Развитие экологического права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экологического права



Экологическое право включает природоресурсное право, кото-
рое регулирует использование и охрану отдельных частей приро-
ды; природоресурсное право призвано обеспечивать охрану и ра-
циональное использование земли, ее недр, вод, лесов, животного
мира и атмосферного воздуха.

В совокупности природные ресурсы составляют окружающую
нас природную среду, но она является не простой арифметической
суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоя-
нием — окружающей человека природной средой.

Природоресурсное право возникло раньше экологического права:
прежде общество на первое место ставило задачи природопотребле-
ния, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и
полное развитие. В начале XX в. земельное право, например, начало
отпочковываться от гражданского права и уже в 1910-х гг. преподава-
лось отдельно от него в ряде учебных заведений России. В 1920-х гг.
с социализацией, обобществлением, а затем и национализацией зе-
мель земельное право получило все права самостоятельной отрас-
ли советского права.

Второй частью экологического права считается природоохран-
ное право. Со временем, во второй половине XX в., стали ясными
неполнота, недостаточность лишь природоресурсного подхода: не-
возобновляемость многих природных ресурсов, их связанность
между собой обусловили необходимость абстрагирования от каж-
дого из них, перехода к более общему явлению и феномену — окру-
жающей среде.

Неминуемым стало обобщение — включение регулирования об-
щественных отношений по поводу охраны и использования при-
родных ресурсов в регулирование охраны всей окружающей сре-
ды. Отрасли природоресурсного права становятся подотраслями
экологического права, его составными частями.

Третью часть экологического права составляют нормы других
отраслей российского права, которые также в определенной степе-
ни «работают» на регулирование экологических отношений. Труд-
но найти отрасль права и законодательства, которая в той или иной
мере не обслуживала бы экологическое право. Это конституцион-
ная, гражданская, финансовая (налоговая, бюджетная), админист-
ративная, трудовая, уголовная, процессуальная и иные отрасли
права.


12 • Глава 1

§2. Соотношение экологического
и иных отраслей права

Экологическое и конституционное право

Являясь отраслью российского права, экологическое право от-
граничивается от остальных отраслей своими предметом, систе-
мой и методами регулирования и находится с другими отраслями
в определенном взаимодействии.

В ст. 9 Конституции РФ предусматривается, что земля и другие
природные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе-
дерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих
на соответствующей территории.

Конституционный Суд РФ в постановлении 2000 г. по делу о кон-
ституционности Конституции Республики Алтай отметил понима-
ние этой формулы как принадлежность природных ресурсов наро-
дам, проживающим на территории Российской Федерации, по-
скольку иное означало бы ущемление суверенитета России и ее
собственности на находящиеся в ее пределах природные ресурсы.

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распо-
ряжение природными ресурсами осуществляются их собственни-
ками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не
нарушает прав и законных интересов иных лиц. Экологические
приоритеты предусматриваются в ст. 41, 42, 58, п. «е» ст. 71, пп. «в»,
«д», «к» ст. 72 и ст. 114 Конституции РФ. Таким образом, конститу-
ционное право является, как и для других отраслей права, основой
экологического права.

Экологизированные нормы других отраслей права

В экологическое право входят и его обслуживают нормы других
отраслей российского права, которые, не являясь природоохран-
ными и природоресурсными, оказывают на охрану и рациональное
использование природных ресурсов непосредственное влияние.

Отношения финансовые, возникающие при использовании и
охране природных ресурсов, регулируются в соответствии с фи-
нансовым (бюджетным, налоговым) законодательством РФ (норма
об этом имеется в Земельном, Водном и Лесном кодексах РФ).

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (да-
лее — КоАП РФ) предусматривается гл. 7 об ответственности за
посягательство на собственность и гл. 8 об ответственности за ад-
министративные правонарушения в области природопользования
и охраны окружающей среды. В Уголовном кодексе РФ (далее —
УК РФ) имеется гл. 26 «Экологические преступления».


Экологическое право как учебная дисциплина • 13

Указанные нормы законов не нарушили своих связей с другими
отраслями права, но и обеспечивают действие норм экологического
права, которое без предусмотренных в иных отраслях отрицатель-
ных последствий стало бы неэффективным, потеряло бы взаимо-
связь между гипотезами, диспозицией и санкциями.

Соотношение с гражданским правом

Актуальным представляется взаимодействие экологического
и гражданского права и законодательства РФ, тем более что
в ряде норм Земельного и иных кодексов и законов РФ предус-
матриваются, например, недопущение приватизации определен-
ного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-пра-
вовых договоров и других сделок по поводу земли и иных природ-
ных объектов.

