Блок низкой частоты курсовой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок низкой частоты курсовой



Структурная схема. Блок БНЧК преобразует НЧ сигналы режимов "Посадка" систем СП-50М, СП-68 и "VOR", поступающих из блока БВЧК, в сигналы отклонения εк от линии курса, отклонения от линии заданного пути, сигналы, содержащие информацию об азимуте AM и угле КУР, и сигналы для сигнализации полета "На" и "От" радиомаяка.

Схема блока выполнена на отдельных платах и содержит (рис. 3.24): канал преобразования сигналов опорной фазы КОФ (плата 1); курсовой канал (основной и контрольный) (плата 4); устройство индикации полета "На-От", усилители следящей системы и телефонных сигналов (плата 2), линейку питания ЛП (плата 3); механизм следящей системы МСС.

Рис. 3.24. Структурная схема блока БНЧК

На вход блока поступают сигналы опорной фазы, представляющие собой частотно-модулированные колебания поднесущих частот 10 000 Гц с частотой модуляции 60 Гц (СП-50) или 9960 Гц с частотой модуля­ции 30 Гц ("VOR"), переменной фазы 60 Гц (СП-50) или 30 Гц ("VOR") и телефонные сигналы опознавания диапазона частот 300...2500 Гц.

Канал опорной фазы осуществляет селекцию сигналов опорной фазы и выделение из частотно-модулированных колебаний сигналов опорной фазы Uоф частот 60 или 30 Гц. Сигнал Uоф частотой 60 Гц (СП-50) поступает в основной и контрольный каналы. Сигнал Uоф частотой 30 Гц (VOR) поступает в селекторный (основной) канал через селектор курса СК и следящий (контрольный) через механизм МСС. В режиме "VOR" основной канал режима "Посадка" выполняет функ­цию селекторного (ручного) канала, а контрольный канал - следящего (автоматического).

Сигналы переменной фазы Uпф частотой 60 Гц (СП-50) или 30 Гц ("VOR") выделяются в основном и контрольном каналах.

В режиме "Посадка" систем СП-50М, СП-68 основной и контрольный каналы формируют сигналы отклонения εк ВС от оси ВПП, кото­рые поступают в блок посадки на устройство контроля параметров, а также на бортовые индикаторы ПНП, ПКП и систему автоматического управления только от основного канала.

В режиме "VOR" селекторный канал формирует сигнал отклонения Δ А ВС от линии заданного пути, который поступает на бортовые индикаторы, системы автоматического управления и на устройство контроля параметров блока посадки. Следящий канал в режиме "VOR" формирует управляющее напряжение ±Uу, пропорциональное азимуту, которое поступает в блок посадки на преобразователь напря­жения ПН, где преобразуется в напряжение частотой 400 Гц. Оно усиливается усилителем следящей системы и поступает на механизм МСС, с которого снимается информация об азимуте AM.

В механизме МСС определяется КУР, для чего вводится информация о магнитном курсе МК (КУР = AM -MK). Информация об азимуте AM и КУР поступает на бортовые индикаторы ПНП и РМИ-2Б.

Устройство индикации "На-От" формирует напряжение сигнализации полета "На" и "От" маяка. Оно управляется сигналами Uоф частотой 30 Гц селекторного (основного) и следящего (контрольного) каналов. Напряжение сигнализации поступает на светосигнализаторы "На" или "От" и указатели направления полета приборов ПНП.

Телефонные сигналы опознавания выделяются в телефонном канале и поступают на телефоны через самолетные переговорные устройства.

Линейка питания формирует стабилизированные напряжения +10 и +20 В.

Канал преобразования сигналов опорной фазы (КОФ) используется в режимах "Посадка" и "VOR". Он обеспечивает селекцию и выде­ление из частотно-модулированных сигналов 10 000 Гц (СП-50) или 9960 Гц (VOR) сигналов опорной фазы Uоф частот 60 Гц (СП-50) или 30 Гц (VOR).

Функциональная схема канала представлена на рис. 3.25. В Руководстве по технической эксплуатации УНП этот канал называют частотным детектором. В состав схемы канала входят буферный усилитель БУ (VT1, VT2), конструктивно находящийся на плате 4 (см. рис. 3.24), фильтр 10 кГц, усилитель-ограничитель (У1, У2), частотный детектор ЧД (VT1, С6-С8), фильтр нижних частот ФНЧ, усилитель сигнала опорной фазы УОФ1 (VT4, VT5), коммутатор К (У9), усилитель сигналов опорной фазы УОФ2, УОФЗ (У7, VT6, VT7; У8, VT8, VT9) и подавитель шума, состоящий из усилителя УОФ4 (У4), выпрямителя В1 (У5) и ключа (У6).


