, как вы это делали в момент его постановки. Если вы обнаружите появление в выражениях его лица, направлении взгляда, позе и характере дыхания нечто весьма похоже на то, что вы видели во время переживания им пика ощущений, считайте, что дело сделано — якорь вызова «пьяной» идентичности вами поставлен. Иногда для того, чтобы она появилась, якорь приходится удерживать не 1—3, а 5—10 секунд. Теперь пересадите «клиента» на другой стул (это важно, ибо первое место его сидения уже само по себе может стать якорем) и попросите его вспомнить ситуацию, в которой он был полон решимости начать новую жизнь, навсегда завязать, отказаться от проклятого зелья и т. п. А после того, как он эту ситуацию отыщет, поставьте якорь «трезвой» идентичности по схеме, аналогичной описанной в пп. 2—3 (на другом плече, колене или другой кисти). Точно так же проделайте это несколько раз и запомните внешние признаки, сопровождающие появление пика ощущений. Проверьте постановку якоря так, как это описано в п. 4.

А теперь внимание: Одновременно нажмите на два якоря и держите их до тех пор, пока не произойдет слияние или «соединение» идентичностей. Заметить этот момент можно довольно-таки легко. Скорее всего, сразу же после одновременного включения двух якорей у вашего клиента возникнет лицевая асимметрия. Когда его лицо сгладится (что часто сопровождается глубоким вдохом или выдохом, изменением позы на более расслабленную и т. п.), это и будет служить для вас свидетельством слияния или соединения идентичностей. Обычно этот процесс занимает 40—50 секунд, но может продлиться и дольше.

Поскольку в момент скрещивания якорей ваш клиент, впадает в транс, используйте время слияния идентичностей для соответствующих внушений — «И пока вы испытываете эти чувства, вы можете обнаружить, что существует прямая связь между тем, насколько интенсивны эти чувства, и тем, насколько быстро вы получите для себя новые варианты поведения, которые нужны вам для того, чтобы решить проблемы, связанные с употреблением наркотиков или алкоголя». Или более простой вариант.

«Вы сможете найти такие варианты и способы поведения, которые позволят удовлетворять себя в той же степени, какой вы достигали с помощью алкоголя или наркотиков». Повторяйте этот текст (несколько раз) все время слияния идентичностей — на выдохе вашего клиента и по возможности в такт его дыханию.

Эффективность работы якоря.

1. Чтобы вызвать желаемый отклик в состоянии, и клиенту, и вам полезно использовать соответствующие поведенческие аспекты (адекватные искомому состоянию позы, жесты и т. п.), выражения лица, а также тональные, ритмические и содержательные (слова) характеристики голоса и речи.

2 Необходимо, чтобы клиент при якорении состояния использовал одно особенное событие, а не серию инцидентов (или подкрепить событие того же или похожего состояния).

3.Следует обязательно ассоциировать клиента с его опытом — то есть чтобы он вновь переживал прямо сейчас связанное с якорением событие, а не просто думал о нем.

4 Необходимо устанавливать якорь на наиболее интенсивную часть переживаемого состояния, а не на вход в это состояние или выход из него.

5 Чем более уникален поставленный якорь, тем лучше. Однако вы должны уметь в точности повторить якорь: то же место, та же продолжительность воздействия, то же давление — или тот же голос, жест и т. п.

СОЗДАНИЕ НОВОГО ОБРАЗА «Я».

Техника волшебный вопрос.

Предположим, что однажды утром случилось чудо и проблема, мучившая вас, исчезла. По каким признакам вы узнали бы об этом? Что изменилось бы в вас и в мире? Что заметили бы в вас окружающие? Что бы тогда было бы по-другому?

Достигаем приемлемой формулировки.

Я стану равнодушным к этому и другим наркотикам и смогу жить нормальной счастливой жизнью без приема наркотических веществ.

Далее техника «раскрутки вверх». Что это тебе даст?

Далее техника «раскрутки вниз». Как можно___________?

