Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Траектория полета, этапы полета и системы координат
Вполете ВС в каждый момент находится в определенной точке пространства, называемой его пространственным местом положения (ПМП). Проекция центра масс ВС на поверхность Земли называется местом положения ВС (МП ВС). Совокупность последовательных положений ВС в пространстве называется траекторией полета (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Траектория 1, маршрут 2 полета и места положения МП ВС
Проекция траектории полета ВС на поверхность Земли (карту) называется линией пути (ЛП), проекция заданной траектории полета на поверхность Земли - линией заданного пути (ЛЗП). Основная часть ЛЗП, называемая маршрутом полета, находится между исходными (ИПМ) и конечным пунктами маршрута (КПМ). Пункты маршрута выбирают на некотором расстоянии от аэропортов взлета и посадки в связи с тем, что траектория движения ВС непосредственно вблизи аэропорта существенно зависит от метеорологических и других условий и заранее не может быть точно указана. Например, при подходе ВС к аэродрому, если взлетно-посадочная полоса (ВПП) занята, ВС выполняет дополнительный маневр в воздушном пространстве, ожидая разрешения на посадку. Поэтому все движение ВС между точками взлета и посадки можно разделить на следующие этапы: взлет, вывод на ИПМ, выход на ЛЗП, следование по ней с периодическим контролем фактического пути и его коррекцией, вывод на КПМ, выполнение предпосадочного маневра, заход на посадку и посадка ВС. Пространственное временное задание траектории полета называют программой полета. Реализацию программ осуществляют в различных системах координат. В настоящее время для решения навигационных задач используют географические, ортодромические и полярные сферические или плоские системы координат (рис. 1.4). В географической системе координат МП ВС определяют как точку на земном эллипсоиде. Координатами точки на земной поверхности являются географические долгота λ. и широта φ. Географическая система координат в виде меридианов и параллелей наносится на все навигационные карты и является основной для определения координат точек. Рис. 1.4. Система координат: а — географическая; б — ортодромическая; в — полярная В ортодромической системе координат за основные оси координат приняты две ортодромии. Ортодромию, совмещенную с линией ЛЗП или с осью маршрута, называют главной и принимают за ось Z. Ортодромию, перпендикулярную главной, проводят через точку начала отсчета и принимают за ось Z. Положение любой точки М в этой системе указывается двумя ортодромическими координатами S и Z, которые обычно выражаются в километрах.
В полярной системе координат положение точки в пространстве определяют: расстоянием Д до точки, принятой за начало отсчета (дальностью), углом А между вертикалью и направлением радиуса -вектора, идущего к точке.
Навигационные элементы
Величины, характеризующие пространственное место положения ВС, называют навигационными параметрами (элементами). Координаты, характеризующие текущее МП ВС, - навигационные параметры, а скалярные параметры вектора скорости - навигационные параметры движения. К основным навигационным элементам относят: курс ВС, курсовой угол, пеленг (азимут), воздушную и путевую скорости, путевой угол, высоту полета и время. Курсом ВС называют угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчета, и проекцией на эту плоскость продольной оси ВС. Курс отсчитывают от направления, принятого за начало отсчета, до продольной оси ВС по ходу часовой стрелки от О до 360°. В зависимости от направления, выбранного за начало отсчета, различают истинный, магнитный, компасный и ортодромический курсы ВС (рис. 1.5). Рис. 1.5. Курсы ВС и КУР
Истинным курсом (ИК) называют угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через центр тяжести, и продольной осью ВС. По международному соглашению меридиан, проходящий через Гринвичскую астрономическую обсерваторию, находящуюся вблизи Лондона, принят в качестве истинного (географического) меридиана. Магнитным курсом (МК) называют угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через центр тяжести, и продольной осью ВС. Магнитным меридианом называют линию, вдоль которой устанавливается свободно подвешенная магнитная стрелка под действием земного магнетизма. Угол между истинным и магнитным меридианами, вызванный несовпадением географического и магнитного полюсов Земли, называют магнитным склонением DM. Величина DM на территории СССР находится в пределах -13...+30° (для Москвы DМ = +7°) и учитывается при решении навигационных задач.
Компасным курсом (КК) называют угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через центр тяжести, и продольной осью ВС. Компасным меридианом называют линию, вдоль которой устанавливается магнитная стрелка компаса, находящегося на данном типе ВС. Компасный и магнитный меридианы не совпадают и различаются между собой углом, называемым девиацией компаса DК. Девиация компаса DК - угол, заключенный между северными направлениями магнитного и компасного меридианов; вызывается действием на стрелку магнитного компаса магнитного поля ВС, создаваемого стальными и железными деталями ВС, и электромагнитного поля, возникающего при работе электро и радиооборудования ВС. Курс ВС измеряют магнитными компасами или курсовыми системами. Магнитный компас позволяет измерить компасный курс, величина АК обычно сводится к минимуму компенсаторами девиации. На карте курс ВС определяют от истинного меридиана, поэтому при выполнении различных навигационных расчетов приходится переходить от одного курса к другому графически и аналитически: ИК = КК± ΔМ± ΔК; МК = КК± ΔК; ИК = МК± ΔM. Кроме указанных курсов, при вождении ВС применяют ортодромический курс (ОК), используемый при вождении ВС по кратчайшему расстоянию между двумя точками - ортодромии (рис. 1.6). Он отсчитывается от условно выбранного меридиана, по направлению которого устанавливается начало отсчета курса. Направление опорного меридиана обозначают Соп, направление магнитного - См. Угол между этими направлениями называют углом схождения меридианов δ. Ортодромический курс ОК = МК±δ. Курсовым углом радиостанции (КУР) называют угол между продольной осью ВС и направлением (ортодромическим) на радиостанцию. Отсчитывается от продольной оси ВС по часовой стрелке и может находиться в пределах 0...3600. КУР измеряют бортовыми автоматическими радиокомпасами АРК-11, АРК-9, АРК-15М, АРК-22, АРК-УД, а также определяют аналитически и графически. Пеленгом радиостанции называют угол в горизонтальной плоскости между северным направлением меридиана, проходящего через центр тяжести ВС, и направлением на радиостанцию (рис. 1.7). Пеленг еще называют азимутом, так как эти понятия однозначные (пеленг - направление, определяющееся углом; азимут - угол, определяющий направление). В зависимости от какого меридиана отсчитывают пеленг (азимут), различают истинный пеленг (ИПР) или азимут (АР) радиостанции и магнитный пеленг (МПР) или азимут.
