Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Cвойства cреднего взвешенного
На значения интенсивной величины x, найденной по формуле (1) распространяются все свойства, имеющие место для координаты центра системы точечных масс. А именно: 1) x Î (x 1; x 2) (x 1 < x 2); 2) при изменении x 1 и x 2 на одну и ту же величину D, состав x изменяется на такую же величину; 3) при изменении x 1 и x 2 в одинаковое число раз величина x изменяется в то же число раз; 4) при изменении m 1 и m 2 в одинаковое число раз величина x не изменяется; 5) взвешенное среднее нуля и единицы равно весу единицы. Заметим, что формула (1) обобщается на любое число n (n > 2) смешиваемых растворов с концентрациями xi, i =1, 2, …, n: (2) Также сохраняются все вышеперечисленные свойства с поправкой на число растворов. Пример 1. Смешали 1,5 литра раствора соляной кислоты (HCl) с концентрацией 21,5% и 3,5 л с концентрацией 41,5%. Какова концентрация HCl в получившейся смеси? Решение. Если вычесть из концентраций величину D = 21,5%, то получим растворы с концентрациями 0% и 20% соответственно. «Центр масс» такой смеси находится путем деления отрезка длиной 20 в отношении 3,5:1,5 или же 7:3 (рис.2). Получим 14%.
Рис. 2 Теперь осуществляем обратный сдвиг на D = 21,5% и получаем ответ 35,5% HCl. Ответ: 35,5%. Пример 2. Какой процентный состав получится при смешении m1 = 3,7 л водного раствора уксуса с концентрацией x1 = 34,5% с m3 = 3,7 литрами концентрации x3 = 54,5% и некоторого количества m2 раствора 44,5%–ной концентрации? Решение. Здесь мы имеем три (n = 3) исходные смеси. При этом применить рабочую формулу мы не можем, но не по причине неудобных данных, а ввиду отсутствия информации о количестве m 2. Однако нетрудно видеть, что необходимости в задании этого количества нет. В самом деле, элементарное построение на оси Ox (рис. 6.3) делает наглядным и легко замечаемым симметричное расположение точек состава относительно x 2 = 44,5%. Крайние «массы» (в данном случае объемы) m 1 и m 3 при этом отображаются отрезками одинаковой высоты. Следовательно, какой бы ни была масса m2, даже отрицательной в случае выпаривания такого раствора из смеси, концентрация получившегося раствора будет точно равна x 2.
Рис. 3 Ответ: 44,5%. В несколько усложненном варианте аналогичную задачу можно сформулировать для случая четырех (n = 4) исходных смесей, три из которых образуют симметрическое расположение. При этом также путем параллельного переноса все концентрации можно сделать неудобными для прямых вычислений.
Пример 3. Имеются два сплава, в одном из которых содержится 40 %, а в другом – 20 % серебра. Сколько килограмм второго сплава необходимо добавить к 14 кг первого, чтобы получить сплав с 34 %–ной концентрацией серебра? Решение. Откладываем на оси Ox заданные исходные концентрации 20% и 40% и конечную концентрацию 34%. От концентрации 20% откладываем катет, соответствующий 14 килограммам. Проводим прямую через конец этого катета и точку на оси Ox, обозначающую конечную концентрацию 34% до пересечения с перпендикуляром, отложенным от второй исходной концентрации 40%. Полученная длина катета соответствует 6 килограммам (рис. 4).
Рис. 4 Ответ: 6 кг. 1.2. Задачи на движение При решении задач на составление уравнений наибольшую трудность обычно вызывает составление уравнений или системы уравнений, а уж потом их решение. И в том и в другом случае часто оказывается полезным рисунок, иллюстрирующий условие задачи и его анализ с точки зрения геометрии. Вводят координатную плоскость, по одной из осей которой откладывается время, по другой — путь, пройденный телом, выполненная работа и т. д. Тогда любая точка этой плоскости с координатами (t, s) будет соответствовать, например, пути S, пройденному объектом за время t, а само движение изобразится некоторой линией в этой плоскости (траекторией). Пример 4. Из пункта М в пункт N вышел пешеход. Вслед за ним через 2 ч из пункта М выехал велосипедист, а еще через 30 мин — мотоциклист. Пешеход, велосипедист и мотоциклист двигались равномерно и без остановок. Через некоторое время оказалось, что все трое преодолели одинаковую часть пути от М к N. На сколько минут раньше пешехода в пункт N прибыл велосипедист, если пешеход прибыл в пункт N на 1 ч позже мотоциклиста? Решение. Рассмотрим плоскость, по оси абсцисс которой отложим время, а по оси ординат — пройденный путь (рис. 5). Пусть отрезок ОЕ соответствует пути, пройденному пешеходом, отрезок AD — велосипедистом, прямая ВС — мотоциклистом. Так как в некоторый момент времени они находятся в одной точке, то все три отрезка имеют на рисунке общую точку.