Техника ресурсное якорение.

1. Выявите ситуацию, в которой вы нуждаетесь в ресурсах.

2. Определите необходимый вам ресурс, например, уверенность или спокойствие.

3. Убедитесь в том, что ресурс действительно подходящий, задав вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?» Если да, продолжайте. Если нет, вернитесь к шагу 2.

4. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у вас был этот ресурс, и выберите из них один-два, в котором он (ресурс) проявился интенсивнее всего.

5. Определите якоря, которые вы собираетесь использовать в каждой из трех основных репрезентативных, системвизуальной, аудиальной и кинестетической, представьте себе соответствующий образ, звук или слово и выберите действие, с помощью которого вы поставите кинестетическую составляющую якоря (например, сжимание трех пальцев на правой руке).

6. В воображении вернитесь полностью в переживание ресурсного состояния и переживите его снова. Когда оно достигнет пика интенсивности, выйдете из него (перед началом всего этого перейдите в другое место)

7. Теперь снова переживите свое ресурсное состояние, и тот момент, когда оно достигнет пика, присоедините, составляющие вашего якоря. Повторите это несколько раз.

8. Проверьте качество якорения, включив якорь и убедившись, что вы действительно входите в это состояние. Если вы неудовлетворенны, повторите шаг 7.

Техника взмаха.

1. Определите нежелательное поведение (реакцию) «кли­ента» (в данном случае это зависимое поведение — настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер:

а) Определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реак­ции), например: «Когда ты хочешь выпить — что именно ты видишь/чувствуешь/слышишь, что под­талкивает тебя к необходимости принять алко­голь?», «Когда ты чувствуешь желание принять нар­котик — что ты видишь/слышишь/чувствуешь, что заставляет тебя это делать?»

Если ваш подопечный определит только лишь аудиальные или кинестетические ключи (триггеры), сделайте наложе­ние на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»

б) Попросите своего «клиента» создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение — то есть вле­чение к алкоголю или наркотикам!) и скажите: «А сейчас на минутку отложи картинку в сторону».

3. Создайте картину нового образа — желаемое состояние. Скажите своему «клиенту»: «Представь картинку себя — каким бы ты был, если бы у тебя больше не было всего это­го. Каким другим человеком ты бы видел себя, если бы освобо­дился от этого нежелательного влечения и поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированною картинку себя как другого человека — более способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает новые качества, а не какое-нибудь конк­ретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится вашему «клиенту»

г) не имеет узкого контекста (сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

4. Экологическая проверка.

Скажите вашему подопечному: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким вы хотите быть, подумайте, есть ли у вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возра­жения для того, чтобы изменить образ так, чтобы ваш «клиент» оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоцииро­ванный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую тем­ную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину это­го образа».

6. Взмах.
Скажите своему подопечному: «Представьте, как кар­тинка желаемого образа самого себя быстро становится бо­льше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем, откройте глаза или сотрите изображение со своего визуаль­ного канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя, процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном на­правлении.

7. Проверка.

А. Скажите своему «клиенту»: «Представьте себе ту самую ситуацию: что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Б. Поведенческая проверка. Предложите клиенту сделать что-нибудь, что раньше запускало его привычку. Как легко он может теперь останавливать автоматическое поведение и управлять им?

8. Подстройка к будущему.

Объясните клиенту, что данная техника не избавляет его от старого поведения, а дает ему свободу управлять им. Выясните, сможет ли клиент, если ему будет очень нужно, свободно воспользоваться старым поведением, сохраняя при этом контроль над ним. Конгруэнтно подготовьте клиента к возможности возвращения старого поведения, как сигнала к поиску ненайденных вторичных выгод и продолжению работы с ними.

Техника замены сценария.

1. Попросите своего подопечного вспомнить три ситуации неэкологичного поведения — по очереди и так, чтобы в них обязательно присутствовал достаточно продолжительный отрезок до срыва.