Рис.3.25. Функциональная схема канала преобразования сигналов опорной фазы блока БНЧК

На вход канала с блока БВЧК поступают сигналы Uоф частотой 10 000 Гц с частотой модуляции 60 Гц и Uпф частотой 60 Гц в режиме "Посадка" систем СП-50М, СП-68 или сигналы Uоф частотой 9960 Гц с частотой модуляции 30 Гц, Uпф частотой 30 Гц и опознавания частотой 1020 Гц (спектр 300...2500 Гц) в режиме "VOR". Они усиливаются буферным усилителем и поступают на фильтр 10 кГц, который представляет собой колебательный контур с частотой настройки 10 кГц и полосой пропускания около 3,5 кГц. Фильтр выделяет из суммарного сигнала поднесущие частоты 10 000 или 9960 Гц и не пропускает сигна­лы Uпф частот 60 или 30 Гц и телефонные сигналы в зависимости от режима работы. Выделенные сигналы Uоф поступают на двухкаскадный усилитель-ограничитель, на выходе которого образуются частот­но-модулированные импульсы постоянной амплитуды. Введение усилителя-ограничителя необходимо для нормальной работы частот­ного детектора, чтобы его выходное напряжение не зависело от амп­литуды входных сигналов. Импульсное частотно-модулированное напряжение через двухтактный эмиттерный повторитель (VT1, VT2) поступает на частотный детектор. Он использует принцип накопления энергии интегратором, работающим в линейном режиме. В состав детектора входят: зарядные конденсаторы С6, С7, накопительный конденсатор (интегратор) С8 и зарядноразрядная цепь VD1 и VT3. При действии положительных импульсов конденсаторы С6-С8 через диод VD1 быстро заряжаются. При отрицательном фронте входных импуль­сов конденсатор С8 разряжается через резистор R10, его постоянная времени разряда очень велика и в 10 раз превышает период повторе­ния входных импульсов. Он не успевает разряжаться до прихода очередного импульса. Конденсаторы С6, С7 разряжаются через транзистор VT2, источник питания и транзистор VT3, который открывается напряжением конденсатора С8; диод VD1 при этом закрыт. При дейст­вии очередного импульса заряжаются конденсаторы С6, С7 и дополнительно подзаряжается конденсатор С8. Чем больше частота входных импульсов, тем на большую величину заряжается конденсатор С8 и напряжение на нем возрастает, а при уменьшении частоты напряжение уменьшается. Так как частота входных импульсов меняется (колебания частотно-модулированные), то напряжение детекто­ра будет изменяться пропорционально частоте входных импульсов. Поэтому значение напряжения на накопительном конденсаторе С8 будет изменяться с частотой 60 или 30 Гц в зависимости от режима работы аппаратуры. Параллельно конденсатору С8 включен ФНЧ, подавляющий поднесущую частоту 10 000 или 9960 Гц, и выделенный сигнал Uоф частотой 60 или 30 Гц через усилитель УОФ1 поступает на электронный коммутатор К. Он выполнен на микросхеме DA9 (У9) типа 168КТ2Б и представляет собой транзисторные ключи (МДП-транзисторы), управляемые с пульта управления. При установке на пульте управления частоты режима "VOR" на затвор ключа Кл1 подается низкий потенциал (корпус), ключ открывается и сигнал Uоф частотой 30 Гц поступает на усилители УОФ2, УОФЗ. При установке на пульте управления частоты режима "Посадка" системы СП-50 низкий потен­циал подается на затвор ключа Кл2 и через него сигнал Uоф частотой 60 Гц поступает на основной и контрольный каналы (рис.3.24, плата 4). В режиме "VOR" закрыт ключ Кл2 и в режиме "Посадка" (СП-50) ключ Кл1 положительным напряжением +20 В, так как цепь низкого потен­циала на затворах ключей разомкнута. В выходную цепь коммутатора режима "Посадка" системы СП-50М, СП-68 включен потенциометр R36, которым регулируется амплитуда сигнала Uоф частотой 60 Гц, которая должна быть не менее 3,5 В на входе фазовых детекторов основного и контрольного каналов. На входе усилителя УОФ2 включен потенцио­метр R25 и потенциометр R33 на входе усилитечя УОФЗ, с помощью которых регулируется амплитуда сигнала (3,5 В) Uоф частотой 30 Гц на входе фазовых детекторов селекторного (основного) и следящего (контрольного) каналов. С выхода усилителя УОФ2 сигнал Uоф часто­той 30 Гц поступает на фазовращатель селектора курса, с выхода усилителя УОФЗ - на фазовращатель механизма следящей системы.

