Ограничения прав землепользователей
В земельном законодательстве предусмотрены специальные ограничения прав на землю, обеспечивающие их рациональное ис- пользование и охрану. «Охранительные» по своей природе, они уста- навливаются государственными органами исполнительной власти, судами, местным самоуправлением. Установленные бессрочно или на определенный срок, данные ограничения подразумевают:
— особые условия использования земельных участков и режим хо- зяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
— особые условия охраны окружающей среды, в том числе жи- вотного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
Правовая охрана земель • 125
— условия начала и завершения застройки или освоения зе- мельного участка в течение установленных сроков по согласован- ному в установленном порядке проекту строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находя- щийся в государственной или муниципальной собственности.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Эти ограни- чения прав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Ограничение прав на землю может быть обжалова- но лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Согласно Федеральному закону «О государственном регулирова- нии обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна- чения» производство сельскохозяйственной продукции осуществ- лялось способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающи- ми или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой де- ятельности на окружающую природную среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитар- ных и противоэрозионных мероприятий.
Финансово-правовые механизмы использования и охраны земель
С утверждением рыночных отношений платность землепользо- вания является важнейшим принципом земельного законодатель- ства и имеет следующие формы: земельный налог, арендная плата. Обе формы не являются прямым источником финансирования ме- роприятий по охране земель, но в то же время они имеют ресурсо- сберегающую функцию. Ресурс, за использование которого платят, будет эксплуатироваться экономнее, чем бесплатный ресурс. Этой простой истиной «пренебрегали» в советский период, в результате земельным и особенно почвенным богатствам страны был нанесен ущерб, последствия которого приходится преодолевать до сих пор.
Как правило, работы по охране земель и почв должны прово- дить ее правообладатели: собственники, землевладельцы, земле- пользователи, арендаторы — за свой счет. В круг их обязанностей входит выполнение мероприятий по охране своих земель с учетом их естественно-природного состояния. К ним относятся, в частно- сти, защита земель (почв) от водной и ветровой эрозии, селей, под- топления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения,
Глава 10
уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веще- ствами и от других негативных (вредных) последствий природного или антропогенного воздействия.
Важное значение имеет повышение заинтересованности соб- ственников земельных участков, землепользователей, землевла- дельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восста- новлении плодородия почв, защите земель от негативных (вред- ных) воздействий хозяйственной деятельности. В этих целях могут осуществляться меры экономического стимулирования охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным зако- нодательством и законодательством о налогах и сборах. Преду- смотрены частичное освобождение от уплаты земельного налога сельскохозяйственное использование гражданами и юридически- ми лицами земель, нарушенных и требующих культивации.
В случаях причинения вреда земле и почвам другими хозяй- ствующими субъектами он возмещается за счет причинителей вреда. В необходимых случаях на помощь пользователям земли приходит государство, выделяя средства из бюджета, ибо не все- гда возможно осуществить правоохранные меры только за счет субъектов права на землю, особенно когда требуются крупные зат- раты средств и труда.
Финансовое обеспечение охраны земель предусматривается в федеральных и региональных бюджетах, средства которых расхо- дуются на мероприятия по охране земель, материальное стимули- рование землепользователей, усиленно осуществляющих эти меры. Названные средства расходуются также на проведение земле- устройства и социальное развитие территории, в чем также заинте- ресованы все собственники, владельцы, пользователи, арендаторы.
На охрану земель направляются также средства, полученные в счет возмещения потерь сельскохозяйственного производства, которыми распоряжаются местные администрации. Восстановле- ние сельскохозяйственного производства, необходимое при изъя- тии или временном занятии земель сельскохозяйственного назна- чения для несельскохозяйственных нужд, — общее требование зе- мельного законодательства. Оно в том числе распространяется на случаи строительства железнодорожных и автомобильных магист- ралей, строительства ГТС и наполнения водохранилищ и т. д. По- рядок возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного про- изводства регулируется ст. 57, 58 ЗК РФ и рядом подзаконных нор- мативных правовых актов.
Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъя- тием сельскохозяйственных угодий, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых угодий или ухуд-
Правовая охрана земель • 127
шении их качества (снижения плодородия почв). Они определяют- ся в размере стоимости освоения равновеликой площади новых зе- мель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (не по рыночной, а по кадастровой оценке). Установлены нормативы определения размеров стоимости освоения новых зе- мель, величина которых зависит от уровня плодородия изымае- мых сельскохозяйственных угодий в данной природно-климати- ческой зоне.
В свою очередь, убытки возмещаются в полном объеме пред- приятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся земельные участки. Данные суммы перечисляются владельцам земли, понесшим эти убытки. Если деятельность предприятий вы- зывает загрязнение сельхозугодий или порчу их, а также ограни- чение прав пользователей земли (без ее изъятия) в результате вредного влияния, вызванного деятельностью соседнего пользова- теля этих земель (например, подтопление сельскохозяйственных угодий при строительстве гидротехнических сооружений), то убыт- ки возмещаются также в полном объеме и перечисляются владель- цам соответствующих земель.
Итак, потери и убытки имеют разную юридическую природу. Если средства, предназначенные для возмещения убытков, пере- числяются соответствующим пользователям земли на их расчет- ные счета, то средства, поступающие в порядке возмещения по- терь, зачисляются в 3-месячный срок после отвода земельного участка в бюджет соответствующего органа местного самоуправ- ления. Не следует забывать, что убытки возмещаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, тогда как по- тери сельскохозяйственного производства определяются в адми- нистративном порядке.
|