2. Предложите ему развернуть эту ситуацию как диссоциированный фильм и мысленно просмотреть его, отметив момент, с которого «пошло» неэкологичное поведение, — примерно так, как это изображено ниже.

Экологичное поведение до срыва Неэкологичное поведение после срыва
   

3. Сейчас мы должны найти триггер — но не так, как это делали ранее. Попросите вашего «клиента», может быть, даже как бы увеличив фрагмент фильма непосредственно перед моментом срыва, обратить внимание на то, что перед этим самым срывом он уже как-то знал, что сейчас сорвется. Предчувствовал или предвидел (а иногда даже «предслышал»), что сейчас пойдет по накатанной дорожке. Объясните ему, что это самое предвидение, предчувствие и предслышание (то есть нечто либо визуальное, либо кинестетическое, либо аудиальное) и является триггером, запускающим его неэкологичное поведение. Предложите ему обнаружить этот триггер, причем не настаивайте на точной его определенности — здесь куда более важно найти эту самую «кнопочку», нежели описать ее размеры, цвет и фактуру. В идеале у вас должно получиться примерно следующее:

Экологичное поведение до срыва Неэкологичное поведение после срыва
 
триггер

4. Определите, является ли этот триггер универсальным. Дело в том, что наш мозг является весьма экономным «субъектом» и обычно для одного вида поведения (в том числе и наркотического) выбирает один (единый) триггер. Поэтому попросите своего подопечного, чтобы он сделал то, что описано в пункте 3, для двух оставшихся ситуаций срыва. И если и в них триггером неэкологичного поведения выступало нечто подобное «запускному моменту выявленному для первой ситуации, вы нашли искомый универсальный триггер, с чем предстоит сейчас работать. Если же триггеры для разных, ситуаций существенно отличаются, вначале проверьте себя и подопечного: точно ли вы сформулировали инструкции и не принял ли он случайно за триггер нечто совсем другое. И если все было сделано правильно, но триггеры все равно остались разными, значит, у вашего клиента имеется не один, а несколько типов наркотического поведения, с каждым из которых вам и придется поработать (опять таки подобрав по три ситуации).

5. Предложите «клиенту» оторвать вторую часть «фильма» сразу за триггером (но ни в коем случае не трогая сам триггер!) и уничтожит ее любым воображаемым способом (например, сжечь что вполне соответствует похмельному желанию клиентов: «гори эта дрянь синим пламенем!»).

Экологичное поведение до срыва   Неэкологичное поведение после срыва
     
  сохранить   уничтожить
       

6. Теперь попросите своего подопечного придумать вариант «сюжета» с нормальнымзаведомо экологичным развитием событий. Например, вместо того, чтобы «принять на грудь» или «ширнуться», сказал «нет» и занялся чем-то для него достаточно интересным (пошел в «качалку», сел за компьютер, уехал на природу или что-нибудь другоепусть выберет что-то одно). И, вообразив это экологичное поведение (диссоциированно), присоединив (новое поведение) «фильм» к оставшемуся фрагменту, уберет «монтажный стык» и трижды посмотрит то, что получилось, от начала до конца — сначала диссоциированно (три раза), а потом ассоциированно (также три раза).

Экологичное поведение до срыва Экологичное поведение после срыва
триггер

7. Теперь предложите вашему подопечному сделать все, что описано в пункте 5, еще дважды — с двумя новыми сюжетами, а точнее, вариантами поведения. Каждый из этих «фильмов» ему также надлежит посмотреть по три раза - сначала диссоциированно, а потом ассоциированно.

8. Теперь ваш клиент берет сначала вторую, а потом третью ситуацию неэкологичного поведения и проделывает все, что описано в пунктах 2-6, с каждой из них (по отдельности). В результате единый триггер одного неэкологичного поведения станет теперь пусковым моментом девяти форм или видов поведения экологичного.