При малых уровнях входного сигнала или его отсутствии в режиме "VOR" на выходе частотного детектора наблюдаются хаотические НЧ колебания, близкие по амплитуде к величине полезного сигнала 30 Гц, что вызывает неустойчивую работу аппаратуры в этом режиме. Для предотвращения такого явления в канале опорной фазы введен подавитель шума, который управляет усилителем УОФ1. Принцип действия подавителя шума заключается в следующем. Сигнал Uоф частотой 9960 Гц усиливается усилителем УОФ4 и посту­пает на выпрямитель В1. На его нагрузке R14 создается отрицательное напряжение величиной, пропорциональной амплитуде Uоф. Этим напряжением управляется ключ, на который подается опорное (пороговое) напряжение. При отсутствии или очень малом сигнале опорной фазы выпрямленное напряжение равно нулю, и через нагрузку R14 напряжение +10 В поступает на ключ, он закрывается, его выходное напряжение становится равным +18В. Этим напряжением закрывает­ся усилитель УОФ1 (+18 В поступает на затвор транзистора усилителя). При увеличении амплитуды сигнала опорной фазы увеличивается отрицательное напряжение выпрямителя, что приводит к уменьшению напряжения на входе ключа. Если это напряжение станет меньше опорного, ключ открывается, его выходное напряжение уменьшается, усилитель УОФ1 открывается, и сигнал опорной фазы проходит на коммутатор.

Курсовой канал в режиме "Посадка" системы СП-50. Блок БНЧК (курсовой канал) в режиме "Посадка" системы СП-50 преобразует сигналы опорной Uоф и переменной Uпф фаз частотой 60 Гц в сигнал отклонения εк воздушного судна от линии курса посадки (оси ВПП).

Функциональная схема канала режима "Посадка" системы СП-50 представлена на рис. 3.26, она содержит два идентичных канала -основной и контрольный. Основной канал содержит фильтры Ф1, Ф2 (У18, У14), буферные усилители БУ1, БУ2 (VT27, VT29 и VT21, VT23), коммутаторы K1, K2 (У19, У15), усилители сигналов опорной УОФ1 (У 16, VT24, VT25) и переменной УПФ1 (У20, VT30, VT31) фаз и детектор фазовый ФД1 (У21, У22). Контрольный канал - фильтры ФЗ, Ф4 (У1, У9), усилители БУЗ, БУ4 (VT3, VT5 и VTU, VT13), коммутаторы КЗ, К4 (УЗ, У И), усилители УОФ2, (У 12, VT15, VT16), УПФ2 (У4, VT7, VT8), детектор ФД2 (У7, У8). Принцип работы каналов одинаков, поэтому рассматри­вается работа основного канала.


Рис. 3.26. Функциональная схема курсового канала системы СП-50 блока БНЧК

Сигнал Uоф с выхода канала преобразования сигналов опорной фазы (рис. 3.25, выход коммутатора К) поступает на фильтр Ф2, который обеспечивает селекцию сигнала Uоф частотой 60 Гц и подавление высших ее гармоник. Он содержит двойной Т-образный режекторный фильтр с частотой режекции 120 Гц и Г-образный фильтр ФНЧ (RC) с частотой среза около 180 Гц. Выделенный сигнал Uоф через усилитель БУ2 поступает на коммутатор К2, который по принципу работы анало­гичен коммутатору канала преобразования сигналов опорной фазы. Он коммутирует на выход сигналы Uоф частотой 60 Гц (СП-50) или 30 Гц в режиме "VOR". В режиме "Посадка" системы СП-50 сигнал Uоф усили­вается усилителем УОФ1 и поступает на детектор ФД1.

На вход фильтра Ф1 с выхода канала преобразования сигналов опорной фазы (см. рис. 3.25, усилитель БУ) поступают суммарные сигналы: Uоф частотой 10 000 Гц и Uпф частотой 60 Гц. Фильтр Ф1 анало­гичен фильтру Ф2 и обеспечивает селекцию сигнала Uпф частотой 60 Гц. Выделенный сигнал Uпф через усилитель БУ1 поступает на коммутатор К1. В режиме "Посадка" системы СП-50 он коммутирует на выход сигнал Uпф частотой 60 Гц. В цепь нагрузки усилителя БУ1 включен потенциометр R69 "Ч.СП.О" (чувствительность СП-50, основной). Этим потенциометром в лабораторных условиях регулируют ток отклонения курсовой стрелки (планки) нуль индикаторного прибора при подаче на вход блока БНЧК (основного канала) НЧ стандартного курсового сигнала отклонения. Стандартный курсовой НЧ сигнал отклонения - НЧ сигнал частотой (10 000±100) Гц, модулированный по частоте сигналом "Постоянная фаза" частотой (60+0,06) Гц с девиацией (1100±100) Гц, и дополнительно модулирован по амплитуде сигналом "Переменная фаза" частотой (60±0,06) Гц с коэффициентом модуляции (10,5 ±0,5) % и значением напряжения (105±1) мВ. При подаче такого сигнала ток отклонения должен быть не менее 90 мкА ±10 %, а стрелка индикатора отклонена на одну точку шкалы вправо или влево.

