Системные и структурно-функциональные теории власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системные и структурно-функциональные теории власти.



В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти. Системные теории власти исходят из производности власти от социальной системы, рассматривают её как способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти:

1) истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс, Д. Иистон);

2) рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.п. (М.Крозье);

3) определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (Т. Кларк)

Власть -элемент сложной совокупности взаимодействующих факторов, образующих политическую систему.

Истон в монографии «Системный анализ политической жизни» (1965), исследовал условия, необходимые для самовыживания политической системы, и проанализировал четыре категории: политическую систему, окружающую ее среду, реакцию и обратную связь. Используя некоторые положения структурно-функционального подхода Т. Парсонса, Д. Истон вывел, что системный анализ политической жизни основан на понятии системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны. Такой анализ предполагал, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать.

Реагируя на те или иные объекты и предметы, субъекты, группы вступают во взаимодействия, исходя из тех значений, которые они придают этим объектам, предметам. «Политические взаимодействия в обществе составляют систему поведения», - замечал Д. Истон и подчеркивал, что именно поэтому политическую жизнь следует рассматривать «как систему поведения, включенную в окружающую среду и тем самым подверженную ее воздействию, однако обладающую возможностью отвечать ей».

Поскольку Д. Истон определил политику как «волевое распределение ценностей», постольку политическую систему он рассматривал как совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности. Следовательно, политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества.

Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода».Д.Истон различает два вида "входа": Требование и Поддержку. Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Например, требования трудящихся увеличить размер минимальной заработной платы. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему.

Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга и т.п..

Роль «входа» заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т. е. авторитетные решения по распределению ценностей. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, происходит в форме решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений и т.п.. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они принимают форму мероприятий по регуляции и решению актуальных проблем: экономических, экологических, социальных и т. д., соответственно этому мы и говорим об экономической, экологической, социальной и т. п. политике.

Следовательно, политическая система и внешняя среда находятся в отношении глубокой взаимозависимости. Политическая система должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия, что возможно лишь при наличии ее способности к саморегулированию. Политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход»: реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система одновременно осуществляет в обществе изменения и поддерживает стабильность. Причем если изменчивость выступает в деятельности системы как частная функциональная характеристика, то выживание и самосохранение являются принципиально важными чертами.

Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон, по существу, оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе.

Структурно-функциональные концепции власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли.

Власть — это свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния.

Функция- объективные последствия какого-либо действия для системы. Способствует адаптации и регулированию системы.

Дисфункция -снижает адаптацию и регулирование.

Структура- устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от колебаний в отношениях с окружением. Можно также определить как совокупность ролей, выполняемых индивидами в обществе.

Основной методологический принцип состоит в исследовании социально-политических явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, где каждый элемент имеет своё функциональное назначение.

С точки зрения Т. Парсонса власть может пониматься как посредник (сродни деньгам), циркулирующий внутри политической системы и выходя далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества:

1)экономическую подсистему;
2)подсистему интеграции;

3)подсистему поддержания культурных образцов;

Одно из условий стабильности такой системы циркуляции заключается в равновесии факторов и результатов властвования с той и другой стороны.

Что касается интеграции, то она осуществляется посредством социального действия. Суть её Парсонс излагает в своей "Структуре социального действия" (1937). Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вто­рых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоя­щих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, ко­торому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, которая характеризуется наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в общест­ве норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды).

По мнению Малиновского и Редклифф-Брауна каждый элемент в человеческой культуре выполняет определенные функции и является необходимым. Однако, Роберт Мертон критиковал такие представления и сформулировал понятия функционального эквивалента (взамен функционального единство общества): "Как у одного элемента может быть несколько функций, так и одну и ту же функцию могут выполнять взаимозаменяемые элементы". [Можно привести пример малочисленной партии, которая выражает интересы узкой профессиональной группы, как это делают группы давления.]

Структурный функционализм как теоретический подход объясняет даёт возможность определить многие политические явления и служит основой для сравнения политических систем.

[Как сказал Самарин, на зачете не нужно описывать различия между этими концептами, но на всякий случай ответ магистранта по поводу их сравнения::" системный подход рассматривает все вместе включая взаимоотношения между элементами, но при этом ему плевать на то, как эти элементы расположены (какие круче, какие совсем не важные, а какие довольно маргинальные). Структурно-функциональный подход исходит из предположения о том, что сам элемент не столь важен, важна структура, которая воспроизводится безотносительно от содержания того или иного института. Структурный подход был разработан антропологами (наиболее известный представитель - Леви Стросс), системный подход - американская выдумка. Системный подход более выдуманная модель, которую подогнали под жизнь, структурный основан на наблюдениях, которые подтолкнули к такому толкованию реальности "]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1816; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.006 с.)