9. Осуществите проверку проделанной вами работы — и одновременно подстройку к будущему. Предложите «клиенту» представить, что в недалеком будущему у него возникнет ситуация, аналогичная использованным, и попросите его вообразить «фильм» о ее (ситуации) развитии — причем не намеренном, а по принципу «как пойдет, так и пойдет». И если ваш подопечный обнаружит, что в этом фильме сразу после триггера ему почему-то «приходит в голову» один из воссозданных (новых и экологичных) вариантов поведения, считайте, что вы добились успехавероятность срыва теперь не превышает 10%.

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ КОНТЕКСТА.

Техника создания мотивации.

1.Попросите своего подопечного выбрать что-то, что он действительно мотивирован или просто любит делать. Что-то, что он хочет делать и делание этого для него является легким и естественным. Ну а после того, как он осуществил свой выбор (не связанное с зависимым поведением), представьте себе «картинку» этого делания и, как и в технике коллапс-обобщений отметьте, где в пространстве вокруг вас «видится» данная «картинка».

2. Теперь предложите своему «клиенту» представить любую картинку, связанную с трезвым образом жизни (каковой, как мы знаем, скорее всего, не очень-то его и привлекает), и опять-таки определить ее пространственное расположение.

3. Попросите вашего подопечного мысленно переместить «картинку» трезвости, поставив ее рядом с мотивирующей «картинкой» (таким образом, мы сразу используем субмодальности пространственного расположения), после чего предложите ему начать сравнивать две эти картинки по списку субмодальностей. При этом любую субмодальность «картинки» трезвого образа жизни, которая отличается от соответствующей в мотивирующей «картинке», вашему клиенту надо привести в соответствие с «эталоном» (им является мотивирующая «картинка»). Например, если обнаружится, что две эти картинки отличаются по признаку ассоциированности-диссоциированности (на мотивирующей «картин­ке» он видит себя со стороны, а на картинку трезвого об­раза жизни смотрит как бы из своих глаз), то пусть из­менит трезвую «картинку», придав ей соответствие с мотивирующей (то есть в данном случае как бы введет себя в «картинку» трезвого образа жизни, взяв за эталон самого же себя из «картинки» мотивирующей). Если «картинка» трезвого образа жизни черно-белая, а моти­вирующая картинка цветная, пусть мысленно «раскра­сит» ее в цвета «эталона». И так по всему списку визуальных субмодальностей.

4. После того как все субмодальности «картинки» трезвого образа жизни будут приведены в соответствие с моти­вирующей «картинкой», предложите вашему «клиенту», взяв ту же или иную «ситуацию с мотивацией», пред­ставить новую «картинку» трезвого образа жизни и сно­ва проделать все, что описано в пунктах 1—3. Поста­райтесь довести число «замотивированных» «картинок» трезвости до семи (не менее трех).

Активная деятельная жизнь

Интересная работа

Наличие верных друзей

Счастливая семейная жизнь

Свобода, независимость

Расширение своего образования, кругозора

Мирная обстановка в стране

Общественная активность

Комфорт, покой

Здоровье

Любовь

Наличие детей

Достижение власти

Уважение окружающих

Творчество

Равенство для всех

Искусство

Деньги любыми способами

Успех в карьере

Общение с людьми

Вера

Паттерны убеждения.

Лингвистические (языковые)

• модальные операторы возможности, долженствования и необходимости («могу — не могу», «должен — не должен», «необходимо — не желательно»);

• высококонтекстуальные слова типа «быть», «есть», «значить» и «следовательно» (без объяснения почему);

• универсальные квантификаторы («всегда», «никог­да», «никто, «ничто», «все» и т. п.);

• словесные структуры типа «если..., то...».

Психофизиологические

• вовлеченность нервной системы (это когда человек как бы весь в этом);

• неадекватная эмоциональность (отстаивание «с пе­ной у рта»)

• иррациональные ответы («Все равно это так!»).

«По каким правилам или принципам ты живешь относительно _______»

(например – наркотиков, наркомании, себя, жизни, людей и т. д.)