Проверку значения тока отклонения производят подачей на вход устройства УНП стандартного ВЧ сигнала отклонения - ВЧ сигнала диапазона СП-50 значением (1000 ±250) мкВ, модулированного по амплитуде стандартным НЧ сигналом отклонения.

Сигнал Unф усиливается усилителем УПФ1 и поступает на детектор ФД1.

Детектор ФД1 преобразует сигнал Uпф в управляющее напряжение ±Uy, знак и величина которого пропорциональны стороне и степени отклонения ±εк ВС от оси ВПП. Он выполняет функцию фазочувствительного выпрямителя, выполненного на диодах микросхем DA21, DA22 (У21, У22) типа 2ДС523 (рис.3.27, а). Сигнал Uоф поступает через трансформатор TV3, сигнал Uпф - через TV4. Вторичные обмотки трансформаторов включены так, что в трансформаторе TV3 сигналы Uоф и Uпф складываются, а в TV4 - вычитаются, т. е. U1 = Uоф + Uоф, U2 = UофUпф (Рис.3.27,б).

Рис. 3.27. Принципиальная схема фазового детектора (а) и вектор­ные диаграммы (б) основного канала системы СП-50 блока БНЧК

Если ВС находится на оси ВПП, то сигнал Uпф отсутствует и к диодам выпрямителей поступает только сигнал Uоф. Выпрямленные токи I1 и I2 протекают через нагрузку (индикатор) встречно, результирующий ток равен нулю, стрелка нуль-индикаторного прибора нахо­дится посередине, т. е. сигнал отклонения εк равен 0. Если ВС отклонится влево от оси ВПП, то появляется и сигнал Uпф, поэтому на входе выпрямителей напряжение U1 увеличивается, а напряжение U2 умень­шается. Ток I1 увеличивается, I2 - уменьшается, стрелка индикатора отклоняется вправо (потенциал точки а больше потенциала точки б). При отклонении ВС вправо фаза сигнала Uпф изменится на 180°, напря­жение U1 уменьшится, U2 - увеличится, ток І2 станет больше тока I1 стрелка индикатора отклонится влево (потенциал точки а меньше потенциала точки б). Сигнал отклонения ±εк поступает через комму­тационные устройства бортовых систем на индикаторы ПНП и ПКП, систему САУ-42 (вычислитель бокового канала ВБК-10-05 самолета ЯК-42 и АБСУ самолета Ту-154М), а также в качестве разностного сигнала в блок посадки на устройство непрерывного контроля пара­метров для формирования сигнала готовности.

Для компенсации возможной асимметрии токов І1 и І2 при отсутствии сигнала Uпф вызванной неодинаковыми коэффициентами переда­чи трансформаторов, неидентичностью характеристик диодов выпря­мителей и разбросом параметров резисторов, в схему детекторов включен потенциометр R79 "Бал.СП.Осн." (Баланс СП-50 основной). Этим потенциометром балансируется схема (регулируется ток центрирования) при подаче на вход блока БНЧК НЧ стандартного курсового сигнала центрирования СП-50 - сигнала частотой 10 000 Гц, модулиро­ванного по частоте сигналом "Постоянная фаза" частотой 60 Гц со значением напряжения (300+3) В. При подаче такого сигнала ток центрирования не должен выходить за пределы более ±2 мкА.

Проверка тока центрирования производится подачей на вход устройства УНП ВЧ стандартного курсового сигнала центрирования -ВЧ сигнала значением (10001250) мкВ, модулированного НЧ стандартным сигналом центрирования.

Через резисторы R7 и R8 токи І1 и І2 протекают в одном направлении и в точках 2-2 создается напряжение U22 осн, пропорциональное сумме амплитуд напряжений U1 и U2 выпрямителей. Это напряжение поступает в устройство непрерывного контроля параметров блока посадки.

Контрольный канал по принципу работы и схемному построению аналогичен основному каналу, только вместо индикаторного прибора включено сопротивление, эквивалентное сопротивлению индикатора и равное 200 Ом, с которого снимается напряжение, пропорциональное отклонению ±εк. Оно поступает в устройство непрерывного контроля параметров блока посадки; туда же поступает и напряжение U22контр. пропорциональное сумме амплитуд U1 и U2. Для регулировки тока отклонения в контрольном канале используется потенциометр R10 "Ч.СП.К.", для регулировки тока центрирования - R40 "Бал. СП. К" (см. рис.3.26).

Блок БНЧК в режиме "VOR" преобразует сигналы Uоф и Uпф часто­той 30 Гц в сигнал отклонения А Л ВС от линии заданного пути и в сигналы, содержащие информацию об азимуте AM и КУР маяка VOR, a также сигнализацию полета "На" радиомаяк и "От" него и прослуши­вание позывных сигналов опознавания радиомаяка.