Концептуальными, имеющими отношение к экологическим от-
ношениям положениями Гражданского кодекса РФ (далее —
ГК РФ) являются его ст. 129, 130 и 209:

•—• земельные и иные природные ресурсы могут отчуждаться
или переходить от одного лица к другому иными способами в той
мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных при-
родных ресурсах;

— к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные
участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что
прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно (о государ-
ственной регистрации недвижимости см. ст. 131 ГК РФ);

— владение, пользование и распоряжение земельными и иными
природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается
законом, осуществляется их собственником (в отношении недр —
государством) свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Гражданское законодательство относится к ведению России,
земельное, природоресурсное, природоохранное — к совместному
ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Разграничение
земельных, иных природоресурсных и связанных с ними имуще-
ственных полномочий между Российской Федерацией и ее субъек-
тами напрямую зависит от указанного конституционного разграни-
чения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодей-
ствия экологического, гражданского и иных отраслей российского
законодательства.

Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и
законодательства при правоприменении имеет немаловажное зна-
чение для упорядочения общественных отношений, определения


14 • Глава 1

вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты приро-
допользования, для решения экологических и иных споров.

Экологическое и международное право

Экологическое право взаимодействует с международным пра-
вом, включающим среди других немало природоохранных требова-
ний. Согласно ст. 15 Конституции РФ если международным догово-
ром Российской Федерации, ратифицированным в установленном
порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмот-
рены законом, то применяются правила международного договора.
Подобная норма имеется и в других отраслях российского права

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Россий-
ской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Нормативного акта, однако, который бы исчерпывающе перечис-
лял общепризнанные принципы и нормы, не существует; принято
считать таковыми те, которые одобрены в Организации Объеди-
ненных Наций, в других авторитетных международных организа-
циях после признания их Россией.

Ратификация осуществляется парламентом в форме федераль-
ного закона, при этом могут быть при необходимости сразу внесе-
ны изменения и дополнения в российское законодательство. Рати-
фикации подлежат международные договоры:

— исполнение которых требует принятия новых федеральных
законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмот-
ренные законом; предметом которых являются основные права и
свободы человека и гражданина;

— об участии Российской Федерации в межгосударственных
союзах, международных организациях и иных межгосударствен-
ных объединениях, если такие договоры предусматривают переда-
чу им осуществления части полномочий Российской Федерации
или устанавливают юридическую обязательность решений их ор-
ганов для Российской Федерации.

§3. Методы экологического права

Экологизация иных отраслей права

Комплекс методов экологического права и законодательства
включает специфические приемы, присущие только данной отрас-
ли права и законодательства. В этот комплекс методов входят и
иные, более общие методы, свойственные другим отраслям права,
представляющие, однако, такое сочетание и своеобразие, которые
не свойственны другим отраслям права.


Экологическое право как учебная дисциплина • 15

На первое место можно поставить такой метод, с помощью кото-
рого экологическое право неминуемо воздействует на другие отрас-
ли права. В настоящее время происходит экологизация, т. е. усиле-
ние природоохранной составляющей всех отраслей российского
права, направленной на гармонизацию отношений общества и окру-
жающей среды вне отраслевой принадлежности правовых норм

Метод экологизации можно рассматривать как проявление об-
щеэкологического, природоохранного подхода ко всем без исклю-
чения событиям и явлениям общественного бытия, как проникно-
вение всемирной глобальной задачи охраны окружающей среды во
все сферы общественных отношений, как регулируемые, так и не
регулируемые правом.

Метод экологизации типичен для других отраслей права, почти
в каждой из которых присутствуют предписания, направленные
на охрану окружающей среды. Двойственное назначение и место-
нахождение этих норм не должны смущать: принадлежность уго-
ловных, административных и иных норм права соответственно
к уголовному, административному и иным отраслям права не вы-
зывает сомнений.

Обслуживание нормами УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ задач охраны
окружающей среды не означает перетаскивания их в эту экологи-
ческую природоохранную отрасль права, а лишь подчеркивает ме-
тод экологизации отраслей права как универсальный и действен-
ный способ природоохранного регулирования всех без исключения
общественных отношений, как имеющих причастность к окружаю-
щей человека природной среде.

Административно-правовой способ

В действующей системе права преобладают два основных сро-
соба воздействия на поведение граждан — административно-пра-
вовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие
в области использования и охраны окружающей среды имеют свои
особенности и могут рассматриваться как специфические методы
экологического права.

