Рациональное использование природных ресурсов
Длительное время велась дискуссия — что важнее: рациональ- ное использование природных ресурсов или их охрана от загряз- нений, защита природной среды. В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ре- сурсов должна осуществляться их охрана; лучшим способом защи- ты природы является рациональность ее потребления.
Необходимость сочетания экологии и экономики должна пред- полагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального го- сударства, ставящего своими конституционными задачами обеспе- чение достойной жизни человека, благоприятные условия прожи- вания настоящего и будущих поколений.
Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облечен- ных большой властью) и потенциальных возможностей окружаю- щей среды (которые небезграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки)
Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможны опти- мальное потребление и воспроизводство природных ресурсов, ког- да не допускаются необратимые последствия для окружающей среды. А они наступают в виде исчезновения некоторых видов
40 • Глава 3
животных и растений, усыхания Аральского моря, драматических последствий чернобыльской катастрофы.
Законом запрещаются разработка и реализация народно-хо- зяйственных проектов, связанных с нарушением или разруше- нием высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетического фонда рас- тений и животных, наступлением других необратимых послед- ствий для здоровья человека, окружающей природной среды.
УК РФ в ст. 358 «Экоцид» предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет за массо- вое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных дей- ствий, способных вызвать экологическую катастрофу.
Принцип устойчивого развития
Концепция устойчивого развития
Принцип устойчивого развития признан многими развитыми странами, имеет международное звучание и приобретает все боль- шее значение, аккумулируя многие подходы к охране окружаю- щей среды. Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» утверждена представленная Правительством РФ Кон- цепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Правительству предложено при разработке прогнозов и про- грамм социально-экономического развития, подготовке норматив- ных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений учитывать положения Концепции перехода Российской Феде- рации к устойчивому развитию, разработать и внести на рассмот- рение Президента РФ проект государственной стратегии устой-: чивого развития Российской Федерации. Ей посвящен ряд феде- ральных нормативных правовых актов, что позволяет считать эти; положения принципом российского экологического права.
Основу принципа устойчивого развития представляет положе- ние о необходимости постоянного восстановления потребляемых природных ресурсов, поддержания окружающей природной сре- ды в таком состоянии, которое обеспечит экономические и иные ас- пекты жизнедеятельности людей, общества, всего человечества.
Основы стратегии
В Концепции говорится, что представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последователь-
Принципы и объекты охраны окружающей среды • 41
ный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбаланси- рованное решение социально-экономических задач и проблем со- хранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурс- ного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основ- ном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, по- родило беспрецедентное причинение вреда окружающей природ- ной среде. Человечество столкнулось с противоречиями между ра- стущими потребностями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства природы, ее способность поддерживать развитие об- щества и возможности самовосстановления оказались небезгра- ничными. Возросшая мощь экономики стала разрушительной си- лой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила по сути ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важ- ным интересам будущих поколений человечества.
Изменение характера участия государства в хозяйственной де- ятельности, сокращение доли государственной собственности по- зволяет создать экономические условия, обеспечивающие более высокую деловую активность. При этом повышаются роль госу- дарства — гаранта сохранности окружающей среды и экологиче- ской безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.
Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бе- режного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности.
Направления перехода к устойчивому развитию
Направлениями перехода России к устойчивому развитию яв- ляются:
— разработка системы стимулирования хозяйственной дея- тельности и установление ответственности за ее экологические ре- зультаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение ко- торого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
— оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенно- го воздействия; формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития.
42 • Глава 3
Переход к устойчивому развитию потребует скоординирован- ных действий во всех сферах жизни общества, адекватной пере- ориентации социальных, экономических и экологических институ- тов государства, регулирующая роль которого в таких преобразо- ваниях является основополагающей.
Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включаю- щего в качестве системных элементов правовое государство, ры- ночное хозяйство, гражданское общество, правовую и социальную ответственность всех его членов.
|