Функциональная схема канала режима "VOR" представлена на рис. 3.28, содержит следящий (автоматический), селекторный (ручной) каналы и схему индикации "На-От", причем отдельные узлы схемы используются и в режиме "Посадка" системы СП-50.

Следящий канал автоматически измеряет азимут в пределах от нуля до 360° с погрешностью не более ±1,5°. Он содержит усилитель сигналов опорной фазы У ОФЗ (VT9, VT10), фильтр Ф4 (У10), буферный усилитель БУ4 (VT12, VT14), коммутатор К4 {У 11), усилитель УОФ4 (У 12, VT15, VT16), детектор ФД2, (У7, У8), фильтр ФЗ (У2), усилитель БУЗ (VT4, VT6), коммутатор КЗ (УЗ), усилитель сигналов переменной фазы УПФ2 (У4, VT7, VT8), механизм следящей системы МСС, состоя­щий из фазовращателя ФВ1, двигателя - тахогенератора M1, датчика ВС1, дифференциального датчика ВС2, усилитель следящей системы, содержащий коммутатор К5 (УЗ), предварительный усилитель напря­жения частотой 400 Гц (У5) и усилитель мощности (VT10, VT11). Кроме того, на схеме показан преобразователь напряжения, конструктивно находящийся в блоке посадки, который содержит преобразователь напряжения ПН (У8), усилитель напряжения частоты 400 Гц (VT8, У6, У13).

Коммутаторы КЗ, К4, усилители УОФ4, УПФ2, детектор ФД2 исполь­зуются и в контрольном канале режима "Посадка" системы СП-50. Сигнал Uоф с выхода схемы преобразования опорных сигналов (рис. 3.25, плата 4, усилитель БУ) поступает на фильтр ФЗ, который содержит режекторный двойной Т-образный фильтр с частотой режекции 90 Гц и Г-образный фильтр ФНЧ с частотой среза 180 Гц. Этим фильтром из суммарного сигнала выделяется сигнал Uпф с частотой 30 Гц, который через усилитель БУЗ поступает на коммутатор КЗ. В цепь нагрузки усилителя включен потенциометр RU ("IT.VOR.A"), которым регулируется значение сигнала Uпф автоматического (следящего) канала на детекторе ФД2, и оно должно


Рис. 3.28. Функциональная схема следящего и селекторного каналов блока БНЧК


быть не менее 3,5 В. Коммута­тор КЗ в режиме "VOR" подключает к выходу сигнал Uпф частотой 30 Гц, который через усилитель УПФ2 поступает на детектор ФД2.

Сигнал Uоф с выхода схемы преобразования сигналов опорной фазы (рис. 3.25, усилитель УОФЗ) поступает на фазовращатель ФВ1 механизма МСС. В качестве фазовращателя применена электрическая машина типа малогабаритного вращающегося трансформатора, который нагружен на фазосдвигающую RC-цепъ. Фаза выходного напряже­ния изменяется пропорционально углу поворота ротора фазовращате­ля, управляемого двигателем M1, амплитуда же выходного напряже­ния практически не изменяется. Сигнал Uоф с выхода фазовращателя поступает на усилитель УОФЗ и затем на фильтр Ф4. Фильтр Ф4 анало­гичен фильтру ФЗ и обеспечивает селекцию сигнала Uоф частотой 30 Гц, который через усилитель БУ4 поступает на коммутатор К4. Он подклю­чает в режиме "VOR" ко входу усилителя УОФ4 цепь сигнала Uоф частотой 30 Гц, который после усиления поступает на детектор ФД2 и схему индикации "На-От". Детектор ФД2 формирует управляющее напряжение ± Uy, значение которого зависит от фазового сдвига между сигналами Uоф и Uпф, а знак изменяется на обратный при изменении фазового сдвига на 180°. Схема детектора представлена на рис. 3.29, а. Сигнал Uоф на выпрямитель DA 7, DA8 (У7, У8) поступает через транс­форматор TV2, сигнал Uпф - через TV1. Вторичные обмотки трансфор­маторов включены так, что на выпрямитель DA 7 (У7) поступает сумма сигналов, а на выпрямитель DA.8 (У8) - их разность. Векторные диаграммы напряжений, действующих на входе выпрямителей для различных сдвигов фаз, между сигналами Uоф и Uпф показаны на рис. 3.29, б. Если ВС находится в направлении северного магнитного меридиана, входные сигналы Uоф и Uпф совпадают по фазе, а на входе выпрямите­лей при этом фазовый сдвиг между ними должен быть равен 90°, что достигается начальной установкой (юстировкой) фазовращателя. При этом к выпрямителям прикладываются равные по значению напряже­ния U1 и U2, токи І1 и І2 будут равны и протекают через нагрузку R15 встречно, напряжение на ней равно нулю. При другом азимутальном положении ВС сигналы Uоф и Uпф будут отличными по фазе от 90° на входах выпрямителей, поэтому напряжения U1 и U2 будут различны­ми, токи І1, I2 тоже различные, и на нагрузке создается напряжение, значение которого и знак определяются большим током. Таким обра­зом, детектор ФД2 является чувствительным элементом, определяю­щим фазовый сдвиг между сигналами Uоф и Uпф. Напряжение ±Uy детектора с нагрузки R15 поступает на преобразователь напряжения блока посадки. Напряжение U22 с точек 2-21, значение которого про­порционально сумме токов, поступает в устройство непрерывного контроля параметров блока посадки.

