Понятие оценки воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия на окружающую среду предназначена для нескольких целей. Во-первых, это исследование экологической си- туации на территории, на которой планируется строительство или иная деятельность. Во-вторых, анализ прогнозируемых эколо- гических последствий реализации планируемой деятельности. В-третьих, информирование общественности об экологических ас- пектах хозяйственной деятельности.
Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хо- зяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Россий- ской Федерации 2000 г., утвержденным приказом Государственно- го комитета РФ по охране окружающей среды.
Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способ- ствующий принятию экологически ориентированного управлен- ческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагопри- ятных воздействий, оценки экологических последствий, учета об-, щественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвра- щению воздействий.
86 • Глава 7
Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой дея- тельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Оценка воздействия на окру- жающую среду проводится только для той намечаемой хозяй- ственной и иной деятельности, обосновывающая документация ко- торой проходит экологическую экспертизу.
Участниками процедуры оценки воздействия на окружающую среду является заказчик, который проводит ОВОС, или уполномо- ченное им лицо (исполнитель), органы государственной власти и местного самоуправления, предоставляющие необходимую ин- формацию или содействующие проведению исследований, граж- дане и общественные объединения. При этом степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой дея- тельности.
Проблемой правового регулирования является то, что процеду- ра ОВОС не дифференцируется для различных видов хозяйствен- ной деятельности и объектов. Кроме того, за непроведение или не- надлежащее проведение ОВОС не установлена юридическая от- ветственность. Единственной санкцией является отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, принятое при экспертизе документации, обосновывающей деятельность, для которой проводилась ОВОС.
В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для до- стижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также опре- деляет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окру- жающую среду программу экологического мониторинга и контро- ля, направленного на устранение данных неопределенностей.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду явля- ются:
— информация о характере и масштабах воздействия на окру- жающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реа- лизации, оценке экологических и связанных с ними социально- экономических и иных последствий этого воздействия и их значи- мости, возможности минимизации воздействий;
Экологическая оценка хозяйственной деятельности • 87
— выявление и учет общественных предпочтений при приня- тии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
— решения заказчика по определению альтернативных вари- антов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на ок- ружающую среду.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду доку- ментируются в материалах по оценке воздействия, которые явля- ются составной частью документации, представляемой на экологи- ческую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду, как и экологической экспертизы, действует принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяй- ственной или иной деятельности. Проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки до- кументации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую эксперти- зу. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объек- том экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
При проведении оценки воздействия на окружающую среду за- казчик (исполнитель) обязан рассмотреть не только планируемый вариант реализации деятельности, но и альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает эко- логические и иные связанные с ними последствия всех рассмот- ренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).
Процедура проведения ОВОС исходит из необходимости обес- печения участия общественности, в том числе информирования общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, и ее привлечения к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, которое осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Однако на практике ознакомление общественности с материалами ОВОС проводится на заключительном этапе их подготовки.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечае-
Глава 7
мой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления. Законодатель- ством установлены требования к материалам ОВОС: они должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты ис- следований, выполненных с учетом взаимосвязи различных эколо- гических, а также социальных и экономических факторов.
Заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оцен- ки воздействия на окружающую среду возможность своевре- менного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на эколо- гическую экспертизу). Результаты оценки воздействия на окружа- ющую среду служат основой для проведения мониторинга после проектного анализа и экологического контроля за реализацией на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятель- ность может иметь трансграничное воздействие, проведение ис- следований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляются с учетом положений Кон- венции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая ратифицирована Российской Федерацией в 1991 г. Кроме того, в 2003 г. в Киеве к данной Конвен- ции принят Протокол по стратегической оценке, к которому Poccия не присоединилась.
Этапы проведения ОВОС
Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду:
1) уведомление, предварительная оценка и составление техни- ческого задания на проведение оценки воздействия на окружаю- щую среду;
2) проведение исследований по оценке воздействия на окружа- ющую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;
3) подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться на этапе.
— представления первоначальной информации;
— проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду на- мечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реа- лизации этой деятельности, которые принимаются органами госу-
Экологическая оценка хозяйственной деятельности
дарственной экологической экспертизы. Материалы по оценке воз- действия на окружающую среду должны включать резюме нетех- нического характера, содержащее важнейшие результаты и выво- ды оценки воздействия на окружающую среду.
Состав материалов по оценке воздействия на окружающую сре- ду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду, зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную дея- тельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хо- зяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации. Положением об ОВОС предусмотрено Ти- повое содержание материалов по оценке воздействия на окружаю- щую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в ин- вестиционном проектировании.
§2. Понятие и принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза является вторым и завершающим этапом экологической оценки намечаемой деятельности. В отличие от процедуры ОВОС процедура экологической экспертизы урегу- лирована специальным федеральным законом — Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспер- тизе». До принятия указанного Закона проведение государствен- ной экологической экспертизы регламентировалось подзаконными нормативными правовыми актами.
Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» определяют экологическую эксперти- зу как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение до- пустимости реализации объекта экологической экспертизы в це- лях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализа- ции объекта экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза основывается на принципах, кото- рые имеют не только декларативное, но и важное практическое значение. К принципам экологической экспертизы относятся, в ча- стности: презумпция потенциальной экологической опасности лю- бой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязатель-
90 • Глава 7
ность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической эксперти- зы; независимость экспертов экологической экспертизы при осу- ществлении ими своих полномочий в области экологической экс- пертизы.
Указанные принципы могут применяться судами при разреше- нии конкретных споров. Например, при решении вопроса о том, возможно ли проведение государственной экологической экспер- тизы после постройки объекта, суды исходят из принципа прове- дения экологической экспертизы до реализации хозяйственной деятельности и делают вывод о том, что проведение государствен- ной экологической экспертизы после реализации хозяйственной деятельности законодательством не предусмотрено.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об экологической экспертизе» предусмотрены два вида экологических экспертиз: государственная экологическая экспертиза и общественная эколо- гическая экспертиза. На практике могут проводиться иные эколо- гические экспертизы: ведомственные, научные и иные, однако они не влекут юридических последствий, которыми обладает особенно государственная экологическая экспертиза.
|