Административно-правовой метод используется для обеспече-
ния порядка управления и поэтому исходит из неравного положе-
ния субъектов права — из отношений власти и подчинения. Более
полувека господствовала исключительная государственная (обще-
народная) собственность на природные ресурсы, что, естественно,
обусловливало преимущественно административный способ управ-
ления ими. На него работали представления о естественном, «дар-
мовом» происхождении природных благ, отсутствии, как правило,
вклада человеческого труда в их появление и существование.


16 • Глава 1

Современникам могут быть видны как положительные, так и от-
рицательные стороны такого подхода: можно было легче планиро-
вать ресурсопотребление, координировать природоохранную дея-
тельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические,
сепаратистские инстинкты природопользователей; однако эти фак-
торы не принесли ожидаемого положительного эффекта, но поро-
дили бесхозяйственность, пренебрежение в ряде случаев экономи-
ческой оценкой природных ресурсов, распространение безответ-
ственности природопользователей

Гражданско-правовой способ

Гражданско-правовой способ регулирования общественных
отношений базируется на основных началах гражданского законо-
дательства и основывается на признании равенства участников
регулируемых отношений, неприкосновенности собственности,
свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства
кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления граж-
данских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их
судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).

В области природоохранных и природоресурсных отношений
имущественный подход, предусматривающий равный, «горизон-
тальный», в отличие от административного — «вертикального»
подхода, приобретает принципиальное значение, поскольку наря-
ду и вместе с земельными участками в гражданском обороте могут
находиться древесно-кустарниковая растительность, объекты
животного мира, древесина, добытые, т. е. извлеченные из недр,
полезные ископаемые, небольшие обособленные водные объекты
искусственного происхождения

В 1980-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехо-
да от преимущественно административных, властных методов
регулирования экологических отношений к методам преимуще-
ственно экономическим, равноправным. Можно констатировать
взвешенность этой формулы, означающей постоянное и неиз-
менное функционирование и того, и другого методов, но с преоб-
ладанием в различные периоды и с разным успехом одного над
другим.

На этом пути за прошедшие два десятка лет сделано немало:
установлена плата за пользование природными ресурсами, за по-
требление и загрязнение природной среды; признаются, защища-
ются равным образом и гарантируются частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности на землю, т. е посте-
пенно складываются экономический механизм использования и
охраны окружающей среды, введение материального интереса


Экологическое право как учебная дисциплина • 17

в использование природных ресурсов для настоящего и будущих
поколений и их сбережение.

Стабильность природопользования и гражданско-правовая за-
щита природоресурсных и иных прав десятков миллионов граж-
дан, как и имущественное обеспечение заинтересованного выпол-
нения ими своих природоресурсных и природоохранных обязанно-
стей, причем не вопреки, а в интересах всего общества, являются
задачами современного российского права и государства.

Сочетание административного и гражданского методов

В то же время российское государство не отказывается от ад-
министративных средств организации природопользования, а в ря-
де случаев усиливает их применение в направлении охраны при-
родных ресурсов и всей окружающей среды Увеличиваются
административные штрафы на нарушителей экологического зако-
нодательства, на загрязнителей (в отличие от предыдущих трид-
цати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юри-
дических лиц), формируется государственная система природо-
охранных органов, принимаются меры к нормированию качества
окружающей среды, ужесточению государственного экологиче-
ского контроля.

Подобное сочетание и взаимодействие административно-пра-
вового и гражданско-правового методов — специфическая черта
экологического права. Какой из названных методов должен занять
преимущественное положение? Экологический фактор природо-
пользования объявляется приоритетным по отношению к правам
собственника природных объектов

Законы о природных ресурсах, как и нормативные акты других
отраслей права, содержат большое количество норм администра-
тивно-правового характера, направленных на охрану окружаю-
щей среды. Это обусловлено публичным, социальным характером
назначения и использования большинства природных ресурсов,
представляющих интерес для всего населения

Поскольку состояние природных ресурсов вызывает все боль-
шую озабоченность населения, а предписания по их охране приоб-
ретают все большую социальную значимость, постольку государ-
ственно-властный и имущественно-правовой методы будут пере-
плетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая друг другу место
в зависимости от состояния и деградации окружающей среды и фор-
мирования гражданского общества, эколого-правового сознания.

Административные методы охраны окружающей среды не
чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отно-
шений, признания условной незыблемости частной собственности


18 • Глава 1

на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и на-
стойчивее окружающая среда признается в них общенациональ-
ным благом, необходимым для выживания общества.

В случаях коллизий между государством и собственником зем-
ли приоритет и предпочтение судами за рубежом все чаще отдают-
ся первому; участки земли и некоторые другие природные объекты
выкупаются государством для общественных нужд и общечелове-
ческих надобностей; в области экологии авторитет государства и
его органов становится непререкаемым и незыблемым, обеспечи-
вается жесткими административными процедурами.