Рис. 3.29. Принципиальная схема фазового детектора (а) и векторные диаграммы (б) следящего канала блока БНЧК

Преобразователь напряжения блока посадки преобразует напряжение ±Uy в напряжение частотой 400 Гц, амплитуда которого зависит от значения напряжения ±Uу а фаза определяется его знаком. Для этого на преобразователь ПН поступает опорное напряжение Uоп частотой 400 Гц.

Полученное напряжение усиливается и поступает на коммутатор К5 усилителя следящей системы. Коммутатор открывается при установке на пульте управления частоты канала "VOR". Напряжение частотой 400 Гц усиливается усилителями (У5, VT10, VT11) и поступает на двигатель M1 механизма МСС. При отработке двигателя изменяется угловое положение ротора фазовращателя, изменяется фаза сигнала Uоф, и это происходит до тех пор, пока фазовый сдвиг между сигнала­ми Uоф и Uпф на входе детектора ФД2 не будет равен 90°, а его выход­ное напряжение станет равным нулю. Таким образом, угол поворота двигателя и ротора фазовращателя пропорционален фазовому сдвигу между сигналами Uоф и Uпф, а следовательно, азимуту радиомаяка VOR, информация о котором с датчика ВС1 типа БСКТ через блоки коммутации бортовых систем поступает на приборы ПНП, а с первого полукомплекта - в бортовую цифровую вычислительную машину ЦВМ самолета Як-42.

Дифференциальный датчик ВС2 типа БСКТ предназначен для определения КУР радиомаяка VOR. Его ротор поворачивается на угол, пропорциональный азимуту AM, а статорные обмотки подключены к датчикам магнитного курса МК (блок БГМК-2 самолета Ту-154М и система БСФК-1 самолета Як-42). Поэтому в роторной обмотке датчика ВС2 создается результирующее напряжение, пропорциональное разнос­ти AM и МК, т. е. КУР=АМ-МК. Информация о КУР поступает на радио­магнитный индикатор РМИ-2Б.

Индикатор РМИ-2Б предназначен для обработки и индикации магнитного курса МК с погрешностью не более ±1,5° и КУР с погреш­ностью не более ±2°. Кроме того, за счет конструкции индикатора по его шкале можно отсчитать азимуты AM маяка и самолета АС.

В состав индикатора РМИ (рис. 3.30, а) входят три идентичных узла, представляющие собой одноканальные следящие системы на БСКТ отработки углов КУР первого СС1 и второго СС2 полукомплектов и систему ССЗ отработки МК. Каждая из систем содержит приемни­ки BE, усилители рассогласования УР и двигатели-тахогенераторы. Приемники ВЕ1 и ВЕ2 связаны с дифференциальными датчиками блоков БНЧК устройств УНП, а приемник ВЕЗ - с датчиком систем, измеряющих МК (блок БГМК-2 или система БСФК-1). Информация о курсе МК от блока БГМК-2 в индикатор РМИ-2Б поступает через пере­ходной согласующий трансформатор ПСТ-265 (самолет Ту-154М). Следящая система СС1 отрабатывает узкую стрелку 4 КУР7 (позиции на рис. 3.30 и 3.31 совпадают), СС2 - широкую стрелку 1 КУР2, ССЗ -подвижную шкалу 3 отсчета курса МК. Усилители рассогласования размещены на корпусе индикатора снизу.

Угол КУР отсчитывается (рис. 3.31) по внешней неподвижной шкале 5 как угол между неподвижным индексом 2 и направлением соответствующей стрелки. Курс МК отсчитывается по внутренней подвижной шкале 3 как угол между нулем (направление северного магнитного меридиана) и значением оцифровки шкалы, совпадающим с неподвижным индексом 2 (продольная ось ВС) внешней шкалы. Азимут AM отсчитывают по внутренней шкале индикатора от нуля до направления соответствующей стрелки. По обратному концу стрелок отсчитывается азимут самолета ВС. Для рис. 3.31 углы имеют следующие значения: МК - 30°, КУР1 - 42°, КУР2 - 308°, AMI - 72°, АМ2 -338°, АС1 - 252°, АС2 - 158°.

