Особенности политического участия в соревновательных и неконкурентных политических системах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности политического участия в соревновательных и неконкурентных политических системах.



Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие - совокупность действий, прямо или опосредованно предпринимаемых индивидами с целью оказания воздействия на государство для осуществления своих требований.

 

Три типа отношений человека и политики(пояснение будет дано ниже)

• Состояние приобщения (активное участие).Демократия

• Состояние отчуждения или аномии. Авторитаризм(он не расписан, поэтому панишу здесь, человек отчужден от политики, так как авторитаризм закрывает политическую сферу для индивидов)

• Полное слияние человека и политической структуры. Тоталитаризм

Здесь, в принципе стоит использовать материалы 39 вопросы про общие типы и формы политического участия.

Для соревновательной системы характерно автономное политическое участие, Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное уча­стие, характерное для неконкурентных систем, носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами полити­ческой активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

 

Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реаги­ровать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (ре­гионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством дос­тижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

 

Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на риту­альные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, орга­низуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие нахо­дится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его ис­пользуют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, зло­умышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

В заключение, стоит сказать, что в современном мире довольно сложно четко разграничить мобилизационное и автономное участие, так как они могут быть сильно смешаны и переходить друг в друга.

Авторы - Вейнер и Хантинтон, которые рассматривали как раз эти формы участие.

 

39. Типы и формы политического участия

Вопрос крайне противный оказался. Ибо нигде нет точной классификации и понятных критериев. А потому я буду опираться в основном на учебник Гуторова и Акчкасова, но не факт, что писать надо так.

 

Традиционное участие (conven­tional participation) — достаточно рутинное поведение, которое ис­пользует установленные институты представительной власти, осо­бенно участие в избирательных кампаниях определенных кандидатов и голосование на выборах.

Нетрадиционное участие (unconventional participation) — относительно необычное поведе­ние, которое бросает вызов установленным институтам или доми­нирующей культуре или отвергает их (и таким образом оказывает стрессовое воздействие на участников и их оппонентов).

 

Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное уча­стие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами полити­ческой активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Разнообразие форм политического участия определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индиви­дуальные запросы граждан к власти. Политическое участие дает характе­ристику самой политической системе, которая способствует или препят­ствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от полити­ческого режима.

 

Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реаги­ровать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (ре­гионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством дос­тижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

 

Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на риту­альные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, орга­низуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие нахо­дится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его ис­пользуют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, зло­умышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Можно использовать Вебера

Так, М. Вебер в качестве принципа классификации берет политику как профессию и на этой основе выделяет тип полити­ка «по случаю», политика «по совместительству» и профессио­нального политика.

К первому типу – политику по случаю - относятся все люди, которые опускают свой избирательный бюллетень или совершают сходное воле­изъявление на политическом собрании, референдуме и т. д. Для многих людей подобными действиями, отмечает М. Вебер, и ог­раничивается отношение к политике.

Политиками «по совместительству» являются те, кто выполняет какие-то политические функции лишь в случае не­обходимости. К примеру, если человек выступает в качестве до­веренного лица или члена избирательной комиссии. Подобного рода деятельность не становится для него первоочередным де­лом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении.

Политиками по профессии являются те, кто стремится сде­лать из нее постоянный источник дохода. М. Вебер более подробно описывает именно этот тип — не случайно его работа называется «Политика как призвание и профессия». Профессиональным поли­тиком, по его мнению, может быть далеко не каждый, а только тот, кто обладает инстинктом власти, имеет призвание к политике.

Данная типология дает общее представление о включении человека в политический процесс и о том, какое место занимает политика в структуре его ценностных ориентаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.006 с.)