Основные причины возникновения и развития системных представлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные причины возникновения и развития системных представлений.



В начале 80-х годов системность стала не только теоретической категорией, но и осознанным аспектом практической деятельности. Широко распространилось понятие того, что наши успехи связаны с тем, насколько системно мы подходим к решению возникающих проблем, а наши неудачи вызваны отсутствием системности в наших действиях. Сигналом о недостаточной системности в нашем подходе к решению какой-либо задачи является появление проблемы, разрешение же возникшей проблемы происходит, как правило, при переходе на новый, более высокий, уровень системности нашей деятельности. Поэтому системность не только состояние, но и процесс. В различных сферах человеческой деятельности возникли различные подходы и соответствующие методы решения специфических проблем, которые получили различные названия: в военных и экономических вопросах - «исследование операций», в политическом и административном управлении - «системный подход», в философии «диалектический материализм», в прикладных научных исследованиях - «кибернетика». Позже стало ясно, что все эти теоретические и прикладные дисциплины образуют как бы единый поток, «системное движение», которое постепенно оформилось в науку, получившую название «системный анализ». Рассматривая причины возникновения и факторы развития системных представлений, необходимо отметить такую особенность человеческого мышления, как его системность. Системность мышления проявляется через структурированность мышления, характер результата познания и представления знаний. Структурированность мышления проявляется в выделении процессов анализа и синтеза. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс - синтез. С этой позиции сам процесс познания представляется системным, и знания, добываемые человечеством, тоже системны. При этом наращивание системности знаний – естественный процесс, происходящий во всех областях человеческой деятельности. Необходимо отметить, что системность свойственна не только человеческой практике (включающей, в том числе, и мышление), но и всей материи. Ведь системность человеческой практики вытекает из системности мира. Современные научные данные позволяют говорить об окружающем мире, о природе, о Вселенной как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся на разных стадиях развития.

 


3. Понятие проблемной ситуации. Роль системного подхода к постановке и решению задач с большой неопределённостью.

Система уравнений СУ; система счислений СС;система едениц СИ; переодическая система элементов Менделеева ПСЭ; дарвинская система эволюции ДСЭ; система здравоохранения СЗ; система йогов СЙ.

Любая система обладает: среда,целостность, состав (компоненты,элементы подсистемы), связи (отношения), структурирование, цель, тенденции к алгоритмизации, робастность-сестема сохраняет свою работаспособность.

К концу 19 века резко увеличилось число проблем, требующих специалистов. Понятие системы превращается в общенародную категорию. Появляется научные направления, которые исторически возникали параллельно на разной основе и носили разные названия.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Условиями неопределённости считается ситуация, когда результаты принимаемых решений неизвестны. Неопределенность подразделяется на стохастическую (имеется информация о распределении вероятности на множестве результатов), поведенческую (имеется информация о влиянии на результаты поведения участников), природную (имеется информация только о возможных результатах и отсутствует о связи между решениями и результатами) и априорную (нет информации и о возможных результатах). В свою очередь, эта неопределенность зависит от ряда факторов: от необходимой и достаточной для конкретной задачи детализации описания объекта или ситуации принятия решения и точности решения; от имеющихся к началу постановки задачи сведений об объекте у лиц, принимающих решение; от возможности получения достоверной и точной информации; наконец — от принципиальных особенностей объекта (например, может оказаться необходимым сохранить в нем некоторую неопределенность, энтропию, степени свободы, что является одним из условий, обеспечивающих развитие системы, ее самосовершенствование, самоорганизацию). Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Основные принципы системного подхода: Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Иерархичность строения, то есть наличие множества элементов. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы. Задачей анализа проблемной ситуации является - - описать проблемную ситуацию в выбранной нотации. Например в качестве подхода можно использовать системный подход. Он дает разнообразные методы анализа и соответствующую нотацию (язык) для описания проблемной ситуации) - на основе описания проблемной ситуации необходимо осуществить описание проблемного поля - анализ проблемного поля позволит провести описание проблем и их ранжирование - наконец необходимо аргументировано установить взаимосвязь между симптоматикой проблемной ситуации проблемным полем

 


4. Основные признаки системности. Системность и алгоритмичность.

Под термином система понимается объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность взаимосвязанных разнородных элементов работающих как единое целое. С точки зрения системного подхода системность - это такое качество которым можно обладать в большей или меньшей степени.

признаки системности

§ структурированность системы;

§ взаимосвязанность составляющих ее частей;

§ подчиненность организации всей системы определенной цели.

Другое название для такого построения деятельности — алгоритмичность. Понятие алгоритма возникло вначале в математике и означало задание точно определенной последовательности однозначно понимаемых операций над числами или другими математическими объектами. В последние годы начинает осознаваться алгоритмичность любой деятельности. Уже говорят не только об алгоритмах принятия управленческих решений, об алгоритмах обучения, алгоритмах игры в шахматы, но и об алгоритмах изобретательства, алгоритмах композиции музыки. Подчеркнем, что при этом делается отход от математического понимания алгоритма: сохраняя логическую последовательность действий, допускается, что в алгоритме могут присутствовать неформализованные действия. Таким образом, явная алгоритмизация любой практической деятельности является важным свойством ее развития.