Индикатор РМИ-2Б используется и для индикации КУР, измеренных радиокомпасами АРК-15М. Для коммутации индикатора к борто­вой аппаратуре "Курс МП-70" или АРК-15М служат переключатели (см. рис. 3.30, 3.31) SA1 (7) и SA2 (6) на два положения - "VOR" и "АРК", которыми управляются реле K1, K2. При установке переключателей в положение "VOR" следящие системы СС1, СС2 подключаются к уст­ройствам УНП и отрабатывается КУР относительно радиомаяка VOR, в положение "АРК" - к радиокомпасам АРК-15М и отрабатывается КУР, измеренный радиокомпасами. Кроме того, на самолете Ту-154М перек­лючателем "VOR - АРК" коммутируется выход телефонных каналов устройств УНП или радиокомпаса АРК-15 к самолетному переговорно­му устройству. При установке его в положение "АРК" выдается напря­жение +27 В в распределительную коробку самолетного переговорного устройства СПУ-7, которое подключает телефонный канал радиокомпа­са АРК-15М, в положение "VOR" - телефонный канал устройств УНП.

Селекторный (ручной) канал определяет боковое (угловое) отклонение ВС от линии заданного пути, проходящей через радиомаяк, с точностью ±1°, которая задается определенным азимутом. В состав схемы канала входят (см. рис. 3.28) усилитель сигнала опорной фазы УОФ1 (VT18, VT19), фильтры Ф1 (У 13), Ф2 (У 17), буферные усилители БУ1 {VT20, VT22), БУ2 (VT26, VT28), коммутаторы К1 (У15), К2 (У 19), усилители сигналов опорной УОФ2 (У 16, VT24, VT25) и переменной УПФ1 (У20, VT31, VT32) фаз, фазовый детектор ФД1 (У21, У22). Комму­таторы K1, K2, усилители УОФ2, УПФ1 и детектор ФД1 используются в основном канале режима "Посадка" системы СП-50.

Принцип работы схемы канала основан на сравнении текущего азимута на радиомаяк АМТ и заданного азимута линии пути Азад (рис. 3.32). Информация о заданном азимуте содержится в сигнале Uоф, который поступает в схему канала через фазовращатель, конструктив­но находящийся в блоках задатчика азимута (курса) линии пути. На самолете Ту-154М используется селектор СК, на Як-42-прибор ПНП-72. Ротор фазовращателя ФВ2 (см. рис. 3.28) управляется вручную, чем задается азимут линии пути, проходящий через радиомаяк VOR. Этот сигнал через усилитель УОФ1, фильтр Ф1, усилитель БУ1, коммутатор К1 и усилитель УОФ2 поступает на детектор ФД1.

Информация о текущем азимуте АМТ содержится в сигнале Uпф. который через фильтр Ф2, усилитель БУ2, коммутатор К2 и усилитель УПФ1 поступает на детектор ФД1. Он формирует управляющее напряжение -Uy, пропорциональное фазовому сдвигу между сигналами Uоф и Uпф, т. е. разности азимутов АМТ и Азад - Его схема приведена на рис. 3.27, а; векторные диаграммы - на рис. 3.29, б.

При полете ВС по линии заданного пути азимуты АМТ и Азад одина­ковы, поэтому І1 и І2 по нагрузке (прибор ПНП - курсовая стрелка) протекают встречно и стрелка находится посередине. При отклонении ВС изменяется азимут АМТ токи І1 и І2 различны и стрелка прибора ПНП отклоняется в сторону, показывающую, куда нужно повернуть ВС. При установке на пульте управления частоты режима "VOR" через контакты 2-3 реле К1 к схеме детектора (см. рис. 3.27) подключаются потенциометры R78 "Чув.VOR.Р" и R77 "Бал.VOR.Р". Потенциометр R77 предназначен для балансировки схемы детектора селекторного (руч­ного) канала, чтобы при изменении фазового сдвига на 180° значение тока через индикаторный прибор не изменялось, а только изменялась полярность. Потенциометр R78 регулирует ток отклонения (чувстви­тельность) селекторного канала при подаче на вход устройства УНП ВЧ стандартного испытательного сигнала VOR - ВЧ сигнала диапазона VOR, несущая которого модулирована по амплитуде напряжением поднесущей частоты 9960 Гц с коэффициентом модуляции (30±2)%, а она в свою очередь модулирована по частоте сигналом "Опорная фаза" частотой 30 Гц с девиацией ±480 Гц и сигналом "Переменная фаза" частотой 30 Гц с коэффициентом модуляции (30±2)%, фазовым сдвигом между сигналами "Постоянная фаза" и "Переменная фаза", равным 10°, и значением напряжения несущей частоты (100±25) мкВ. Ток отклонения должен быть равным 150 мкА ±10 %.