Историко-правовой метод

Методологический арсенал экологического права достаточно
разнообразен и сложен, включая общераспространенные методы и
методологию различных отраслей права, других областей челове-
ческого знания. Это и всеобщий философский метод, анализ и син-
тез, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного
к конкретному, обобщение эмпирики, статистический, конкретно-
социологический, психологический, сравнительно-правовой мето-
ды — они используются в различных науках и учебно-правовых
дисциплинах в разной степени для познания и изучения правовых
и иных общественных явлений.

Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях
экологического права значение имеет историко-правовой метод.
Анализ развития явления, исторических источников, официаль-
ных документов позволяет оценить происхождение и динамику
решения экологических проблем, понять современное место эколо-
гического права в общей системе права, уяснить причины, след-
ствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и
охраны окружающей среды.

Законом 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» предусматрива-
лось, что подлежат охране все земли, особенно пахотные, закреп-
ленные за землепользователями, как основные средства производ-
ства в сельском хозяйстве.

Этот Закон был первым законом комплексного характера, по-
священным регулированию использования и охраны конкретных
природных ресурсов, их охране и рациональному использованию
в целом, в совокупности, составляющей всю природу, называемой
в настоящее время с определенными поправками и уточнениями
окружающей природной средой. >

Этим Законом вводились оценка проектов крупных строек Все-
российским обществом охраны природы, обязательное изучение
основ охраны природы во всех без исключения учебных заведени-


Экологическое право как учебная дисциплина • 19

ях, ответственность за нарушения законов об охране природы,
провозглашались почетными обязанности общественных инспек-
торов по охране природы, а охрана природы объявлялась всена-
родным делом1.

Последующие десятилетия подтвердили наивность, необосно-
ванность и идеализм некоторых расчетов, опровергли ставку на
всеобщую сознательность и быстрое перевоспитание людей в но-
вую историческую общность, что и привело к радикальным рефор-
мам и принятию Закона РФ «Об охране окружающей природной
среды» в 1991 г.: в значительной мере ими устранены, а отчасти и
повторены недостатки законов и иных правовых актов предыду-
щего периода.

Прогностический метод

В области общественных отношений, связанных с охраной и ис-
пользованием окружающей природной среды, не менее полезным
методом является прогностический метод, включающий предска-
зание, суждение о состоянии экологических отношений в будущем.
Прогнозирование природоохранных процессов предполагает их
планирование, программирование, проектирование, управление,
использует экстраполяцию, моделирование, опрос экспертов.

Потребность в таких знаниях остро ощущается в экологическом
праве, ибо знание будущих состояний, процессов и явлений пред-
ставляет собой необходимое условие компетентного и целенаправ-
ленного управления природоохранными процессами, предупрежде-
ния деградации природных ресурсов от ветровой и водной эрозии,
загрязнения, захламления, опустынивания, засоления, подтоп-
ления.

Здесь подвижность и динамика состояния окружающей среды
(постоянно ранимой, все более вызывающей озабоченность) во
многом зависят от антропогенной, человеческой деятельности,
подвергаемой законодательному и иному правовому регулирова-
нию и поэтому требующей особого внимания и осторожности.

Эффективное и постоянное использование прогностического
метода в сфере экологического права открывает действенный ка-
нал взаимодействия общества и природы, науки и практики, по-
зволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, пы-
таться опередить и предупредить их, быстрее ликвидировать их
отрицательные последствия.

Прогнозирование позволяет принимать своевременные меры по
совершенствованию государственного и общественного механиз-
мов, экологического права, укреплению соответственно экологи-
ческого правопорядка, обосновывать надежность принимаемых


20 • Глава 1

организационных, воспитательных, правовых и экономических
мер с учетом социальных и иных возможных изменений.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под экологическими отношениями; под эко-
логическим правом? Зачем изучается экологическое право и в чем
его социальное предназначение?

2. Какие общественные отношения регулирует природоресур-
сное, экологическое право, в каких отношениях они состоят между
собой и с другими отраслями российского права?

3. Почему и каким образом осуществляется экологизация рос-
сийского права и законодательства?

4 Сочетание каких методов дает наибольший эффект в области
сохранения окружающей среды?

5. В чем значение историко-правового и прогностического ме-
тодов при изучении экологического права?

Литература

Бринчук М. М. Экологическое право: учеб. М.: Высшее образо-
вание, 2005.

Дубовик О. Л. Экологическое право: учеб. М.: Проспект, 2004.

Боголюбов С. А. Экологическое право: учеб. для вузов. М.:
Юристъ, 2004.


Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.04 с.)