 

5. Системность как всеобщее свойство материи. Повышение системности как форма развития.

Здесь нам важно выделить ту мысль, что системность — это не только свойство человеческой практики, включающей и внешнюю активную деятельность, и мышление, но свойство всей материи. Системность нашего мышления вытекает из системности мира. Современные научные данные и современные системные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в развитии и на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

Системность как всеобщее свойство материи.

1) системность практической деятельности человека.

Целенаправленная; алгоритмическая деят; системность результатов деят

2) системность познавательной деятельности.

Анализ и синтез; диалектич осмысление; системный результ познания

3) среды, окруж человека.

Естествен система природы; системность человеческого общества; системность взаимод человека со средой

Все вместе дает: стихийное и сознательное повышение системности, как формы развития

 


6. Внутренняя системность познавательных процессов. Системность мышления как проявление системности окружающего мира.

Одна из особенностей познания — наличие аналитического и синтетического образов мышления. Суть анализа состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде совокупности более простых компонент. Но чтобы познать целое, сложное, необходим и обратный процесс — синтез. Это относится не только к индивидуальному мышлению, но и к общечеловеческому знанию. Скажем так, расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязанность этих частей являются важнейшим признаком системности познания.

Рассматривая объективные причины возникновения и развития системных представлений об окружающем нас мире, покажем, что сам процесс познания мира системен и добытые при этом человеческие знания также системны. Окружающий нас мир бесконечен в пространстве и во времени. Также неограниченны возможности расширения и углубления наших знаний о любом объекте этого мира, сколько бы он не был велик или мал. Человек существует конечное время и располагает конечными материальными, энергетическими и информационными ресурсами. Тем не менее, человечеству удается познавать мир и, как показывает практика, познавать верно. Противоречия между неограниченными желаниями человека познавать мир и ограниченными возможностями делать это, между бесконечностью природы и конечностью ресурсов находящихся в распоряжении человечества, имеют следствием появление аналитического и синтетического образов мышления, позволяющих, в свою очередь, поэтапно решать эти противоречия. Суть анализа состоит в разделении целого на части, или представлении сложного совокупностью более простых компонент. Но чтобы познать целое и сложное, необходим и обратный процесс – синтез. Это относиться как к индивидуальному мышлению, так и к общему развитию человеческого знания. Аналитичность человеческого знания находит свое отражение в существовании различных наук и научных направлений и в продолжающейся дифференциации последних с целью более глубокого изучения узких вопросов. В то же время, в результате синтеза знаний из различных научных дисциплин возникают пограничные науки типа биохимии, биофизики или финансовой аналитики. Другая, более высокая форма синтеза знаний реализуется в виде развития наук о самых общих свойствах природы - философии, математики и теории систем. Таким образом, расчлененность мышления на анализ и синтез, и взаимосвязанность этих способов мышления являются очевидными признаками системности познания. Эволюция взглядов на системность мышления и осознание диалектического единства анализа и синтеза пришло не сразу. В разные исторические эпохи системность имела различный характер. В древней Греции преобладало нерасчлененное знание. Природа рассматривалась как единое целое, всеобщая связь явлений не доказывалась в подробностях, а принималась как результат непосредственного созерцания. Для последующего этапа – метафизического способа мышления – характерно преобладание анализа. Разложение природы на отдельные части, разделение различных процессов и предметов на определенные классы, исследование внутреннего строения органических тел, привело к исполинским успехам в области познания природы. Но этот способ предполагает обособленность исследуемых явлений и неподвижность материи. Тем не менее, уже сами метафизики ощущали незавершенность аналитического знания, видели возможность и даже необходимость синтеза, но считали последний произвольной деятельностью души, не имеющей отношение к природе. Новый, более высокий уровень системности познания — диалектический способ мышления. В развитии диалектики значительный вклад внесли представители немецкой классической философии. Кант прямо писал, что «…системы знаний кажутся, подобно червям, возникающим путем самозарождения из простого скопления собранных вместе понятий, сначала в изуродованной, но с течением времени в совершенно развитой форме». Исследование процессов соотношения познания и реальности привело Гегеля к окончательному формированию диалектики. Диалектику следует рассматривать как методологию согласования системности мышления с системностью природы. Это согласование в настоящее время ведется в двух направлениях: идеалистическом – за начальную точку взято сознание; материалистическом – за начальную точку взята материя. Тем не менее большинство исследователей убеждены, что истину следует искать на пересечении этих двух направлений. Истина состоит не только в том, что бытие определяет сознание. Но и в том, что сознание определяет бытие. Интеграция этих направлений – задача следующего, более высокого уровня развития системности познания. Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми явлениями и предметами. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 985; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.015 с.)