Акты Президента и Правительства
Указы Президента РФ
В России наиболее массовым источником экологического права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные норма- тивные акты. В их число входят и имеют наивысшую после Консти- туции и законов Российской Федерации силу указы Президента РФ.
Они являются главными подзаконными актами и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Основным видом подзаконных актов они при- знаются потому, что Президент РФ определяет основные направ- ления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 90 Конститу-
Источники экологического права • 29
ции РФ) и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Прези- дента РФ обязательны для исполнения на всей территории Рос- сийской Федерации.
Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу». Эти положения присяги имеют непосредственное отношение к эколо- гическому праву, так как экологические права физических и юри- дических лиц являются конституционными, основными, по их по- воду нередко выражается озабоченность граждан и возникают со- ответствующие споры.
В 1990-е гг. указы Президента РФ в регулировании обществен- ных отношений играли доминирующую роль, что объяснялось устарелостью некоторых частей законодательства, необходимо- стью оперативного восполнения пробелов в нем. Веху в развитии законодательства составили указы Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграр- ной реформы в России», от 7 марта 1996 г. «О реализации конститу- ционных прав граждан на землю», от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в аг- ропромышленном комплексе», от 7 июня 1996 г. «О государствен- ной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных под- собных хозяйств».
В XXI в. роль Президента РФ как главы государства в регули- ровании общественных отношений не снизилась и проявляется не столько в издании соответствующих указов как источников права, сколько в активизации и реализации экологической политики, формировании национальных приоритетов, выстраивании верти- кали власти, инициировании, координации и поддержке деятель- ности законодательных и исполнительных органов государствен- ной власти в области важнейших общественных отношений, обес- печении верховенства Конституции и законов РФ.
Акты Правительства РФ
Следующую ступень источников экологического права в иерар- хии подзаконных актов составляют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, норматив- ных указов Президента РФ и являются обязательными к исполне- нию в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).
30 • Глава 2
Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и ре- ализации экологических отношений, а именно:
— разработка и представление федерального бюджета и обес- печение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования природных ресурсов и объектов, земли, земельный налог, а также расходы на восстановление природных ресурсов);
— управление федеральной собственностью (в том числе феде- ральной собственностью на земельные участки, реализация прав государственного собственника на другие природные ресурсы);
— осуществление мер по обеспечению законности, прав и сво- бод граждан (в том числе обеспечение правопорядка, прав физи- ческих и юридических лиц в области экологических отношений);
— охрана собственности (всех форм собственности на природ- ные объекты) и общественного порядка (включающего установлен- ный законом порядок владения, распоряжения и пользования ука- занными объектами собственности).
Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществ- ляя распорядительные функции, активно участвует в формирова- нии экологического права.
Примыкают к нормативным правовым актам такие распоряже- ния Правительства РФ, носящие разовый характер, но порождаю- щие правовые последствия, как об утверждении экологической доктрины Российской Федерации, о Межправительственном кон- сультативном комитете, созданном в соответствии с Соглашением с США о взаимных отношениях в области рыбного хозяйства, о Рос- сийско-иранской комиссии по вопросам рыбного хозяйства.
Президент и Правительство РФ — субъекты законодательной инициативы
Президент и Правительство РФ активно принимают оператив- ные меры по налаживанию и обеспечению экологического правопо- рядка Указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ составляют значительную и действенную часть элементов и источников экологического права.
Кроме того, являясь субъектами права законодательной иници- ативы, Президент РФ и Правительство РФ широко пользуются этим и вносят в Федеральное Собрание РФ подготовленные зако- нопроекты: за последние годы почти три четверти принятых в Го- сударственной Думе РФ и одобренных в Совете Федерации РФ за- конопроектов были внесены и рассмотрены по инициативе Прези- дента РФ и Правительства РФ.
Президент РФ и Правительство РФ стимулируют, организуют и координируют разработку федеральных законопроектов подчинен-
Источники экологического права • 31
ными им органами и учреждениями. Администрация Президента РФ, его Управление по внутренней политике и Государственно-правовое управление взаимодействуют с палатами и фракциями Федерально- го Собрания РФ, производят экспертизу законопроектов и координи- руют законопроектную деятельность в федеральных округах.
При Правительстве РФ создана и функционирует специальная Комиссия по законопроектной деятельности, действуют рабочие группы и комиссии, в частности по разработке нормативных пра- вовых актов в области реформирования и регулирования земель- ных отношений.
В подведомственных органах исполнительной власти аппара- том Правительства РФ контролируется и координируется подго- товка не только федеральных законопроектов, но и иных норма- тивных правовых актов: проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, проектов актов федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, которые должны раз- рабатываться во исполнение федеральных законов, указов Прези- дента РФ и актов Правительства РФ.
От подведомственных организаций Правительство РФ требует составления и утверждения плана подготовки и принятия проек- тов нормативных актов одновременно с разработкой и принятием закона, указа или акта Правительства РФ, для того чтобы требова- ния указанных актов сразу после их вступления в силу были под- креплены соответствующими подзаконными актами и таким обра- зом были всесторонне исполнены.
В федеральных законах, принимаемых в последнее время, воз- растает число вопросов, которые должны решаться актами Прави- тельства РФ, занимающими все большее место среди источников экологического права. Это способствует обеспечению стабильности экологического права, отнесению к ведению Федерального Собра- ния РФ наиболее значимых аспектов общественных отношений.
С расширением компетенции Президента РФ и Правитель- ства РФ появляется возможность более оперативно влиять на ре- гулирование экологических отношений, поскольку процедура под- готовки, обсуждения и принятия правительственных актов менее длительна и сложна, чем процедура рассмотрения федеральных законов.
Иные подзаконные акты
Ведомственные акты
К подзаконным актам относятся также приказы, инструкции, правила, наставления и другие нормативные акты, принимаемые
32 • Глава 2
федеральными и региональными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 де- кабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и другими федеральными законами.
Согласно требованиям административной реформы, проводи- мой с 2004 г. федеральными законами и указами Президента РФ, министерства, а также федеральные службы, агентства, учрежде- ния принимают ведомственные акты в пределах своей компетен- ции. Эти акты регулируют отношения внутри ведомства, однако почти каждое из ведомств обладает надведомственными, иногда — координационными функциями в области регулирования экологи- ческих отношений, чем и обусловливается значение ведомствен- ных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» уста- новлено, что в систему федеральных органов исполнительной вла- сти России входят министерства Российской Федерации (феде- ральные министерства) и иные федеральные органы исполнитель- ной власти: федеральные службы, федеральные агентства.
Для реализации возложенных на них задач федеральные мини- стерства, а также иные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, являющиеся элементами и источниками права и условно, по традиции называемые ведомственными. Их прини- мают Министерство природных русерсов РФ (далее — МПР Рос- сии), Министерство сельского хозяйства РФ (далее — Минсельхоз России), Министерство экономического развития РФ, Федераль- ная служба по наДзору в сфере природопользования. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, иные федеральные службы, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и иные федеральные агентства, Феде- ральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
|