Рис. 5 В соответствии с условием задачи OA =2, AB =0,5, СЕ=1; требуется найти DE. Так как прямые СЕ и ОВ параллельны, то OB/CE=OA/DE или DE= , откуда x=4/5 ч или 48 мин. Ответ:48 мин. Пример 5. Из пункта А в пункт В вышел пешеход. Одновременно с ним из пункта В в пункт А выехал велосипедист, который встретил пешехода через 50 мин после своего выезда из В. Сколько времени потребовалось бы пешеходу для того, чтобы пройти весь путь из А в В, если известно, что велосипедист проделал бы тот же путь на 4 ч быстрее пешехода (рис. 6.6). Решение. Пусть BD — траектория велосипедиста, АС — траектория пешехода, t — время, затраченное пешеходом на путь от А до В (в ч).
Рис. 6 Имеем: СОО" ~ ОО'А, откуда СО"/О'А = = 00"/00', D00'~ 00"B, откуда O"B/O'D=00"/00', следовательно, , или . Это уравнение сводится к квадратному относительно t, решая которое получим t1 = 2/3, t2 = 5. Ответ: t = 5 ч. Пример 6. Из пункта А в пункт В отправились одновременно пешеход и велосипедист. Велосипедист, доехав до пункта В, повернул обратно и встретил пешехода через 20 мин после отправления из А. Доехав до А, он опять повернул и догнал пешехода через 10 мин после встречи. Через какое время пешеход придет в В? Решение. Линия AB'DK (рис.7) соответствует пути, который проехал велосипедист, АК — пути, пройденному пешеходом, АС'= 20, С'К'= 10, CDK~ CB'A, откуда .
Рис. 7 Следовательно, AN= АВ. Таким образом, на 1/3 пути (АС) пешеход затратил 20 мин, а на весь путь он затратит 1 ч. Ответ: 1 ч. 1.3. Задачи на совместную работу Решению таких задач, как правило, предшествует графическая интерпретация условия. Традиционные подходы не всегда позволяют сделать чертёж наглядным, дающим полноценное представление о действиях, описанных в задаче. Если речь идёт о равномерной работе, то рассматриваемые процессы удобно иллюстрировать графиками функций выполненной работы от времени. Такой подход позволяет давать графикам геометрическую интерпретацию. На смену составлению и решению сложных систем уравнений приходит использование геометрических свойств фигур: подобия треугольников, свойства пропорциональных отрезков и т. д. Пример 7. Баржа была разгружена с помощью двух кранов на протяжении 15ч, причём первый крановщик приступил к работе на 7 ч позже второго. Известно, что первый крановщик, работая отдельно, может разгрузить баржу на 5 ч быстрее второго. За сколько времени может разгрузить баржу каждый крановщик, работая отдельно? Решение. Пусть FC=x ч – неизвестный промежуток времени (рис. 8).
Рис. 8 ; , откуда x = 5. Тогда AT = 15 + 5 + 5 = 25 ч, OM = 25 – 5 = 20 ч. Ответ: 25 ч, 20 ч. Пример 8. Две машинистки должны отпечатать рукописи с одинаковым числом страниц. Первая приступила к работе на 3 ч раньше второй и отпечатала к определённому моменту времени больше, чем вторая, на страниц рукописи. Проработав после этого момента ещё 5 ч, обе машинистки одновременно закончили каждая свою работу. За сколько времени каждая отпечатала свою рукопись?
Решение. Пусть весь объём работы равен 1, BС = х ч— промежуток времени, недостающий для нахождения времени работы каждой машинистки (рис. 9).
Рис. 9 BED ~ BMC, , т.е. , следовательно, . OED ~ OKC, следовательно, , т.е. , x = 1 ч, значит первая машинистка работала 8+1=9 ч, вторая машинистка – 1 + 5 = 6ч. Ответ: 9ч; 6ч. Пример 9. Двое рабочих могут выполнить некоторую работу за 12 дней. После 8 дней совместной работы второй рабочий перешёл на другой участок. Первый рабочий закончил работу за 5 дней. За сколько дней каждый рабочий, работая отдельно, может выполнить данную работу? Решение. Обозначим через х дней и у дней неизвестные промежутки времени (рис. 6.10). ; , откуда . Так как BO2T ~ CO2N и DO1P ~ AO1F, то ;
, откуда .
Рис. 10 Таким образом, , откуда x = 2 (x > 0), y = 47. Тогда BD = 13 + 2 = 15 дней, AC = 13 + 47 = 60 дней. Ответ: 15 дней, 60 дней.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.024 с.) |