Почему? Как это так? Ты можешь это объяснить? На каком принципе или правиле это основано?

В. Проверка

9. Существует несколько способов проверки. Но самый про­стой — это спросить себя: «И как я теперь думаю об этом новом убеждении?»

10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности на таковые неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения, которые вы уже знаете, или с субмодальностями неве­рия, которые можете определить, попросив себя поду­мать о чем-то еще, во что вы твердо не верите.

v Психотерапевтическая метафора.

«Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О вы, подданные мои, — обра­тился к ним царь, — у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присут­ствующих к огромному дверному замку — такому огромному, которого еще никто никогда не видел. «Это самый большой и сложный замок в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь. Одни придворные только качали голо­вами. Другие стали разглядывать замок, но вскоре призна­лись, что не смогут его открыть. А раз мудрые потерпели не­удачу, остальные придворные сразу признали, что задача им не под силу. Но один визирь подошел к замку из толпы. Он стал внимательно разглядывать и ощупывать замок, затем попытался подвигать его и вдруг одним рывком открыл за­мок! Он был просто не замкнутым. Тогда царь объявил: «Ты получишь должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».

 

Техника объединения частей.

1.Определите и физически обозначьте противоречащие, друг другу части.

1.1. Войдите в контакт со стремящейся к трезвости частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе во­прос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?» Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются со стремящейся к трезвости частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)

1.2. Усильте ощущение стремящейся к трезвости части самого себя еще больше, а затем:

а) Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, кото­рый вы сможете увидеть. Если у вас возникнут труд­ности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо:

б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу, стремящуюся к трезвости часть.

1.3. Установите контакт с желающей сохранить зависимость частью и обратите внимание на чувст­ва, связанные с ней. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, что­бы делать, что я хочу?». Теперь отметьте, где в ва­шем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с этой желающей сохранить зависимость частью?

1.4. Усильте ощущение желающей сохранить зависимость части:

а) Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки, и дайте ему стать образом, кото­рый вы сможете увидеть. Если у вас возникнут труд­ности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Или:

б) Встаньте в то место, которое обозначает желаю­щую сохранить зависимость часть.

2.Установите третью позицию, нахо­дящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликт­ными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих час­тей. Если же вы используете место в пространстве, най­дите позицию, равноудаленную от этих двух частей.

3.Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно вы­ражают недоверие и недовольство друг другом.

3.1.Попросите стремящуюся к трезвости часть повер­нуться и посмотреть на часть, желающую сохра­нить зависимость (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей часть, желающая сохранить зависимость? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?

3.2Теперь попросите часть, желающую сохранить зависимость, повернуться и посмотреть на часть, стремящуюся к трезвости (или встаньте на ее мес­то и посмотрите на другую), а затем выразите в сло­вах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она стремящуюся к трезвости часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает?

4.Найдите позитивное намерение и цель каждой из час­тей.

4.1.Обратитесь к стремящейся к трезвости части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намере­ние? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) часть, желающую сохранить зависимость? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Обязательно обнаружьте это по­зитивное намерение.

4.2.Теперь обратитесь к желающей сохранить зависимость части и спросите: «Какова твоя позитив­ная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) стремящуюся к трезво­сти часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?» Опять-таки обязательно обна­ружьте позитивные намерения.

5.Убедитесь, что каждая из частей признает и принима­ет позитивное намерение другой части. Спросите каж­дую из них, может ли она понять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намере­ния совпадают.

6.Из метапозиции (третья) определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните не­обходимость «совместно действовать новым и более эф­фективным способом».

7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее позитивное наме­рение и общую цель.

7.1.Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осу­ществления своих собственных целей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверят друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю.

7.2.Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут поя­виться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточ­нить или пересмотреть).

8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конф­ликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.

8.1. Если вы использовали руки:

а) Сконцентрировавшись на общей цели и дополнитель­ных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую на 100% из обеих частей.

б) Когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, ко­торый представляет полную интеграцию и синтез.

