Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системные и структурно-функциональные теории власти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти. Системные теории власти исходят из производности власти от социальной системы, рассматривают её как способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти: 1) истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс, Д. Иистон); 2) рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.п. (М.Крозье); 3) определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (Т. Кларк) Власть -элемент сложной совокупности взаимодействующих факторов, образующих политическую систему. Истон в монографии «Системный анализ политической жизни» (1965), исследовал условия, необходимые для самовыживания политической системы, и проанализировал четыре категории: политическую систему, окружающую ее среду, реакцию и обратную связь. Используя некоторые положения структурно-функционального подхода Т. Парсонса, Д. Истон вывел, что системный анализ политической жизни основан на понятии системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны. Такой анализ предполагал, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать. Реагируя на те или иные объекты и предметы, субъекты, группы вступают во взаимодействия, исходя из тех значений, которые они придают этим объектам, предметам. «Политические взаимодействия в обществе составляют систему поведения», - замечал Д. Истон и подчеркивал, что именно поэтому политическую жизнь следует рассматривать «как систему поведения, включенную в окружающую среду и тем самым подверженную ее воздействию, однако обладающую возможностью отвечать ей». Поскольку Д. Истон определил политику как «волевое распределение ценностей», постольку политическую систему он рассматривал как совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности. Следовательно, политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества.
Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода».Д.Истон различает два вида "входа": Требование и Поддержку. Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Например, требования трудящихся увеличить размер минимальной заработной платы. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Поддержка, напротив, означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведения, благоприятные для системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправная выплата налогов, выполнение воинского долга и т.п.. Роль «входа» заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т. е. авторитетные решения по распределению ценностей. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, происходит в форме решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений и т.п.. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они принимают форму мероприятий по регуляции и решению актуальных проблем: экономических, экологических, социальных и т. д., соответственно этому мы и говорим об экономической, экологической, социальной и т. п. политике. Следовательно, политическая система и внешняя среда находятся в отношении глубокой взаимозависимости. Политическая система должна преобразовывать поступающие требования и поддержку в соответствующие решения и действия, что возможно лишь при наличии ее способности к саморегулированию. Политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход»: реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система одновременно осуществляет в обществе изменения и поддерживает стабильность. Причем если изменчивость выступает в деятельности системы как частная функциональная характеристика, то выживание и самосохранение являются принципиально важными чертами.
Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон, по существу, оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе. Структурно-функциональные концепции власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможно коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, дающее возможность контролировать ресурсы, средства влияния. Функция- объективные последствия какого-либо действия для системы. Способствует адаптации и регулированию системы. Дисфункция -снижает адаптацию и регулирование. Структура- устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от колебаний в отношениях с окружением. Можно также определить как совокупность ролей, выполняемых индивидами в обществе. Основной методологический принцип состоит в исследовании социально-политических явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, где каждый элемент имеет своё функциональное назначение. С точки зрения Т. Парсонса власть может пониматься как посредник (сродни деньгам), циркулирующий внутри политической системы и выходя далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества: 1)экономическую подсистему; 3)подсистему поддержания культурных образцов; Одно из условий стабильности такой системы циркуляции заключается в равновесии факторов и результатов властвования с той и другой стороны. Что касается интеграции, то она осуществляется посредством социального действия. Суть её Парсонс излагает в своей "Структуре социального действия" (1937). Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, которому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, которая характеризуется наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды). По мнению Малиновского и Редклифф-Брауна каждый элемент в человеческой культуре выполняет определенные функции и является необходимым. Однако, Роберт Мертон критиковал такие представления и сформулировал понятия функционального эквивалента (взамен функционального единство общества): "Как у одного элемента может быть несколько функций, так и одну и ту же функцию могут выполнять взаимозаменяемые элементы". [Можно привести пример малочисленной партии, которая выражает интересы узкой профессиональной группы, как это делают группы давления.] Структурный функционализм как теоретический подход объясняет даёт возможность определить многие политические явления и служит основой для сравнения политических систем.
[Как сказал Самарин, на зачете не нужно описывать различия между этими концептами, но на всякий случай ответ магистранта по поводу их сравнения::" системный подход рассматривает все вместе включая взаимоотношения между элементами, но при этом ему плевать на то, как эти элементы расположены (какие круче, какие совсем не важные, а какие довольно маргинальные). Структурно-функциональный подход исходит из предположения о том, что сам элемент не столь важен, важна структура, которая воспроизводится безотносительно от содержания того или иного института. Структурный подход был разработан антропологами (наиболее известный представитель - Леви Стросс), системный подход - американская выдумка. Системный подход более выдуманная модель, которую подогнали под жизнь, структурный основан на наблюдениях, которые подтолкнули к такому толкованию реальности "]
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.013 с.) |