Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сущность анимации в социально-культурном сервисе и туризме

Поиск

Основные понятия туристской анимации. Туристская анимация сегодня

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Социологи отмечают рост бюджета свободного времени и изменение в связи с этим интересов и потребностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности.

Досуговая сфера превращается в пространство реализации Гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педагогических проектах.

Термин «анимация» (от лат. animation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX века во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Рис. 7. Предпосылки возникновения туристской анимации

 

Хотя и прослеживается история связи развлечений и гостеприимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации (рис. 7).


Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби).

Урбанизация создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствие является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, познакомиться и пообщаться с ними. И, как следствие этого, – повышенный спрос на такие туристские услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентирован-ные туры, экскурсионно-развлекательные маршруты, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (анимационных программ), которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

Функции туристской анимации

Анимационная деятельность играет важную роль в структуре туристского продукта и выполняет ряд очень важных функций. Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция. В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации (рис. 8):

- адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки
к свободной, досуговой;

- компенсационную, освобождающую человека от физической и
психической усталости повседневной жизни;

16 Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 72


- стабилизирующую, создающую положительные эмоции и
стимулирующую психическую стабильность;

- оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

- информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

- образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в
результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

- совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

- рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д.

Рис. 8. Основные функции туристской анимации

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило большое количество видов анимационной деятельности, а также анимационных программ и мероприятий.

Типология анимации

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалитетах, в парках, клубах и ассоциациях, в организациях и учебных заведениях. Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и учебных заведений (детских, юношеских,


студенческих, для пенсионеров, семей, инвалидов, для национальных меньшинств и т. д.).

Типология туранимации17 представлена на рис. 9.

Рис. 9. Типология туранимации

Рекреационная анимация – вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения, т. е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация – это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т. д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие.

17 Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб. пособие / Н. И. Гаранин, И. И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 22.


При подготовке анимационных программ необходимо учитывать возраст туристов, национальность, место проведения анимационной программы.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

1. Анимационные туристские маршруты (анимационно-туристские маршруты) – целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, перемещения от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби). К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

 

 


2. Дополнительные анимационные услуги в технологических
перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных
туристских услуг, оговоренных в турпакете, действующие в
обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в
случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров,
на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных
курортах и т. д.

3. Гостиничная анимация – комплексная рекреационная услуга,
основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и
совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной

 


программой туркомплекса. Преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении.

Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл; для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т. д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении удовлетворяет потребность современного
человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными
переживаниями;

- анимация через переживание удовлетворяет потребность в
ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях,
а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация удовлетворяет потребность человека в
творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и


установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация и спорт

Основа единства анимации и спорта состоит в том, что и туристская анимация, и спорт способствуют стимуляции жизненных сил, вовлекают отдыхающих в активную деятельность, т. е. выполняют спортивно-оздоровительную функцию.

В настоящее время практически ни один отель, турбаза, туркомплекс не обходятся без спортивных площадок, тренажерных и спортивных залов. Конечно, большую часть отдыхающих настоящими спортсменами не назовешь, но приобщение их к активной деятельности, спортивным играм, регулярным занятиям спортом является уже само по себе шагом к оздоровлению и способствует стимулированию жизненных сил.

Для проведения спортивных мероприятий на высоком уровне необходимы квалифицированный персонал для каждого из предлагаемых видов спорта и хороший инвентарь. Спортивные игры, соревнования, занятия аэробикой, плаванием в туркомплексах и отелях организуют тураниматоры под руководством опытных спортивных менеджеров-инструкторов. Организацией специализированных туров на спортивные игры, соревнования, олимпиады занимаются туристские фирмы.

Крупные курортные и туристские комплексы имеют отдельные специализированные спортивные клубы, при создании которых обязательно учитываются географические, рекреационные особенности местности и традиции страны.

Если туркомплекс находится на берегу моря или какого-то крупного водоема, туристам предлагаются занятия парусным спортом, серфингом, водными лыжами, гребля на каноэ и др. Туркомплексы, расположенные в горах, предоставляют возможность катания на горных лыжах и пр. В том или ином туркомплексе при наличии соответствующей материальной базы и тренеров в качестве основных могут быть предложены и другие виды спорта и развлечений: верховая езда, теннис, стрельба из лука, полеты на аэростате, футбол, боулинг, бильярд, гольф и др.

Специализированные спортивные клубы при туркомплексах разрабатывают и предлагают свои мероприятия и программы, работая в


тесном сотрудничестве с анимационной службой комплекса. Чем теснее будет содружество спорта и туристской анимации, тем больший оздоровительный и экономический эффект оно принесет.

Наряду с отдельными видами спорта в туркомплексе могут предлагаться и спортивные занятия общеукрепляющего характера (пробежка по утрам, лодочные прогулки, джип-сафари, рафтинг, велосипедная, пешеходная прогулка, ритмичные занятия под музыку, танцы, водная аэробика). Анимация и спорт тесно взаимосвязаны и имеют большое значение в туризме, поскольку являются привлекательными факторами для туристов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.009 с.)