в) Поместите новое интегрированное «Я» внутрь ваше­го тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть.

8.2. Если вы использовали пространственную локализа­цию:

а) Встаньте на место, представляющее желающую сохранить зависимость часть. Заякорите ресур­сы, ассоциированные с этой частью.

б) Удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за стремящейся к трезвости ча­стью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы.

в)Затем встаньте в позицию стремящейся к трезво­сти части и ощутите присутствие ее ресурсов, а также наличие ресурсов противоположной части.

г) Сконцентрировавшись на особых ресурсах стремя­щейся к трезвости части и на трансформации, про­изведенной с помощью ресурсов желающей сохранить зависимость части, перейдите на место этой части, неся с собой все эти ресурсы. Встаньте в пози­цию желающей сохранить зависимость части — так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой.Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии.

д) Вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другус той же скоростью, с какой вы приближаетесь к ним. В той точке, где ваши две части сойдутся, протяни­те руки и возьмите их.

9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двига­ться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и ощущая, как это состояние позитивно влияет на собы­тия вашей жизни.

v Психотерапевтическая метафора.

«Правоверный пришел к пророку Илие. Его интересовали ад и рай, так как его, естественно, волновала его дальней­шая судьба. «Где ад — а где небеса?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илия не ответил ему. Он взял во­прошающего за руку и повел его темными коридорами во дво­рец. Через железный портал они прошли в большой зал. Там теснилось множество людей, богатых и бедных, одетых в ру­бища и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на огне стоял огромный котел с кипящим супом. От него распространялся чудесный аромат по всей комнате. Толпившиеся вокруг люди со впавшими щеками и усталыми взглядами всеми способами пытались заполучить свою порцию супа. Пришедший с Илией человек был изумлен видом ложек, кото­рые держали люди: они были размером с самих людей. Лишь маленькая часть на конце рукоятки ложек была из дерева, целиком же ложки, которые могли бы помочь насытиться людям, состояли из железа и были обжигающе горячи от ки­пящего супа. Голодные люди жадно тыкали ложками в ко­тел. И хотя каждый хотел получить свою долю, никто не мог ее достать. Они с трудом вынимали свои ложки из супа, но поскольку они были слишком длинными, даже самые силь­ные не могли донести их до рта. Самые дерзкие ошпаривали себе руки и лица или во гневе проливали суп на соседей. Ругаясь друг с другом, они бросались в драку и били друг друга этими ложками, которыми могли бы утолить свой голод. Пророк Илия взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад!» Они покинули этот зал и вскоре перестали слышать адские во­пли. После долгих блужданий по темным коридорам дни по­пали в другой зал. Здесь тоже сидели люди, а в центре зала так же стоял котел с кипящим супом. И у каждого из при­сутствующих в руках была такая же большая ложка, как Илия и его спутник уже видели в аду. Но здесь люди выглядели сытыми, и в зале слышался только тихий удовлетворенный гул и плеск ложек в супе. Люди везде действовали по двое. Один опускал ложку в суп и кормил другого. Если ложка ста­новилась слишком тяжела для одного, ему помогали еще двое, так что каждый мог вдоволь наесться. Как только один был сыт, наступала очередь другого. Пророк Илия сказал своему спутнику: «Это рай!».

Шаг 6.Редактирование себя.

Ø редактирование необходимых реакций;

Ø оптимизация психоэмоциональных состояний;

Ø создание нужных качеств;

Ø возвращение адекватной самооценки.

 

РЕДАКТИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ РЕАКЦИЙ.

Техника круг совершенства.

1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт со­вершенства из вашего прошлого — опыт, в котором все ваши ресурсы были для вас доступны таким образом, что это позволяло вам быть в «наилучшей форме» и действо­вать в полную меру своих способностей.

2. Создайте Круг Совершенства. Нарисуйте воображае­мый круг на полу. Вообразите, что это — ваш Круг Со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.23.119 (0.113 с.)