Особенности политической власти. Критерии ее эффективности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности политической власти. Критерии ее эффективности.



Политическая власть. Некоторые исследователи рассматривают власть только как политический феномен, то есть с их точки зрения «политичность» есть необходимый атрибут власти, и нет никакой власти кроме политической. Однако такой подход подвергается критике и имеет явные недостатки (аморфность, слишком широкий охват и проч. и проч., на перечисление всего времени нет)

В силу этих причин более обоснованным представляется альтернативный подход, рассматривающий политическую власть как субкатегорию (тип, вид, форму) власти. Это означает, что не все виды власти являются политическими.

В рамках данного подхода существуют разные интерпретации политической власти. Некоторые исследователи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти в политической сфере (системе). В частности, власть нередко отождествляется с политическим правом (политическими правами). Этот подход встречается уже у Дж. Локка и Дж.Бентама. Среди современных исследователей власти его придерживается П. Моррис, определяющий политическую власть ("в узком смысле") как форму легального права или как формальную власть.

Иногда политическая власть трактуется как власть над властью других людей. Например, у Г. Лассуэлла и Э. Кэплэна политическая власть (“в узком смысле”) означает "основанный на власти контроль над политикой властвования". Типичными примерами политической власти они считают право вето и право назначать на должности. Главная проблема данного подхода состоит в том, что понятие власти в нем оказывается одновременно и слишком широким, и слишком узким. Политическая власть оказывается в любых организациях и группах со стабильными отношениями субординации и управления (семья, школа, производственный коллектив и т.п.). В то же время политическая власть растворяется среди множества других форм власти в политической сфере и понятие оказывается малопригодным для объяснения политики.

В силу этих причин представляется более целесообразным отнести к политической власти все формы власти в политической сфере (системе). В данном подходе, разделяемом многими исследователями критериями политической власти становятся критерии политики, отличающие политические явления от неполитических.

По мнению Мухаева, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т.д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать на поведение индивида, групп, общества с помощью имеющихся средств. А вообще определений бессчетное количество, нет особого смысла перечислять все.

Политическая власть также можно определить как особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем: общества, в отличие от родоплеменных общин, нуждались в особых механизмах поддержания своей целостности. Политическая власть оказалась способной при определенных условиях выполнять сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, но внутренне противоречивой социально-территориальной общности.

Отличительными чертами политической власти являются:

♦ легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

♦ верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

♦ публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит — об­ращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

♦ моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия ре­шений (в отличие, например, от власти экономической);

♦ Безличность, абстрактность. Власть выступает в виде закона от имени народа и для всего народа;

♦ Асимметричность власти;

♦ Скрытность мотиваций.

 

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.


Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с меньшими издержками.
Критериями эффективности являются:

1. Достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;

2. Рациональность вертикального и горизонтального строения власти;

3. Действенный контроль за выполнением властных распоряжений;

4. Организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных приказов (каждый должен стоять на своем месте);

5. Наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае неповиновения его приказам;

Эффективная система самоконтроля власти (главное место занимает авторитет).

 

Интерпретация полиархии.

Полиархия (др.-греч. — «многовластие, власть многих») — политическая система, основанная на открытой политической конкуренции различных групп в борьбе за поддержку избирателей. В современную политологию термин был введён в употребление в 1953 году американским политологом Робертом Аланом Далем для обозначения совокупности базовых институтов, общих для либеральных демократий. Даль рассматривает полиархию как «очищенный» вариант существующих систем и приходит к выводу, что её институты необходимы (хотя, возможно, недостаточны) для достижения идеальной демократии. Далее следует выдержка из монографии Р.Даля:

«Полиархия - политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права предоставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать высших должностных лиц в управлении. Если конкретнее, то полиархия есть политический порядок, опирающийся на семь основных институтов, и все они должны действовать, чтобы система могла быть признана именно полиархией.

1. Выборные должностные лица. Контроль за решениями правительства по поводу политического курса конституционно закреплен за избираемыми должностными лицами.

2. Свободные и честные выборы. Выборные должностные лица избираются на частных и честно проводимых выборах, в ходе которых принуждение случается сравнительно редко.

3. Всеобщее голосование. Практически все взрослые имеют право голосовать на выборах должностных лиц.

4. Право претендовать на выборную должность. Почти все взрослые имеют право претендовать на выборные должности в правительстве, хотя возрастные ограничения могут быть выше, чем для голосования.

5. Свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение без угрозы сурового наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, правительства, режима, социально-экономического порядка и господствующей идеологии.

6. Альтернативная информация. Граждане вправе обращаться к альтернативным источникам информации. Более того, альтернативные источники информации существуют и защищены законом.

7. Независимость самоорганизации. Для обеспечения своих многообразных прав, включая перечисленные выше, граждане также обладают правом создавать относительно независимые ассоциации или организации, в том числе независимые партии и группы интересов.

Важно понимать, что эти положения характеризуют действительные, а не номинальные права, институты и процессы». (Р. Даль, "Демократия и её критики").

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)