Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 29. Структура политического сознания

Поиск

Политическое сознание – сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, воззрений, представлений, взглядов, отражающих реальные политические отношения.

 

Функции политического сознания:

· познавательная

· оценочная

· прогностическая

· нормативная

· регулятивная

· интегративная

Компоненты политического сознания.

a) Психологические – совокупность чувств, ориентаций, переживаний, умонастроений, связанных с политическими отношениями.

b) Спец.менталитет (ментальные)

Уровни политического сознания.

Обыденное политическое сознание

Складывается без политологии, без специальных сознаний (такое у нас сознание за день до экзамена). Ему свойственны отрывочность, несистематичность, эмоциональность, размытость.

Научное политическое сознание

Формируется социальными группами. Это сознание научно обосновано.

Массовое политическое сознание

С точки зрения субъекта выделяется массовое и групповое (см.ниже)сознания.

Массовое политическое сознание всегда определяет типы и уровни политической культуры общества. Массовое политическое сознание выявляют с помощью опроса общественного мнения. Массовое сознание состоит из:

a) Статичных компонентов (ценности, общие ориентации)

b) Динамичных компонентов (уровень ожиданий людей, оценка своих возможностей влиять на политическую систему, социально-политические ценности).

 

Групповое политическое сознание

Это обобщённое сознание групп, связанных с политикой. Большие группы – например, классы. Маленькие – например, элита, лобби. Групповое политическое сознание – совокупность представлений, определяющая содержание, интенсивность, направленность активности политической группы. Лучший способ выявления группового сознания - анализ документов политического характера.

Индивидуальное политическое сознание

Это свойство и качество личности (гражданина), способной воспринимать политику, более-менее трезво её оценивать и целеустремленно действовать. Лучшая форма выявления индивидуального политического сознания – личностно-психологическое исследование и выделение социально-политических типов личности.

 

Билет 30. Политическое лидерство

Политический лидер – это человек, который оказывает влияние, определенное воздействие на людей, занимает ведущее положение у власти и пользуется популярностью у народа.

Политическое лидерство – феномен качества человека, позволяющее ему оказывать определяющее воздействие на людей, занимающий ведущее положение в обществе и пользующийся авторитетом у граждан.

В структуре политического лидерства обычно выделяют три главных компонента:

1. Индивидуальные черты лидера.

2. Ресурсы, или инструменты, которыми он располагает.

3. Ситуация, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.

Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.

 

1.Теория черт: главное внимание народа обращено к характеристиками лидера (энергичный, обаятельный).

2. Теория ситуаций: возникает ситуация, в которой просто необходим лидер (тупо: нужен чел, который будет «командовать парадом»)

3. Последовательная теория: человек лидер, если у него есть

 

Функции политических лидеров:

  1. Диагностическая (аналитическая)
  2. Разработка программы деятельности
  3. Мобилизация

 

В России:

1. Интегративная (интеграции интересов слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение интересов каждой группы населения).

2. Инструменталистская (способность обеспечивать механизм осуществления своего курса)

3. Мобилизационная (возможность лидера обеспечить реализацию своего курса поддержкой народа)

4. Социальный арбитраж (защита прав населения)

 

Типология политических лидеров:

1. Автократический тип, предполагающий неограниченную личную власть, жесткое давление на общественные структуры, насилие как атрибут авторитарного стиля. В тоталитарной общественой системе к такому типу можно отнести лидеров известных тоталитарных режимов (сталинизм, фашизм).

2. Либеральный стиль, предполагающий гибкое политическое реагирование на происходящие в обществе процессы: реформирование сверху с опережением событий, политическое прогнозирование. Нередко этот стиль политического лидера приводит к отчуждению масс от реального политического творчества, к видимости демократических реформ и политических свобод.

3. Демократический стиль не был характерен для российской политической истории как политическая традиция. Данный стиль в чистом виде не представлен ни в одной стране. Демократический стиль основан на всемерном привлечении широких слоев населения к управленческой политической деятельности в элементарных повседневных формах, к высшему типу политической деятельности - политическому творчеству. Данный стиль создает предпосылки для становления самоорганизации и саморегулирования общества и его структур.

Билет 31. Особенности культуры политического поведения российских граждан

Особенности политического поведения в России обусловлены, как минимум, двумя факторами. Во-первых, отсутствием богатого опыта политического участия и влияния социальных групп на процесс выработки и принятия политических решений (СССР). Во-вторых, процессом модернизации и его влиянием на общество. Отсутствие сложившейся стратификации, устоявшихся моделей политического участия, кризис идентичности определяют выбор форм политического поведения.

Для значимой части российского общества наиболее приемлемой формой является абсентеизм (уклонение избирателей от участия в выборах). В борьбе с этой проблемой ввели запреты на графу «против всех» и порог явки, рассчитывая на рост политического сознания у населения).

Другая же часть активно приобщается к политике через участие в голосовании, демонстрациях, забастовках и т. п. Однако формы политического поведения, связанные с насилием, не получили распространения в России. Политический терроризм и другие виды политических преступлений носят эпизодический характер и отвергаются обществом как неприемлемый тип политического участия.

Электоральная форма политического участия остается для большей части населения едва ли не единственным способом включения в политику.

Избирательные компании (в особенности выборы в Госдуму) выявили ряд характерных черт:

· отсутствие у значительной части избирателей устойчивой партийной идентификации; избиратели не имеют представления о том, какая партия выражает их интересы.

· электоральная активность зависит от таких факторов как доход, социальный статус, пол, возраст.

· среди избирателей довольно высок удельный вес абсентеистов. Причинами абсентеизма являются недоверие к партиям, кандидатом и политике в целом

· результаты выборов выявили постепенное структурирование групповых интересов.

Эмпирические данные

Екатеринбург, 2006. Данные исследования показывают, сегодня интерес к политике проявляют 37% опрошенных, равнодушных существенно больше – 62%.

Чаще всего источником политических новостей выступают передачи центрального телевидения (88%), на втором месте – местное телевидение и газеты, затем в порядке убывания следуют радио, рассказы знакомых и родственников. Получение информации о событиях политической жизни идет в фоновом режиме – вперемешку с прочими новостями.

Исследование различных форм политического участия. Сегодня в России сложились те же формы, что и на Западе: участие в выборах, в деятельности политических партий, общественных организаций и т. д. 55% опрошенных считают участие в выборах одним из средств, с помощью которого можно способствовать изменению политики. На втором месте – участие в политических партиях, далее – участие в митингах, демонстрациях (26%). Однако 47% не принимают участия в политике и не считают это возможным.

Политические ценности современного российского общества, в % от числа опрошенных: 44% - свобода, 41% - сильная власть. Вот он, раскол и сосуществования авторитаризма и демократизма.

Москва, ВЦИОМ, 2006.

Наша ПК самобытна, она сильно отличается от ПК других развитых стран, – считает большинство респондентов (67%, с ними не согласны 24%). Для нее характерны пассивность, равнодушие и нежелание людей участвовать в политической жизни (68%), неумение и нежелание соблюдать законы (56%), всеобщее неверие в идеалы и принципы (52%) и, в то же время, – уважение людей к государственным символам (54%); открытость и восприимчивость к опыту других народов (53%), коллективизм, стремление решать все основные вопросы сообща (51%).

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное отношение к политическому участию;

- персонализированное восприятие власти;

- предрасположенность к конформизму;

- подданническое отношение к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим мнениям, принципам;

- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов\

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.22 (0.006 с.)