Рис. 1.6. Ортодромическии курс Рис- 1.7. Пеленги (азимуты) радиостанции ВС Пеленгом (азимутом) ВС называют угол между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и направлением на ВС. Пеленги ВС, как и пеленги радиостанции, могут быть истинными и магнитными. Пеленг самолета обозначают ИПС, МПС, а вертолета -ИПВ, МПВ. Пеленги рассчитывают по формулам: МПС = МПР ± 180°; ИПС = ИПР ± 180°. Между курсом ВС, пеленгом (азимутом) и курсовым углом радиостанции существует зависимость
ИПР (АР) = ИК + КУР; МПР = МК + КУР. Азимуты (пеленги) радиостанции и ВС могут быть определены аналитически, а также измерены сортовой аппаратурой ближней навигации ("Курс МП-2", "Курс МП-70", РСБН-2СА, "Веер-М", РСБН-7С и др.). Воздушной скоростью V называют скорость ВС относительно воздушной среды. Воздушную скорость измеряют приборами, которые определяют величину скоростного напора набегающего на ВС воздушного потока. Ветер не оказывает влияния на ее значение. Путевой скоростью W называют скорость ВС относительно земной поверхности. Она зависит от воздушной скорости, скорости и направления ветра. Путевую скорость измеряют доплеровскими измерителями скорости и используют при определении пройденного ВС пути S. При полете с боковым ветром векторы воздушной V, путевой W скоростей и скорости ветра U образуют треугольник скоростей (рис. 1.8). Угол между векторами воздушной и путевой скоростей называют углом сноса (УС).
Рис. 1.8. Навигационный треугольник скоростей Путевой угол (ПУ) - угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета, и направлением путевой скорости, совпадающей с направлением линии пути. Различают истинный (ИПУ) и магнитный (МПУ) путевые углы. Кроме того, различают заданный путевой угол (ЗПУ), который задают перед началом полета, и фактический путевой угол (ФПУ), а также ортодромический (ОПУ). Высотой полета Н называют расстояние до ВС, отсчитанное по вертикали от некоторого уровня, принятого за начало отсчета. В зависимости от начала отсчета различают абсолютную, относительную, условно барометрическую и истинную высоты полета (рис. 1.9). Рис. 1.9. Высота полета Абсолютная высота Hабс - высота полета, измеряемая относительно уровня Мирового океана (в СССР - уровень Балтийского моря). Она необходима при прокладке маршрута полета, так как высоты всех точек рельефа на картах обозначены в величинах Набс. Относительная высота Hотн - высота полета, измеряемая относительно давления аэродрома вылета и посадки. Ее используют при взлете или заходе ВС на посадку. Для измерения этой высоты используют барометрический высотомер, на котором нулевой уровень устанавливают по давлению на уровне соответствующего аэродрома. Условно барометрическая высота Н760 - высота полета, измеряемая относительно условного уровня, который соответствует стандартному атмосферному давлению 760 мм рт. ст. Используют для поддержания заданных эшелонов полетов ВС.
Истинная высота полета Нист - высота полета, измеряемая от нижней точки ВС до ближайшей точки земной поверхности. Измеряют радиовысотомерами и используют при взлете и посадке ВС и при полетах на малых высотах над пересеченной местностью. Время также является навигационной величиной. Различают время по часам (время полета, прилета) и путевое время (отрезок времени для пролета определенного участка маршрута). Ортодромия - линия кратчайшего расстояния между точками на поверхности земного шара, пересекает меридианы под разными углами (рис. 1.10). Полет по ортодромии выполняют с помощью специальных курсовых приборов - гирополукомпасов или курсовых систем с неизменным пеленгом ВС. Рис. 1.10. Линии положения
Локсодромия - линия кратчайшего расстояния между точками на поверхности земного шара, пересекает меридианы под постоянным углом. Полет ВС по локсодромии можно выполнять с постоянным магнитным путевым углом с использованием магнитного компаса, и поэтому эта линия будет кривой. При маршрутах протяженностью 1000...2000 км длина локсодромии мало отличается от длины ортодромии. При более длинных маршрутах эта разница существенна. Так, ортодромический маршрут между Москвой и Нью-Йорком короче локсодромического примерно на 840 км.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 2713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.015 с.) |