В цепь нагрузки усилителя БУ2 (см. рис. 3.28) включен потенциометр R68, регулирующий амплитуду сигнала Uпф на входе детектора ФД1, которая должна быть не менее 3,5 В.

С точек 2 - 2' детектора ФД1 (см. рис. 3.27) снимается напряжение U22, пропорциональное сумме токов І1 и І2, которое поступает в устройство непрерывного контроля параметров блока посадки. Разност­ный сигнал, обусловленный токами І1 и І2 детекторов ФД1 и ФД2, в режиме "VOR" для устройства непрерывного контроля параметров не используется.

Устройство индикации полета "На-От" предназначено для форми­рования сигналов индикации направления полета ВС на радиомаяк VOR и от него. Оно конструктивно выполнено на плате 2 (см. рис. 3.24) и содержит (рис. 3.33) выпрямитель B1 (VT17), диоды VD1 микросхемы DA23 (У23), триггер VT7, VT8, электронное реле VT9 и реле коммута­ции К1.

Рис. 3.33. Функциональная схема индикации полета "На-От"

Работа устройства основана на сравнении текущего азимута на радиомаяк АМТ и заданного азимута линии пути Азад, информация о которых содержится в сигналах Uоф следящего (автоматического) и селекторного (ручного) каналов. Они поступают через трансформаторы TV2, TV3 на выпрямитель В1, который формирует положительное постоянное напряжение.

При полете ВС на радиомаяк VOR азимуты АМТ и Азад равны между собой, поэтому сигналы Uоф на выпрямителе действуют синфазно. Положительным напряжением нагрузки выпрямителя R44 запираются диоды микросхемы DA23 (У23), при этом транзистор VT7 открыт высоким положительным потенциалом, а транзистор VT8 закрывается. Напряжение на коллекторе транзистора VT8 возрастает, открываются стабилитрон VD1 и транзистор VT9, в коллекторную цепь которого включено реле К1. Его обмотка подключена к цепи "+ 27 В.Гот.К", поэтому оно срабатывает только при наличии сигнала "Гот.К" борто­вой аппаратуры. Реле К1 срабатывает, и через его контакты 2-3 напряжение +27 В поступает на светосигнализаторы "На" самолета Ту-154М. Одновременно под действием напряжения "+ 27 В.Гот.К" в цепи, образованной диодом VD4 (У2), указателем направления (двухполярный магнитоэлектрический индекс) приборов ПНП (самолета Як-42) с индексами "А" ("На") и "V" ("От"), контактами 1-2 реле К2, резистором R28 и коммутатором "Вкл.УОИ" пульта управления, возникает ток 600...750 мкА, являющийся сигналом "На" низкого уровня. При этом на приборах ПНП открывается указатель направле­ния полета с индексом "А" ("На").

При пролете радиомаяка VOR текущий азимут АМТ изменяется на 180°, изменяется на 180° и фаза сигнала Uоф следящего канала. Поэтому сигналы Uпф в трансформаторах будут в противофазе и напряжение выпрямителя практически равно нулю. Диоды VD1 открываются, образуя делитель R44 и R22, напряжение на базе транзистора VT7 уменьшается, он закрывается, а транзистор VT8 открывается, транзис­тор VT9 закрывается. Реле К1 обесточивается, замыкая контакты 1-2, через которые напряжение "27 В.Гот.К" поступает на светосигнализатор "От" и на реле К2. Оно срабатывает и через контакты 2-3 подклю­чает цепь сигнала "От" низкого уровня к указателю направления полета приборов ПНП с индексом "V" ("От").

Телефонный канал. Схема канала обеспечивает усиление сигналов опознавания радиомаяков VOR и КРМ системы посадки СП-70, СП-75 и ILS. Из конструктивных соображений канал находится в блоке БНЧК и содержит (рис. 3.34) фильтр полосовой ПФ, усилители напряжения звуковой частоты УЗЧ1 (VT1, VT2), УЗЧ2 (VT3, VT4), УЗЧЗ (У1) и усилитель мощности УМ (VT5, VT6). На вход канала с блока БВЧК поступают суммарные сигналы - навигационные и телефонные. Фильтр ПФ формирует полосу пропускания в диапазоне частот 300... 2500 Гц и ослабляет навигационные сигналы. Выделенные телефонные сигналы усиливаются усилителями напряжения звуковой частоты и усилителем мощности, которые через регулятор R1 "Громкость" пульта управления и самолетные переговорные устройства поступают на телефоны.

Рис. 3.34. Функциональная схема телефонно­го канала блока БНЧК

Уменьшение уровня шумов, вносимых в схему самолетного переговорного устройства, достигается тем, что телефонный канал включается только при наличии сигнала готовности "Гот.К" в режимах "Посадка" и "VOR".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.063 с.)