Психолого-педагогические возможности игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические возможности игры



Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Она является психологическим экспериментом, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того – чаще всего неожиданны. Многие факторы создают вокруг психологических игр ауру привлекательности и вместе с тем подразумевают трудности организационного характера: прежде всего нужно определить психологические особенности личности игрока (туриста), а для этого необходим профессионал, высококвалифицированный ведущий – аниматор, разбирающийся в основах психологии.

Большая психологическая игра – это целостное, законченное, совершенно самостоятельное действие, достаточно продолжительное по времени и имеющее внутреннюю систему целей и правил. Эта игра позволяет участникам получить ценный опыт для их реальной жизни. Психологическая игра принципиально отличается от других видов игры тем, что для своих участников она выступает как деятельность, захватывает человека целиком, т. е. это единство мыслей, чувств и движений, это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.

Игра, как психологический метод, может быть использована для того, чтобы научить туристов:

- жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир
и игровые отношения;

- быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;

- осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.


Задачей анимационной деятельности в процессе игры, на отдыхе, является создание условий для формирования у всех участников субъективной позиции по отношению к другим людям и к своей жизни.

Виды психологических игр

1. «Игровые оболочки» – самый распространенный и простой вид
игры. В данном случае игра используется как некоторое обрамление,
общий фон психологической, педагогической, воспитательной,
художественной или театрализованной работы, которая по своей сути
может быть не игровой, а всего лишь тренинговой. Например: туристы
попадают в волшебный мир, где предстоят испытания. Каждое испытание
представляет собой задание на развитие определенных навыков,
отношений в группе и т. д. Здесь игра выступает «мифом», защитным
слоем тренинговой работы, делая ее более привлекательной и интересной
для участников.

«Игровые оболочки» могут быть самыми разными: путешествие на поезде от станции к станции, движение внутри от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер-классами.

2. «Игра-проживание» – это более сложный вид игры как для
туристов-участников, так и для ведущего менеджера-аниматора. Для него
сложность может представлять управление игровым процессом, для
участников опасность связана с необходимостью включаться в отношения,
выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» с непростыми
вопросами. Эта игра позволяет создать условия для совместного и
одновременно индивидуального придуманного пространства, построения в
его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей
личного существования в данной ситуации.

Возраст игроков может быть любой. Например, игра в жизнь на «волшебной поляне», на которой каждый обустраивает свой домик, а затем налаживает отношения с соседями, не имеет возрастных ограничений.

Для «игры-проживания» можно придумать множество игровых пространств: необитаемый остров, фантастические миры (неосвоенная планета, доисторическое время, в которое группа туристов попала с помощью машины времени.

3. «Игра-драма» – вид игровой деятельности, который можно
успешно применять в отелях, на туристских базах, в автокемпингах. За
содержанием сюжета и изысками антуража любой «игры-драмы» стоит
необходимость самоопределения каждого участника в конкретной игровой
ситуации и совершения личного выбора. Важно уметь делать выбор,
понимать последствия, устроить свою жизнь в контексте сделанного
выбора: ставить цель, организовывать деятельность, устанавливать
отношения с другими людьми. «Игра-драма» ориентирована на решение


психологических задач, ее квинтэссенция – ситуация совершения выбора. Значительная часть игрового времени уходит на то, чтобы «вживить» участников в их роли и ситуацию. Для этого применяются самые разнообразные приемы: внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, присвоение участникам сюжетных статусов, ролей.

4. «Деловые игры» – это игры, направленные на освоение, осмысление
инструментальных задач, связанных с построением реальной
профессиональной деятельности, достижением конкретных целей,
структурированием системы деловых отношений участников.

«Деловые игры» с детьми могут носить несложный сюжетный характер или иметь вид организационного семинара. Их можно разделить на три вида. В играх первого вида дети решают сугубо инструментальные задачи – планируют свое ближайшее и отдаленное будущее, но действие в целом имеет игровую структуру и логику. Второй вид – «организационные игры», более сложные, так как в них нет сюжетных линий и заданного извне эмоционального фона отношений.

Перспективное направление – «проектные игры». Их назначение – формировать проектное мышление участников, умение работать с проблемой. Они учат ребят строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. «Проектные игры» с детьми должны иметь сюжет.

5. «Психологические акции» – это игровая среда, которая на
определенное время создается в пространстве коллектива. Она не мешает
разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет
некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких «акций» – расширение жизненного пространства
участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов,
чувственных красок, культурных значений. Жизнь богаче, чем вы ее
воспринимаете
– такова идея данного действа. «Психологические акции»
могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников
или длительности проведения.

Важные особенности «акций» – ненавязчивость и необычность. Они не мешают существовать в обычном режиме тем, кто не хочет их замечать, и окрашивают в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться.

Создание большой психологической игры – совершенно особый творческий процесс, который трудно привести к определенному алгоритму и описать технологию. Создание игры начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной проблемы, определяют всю стратегию создания игры.

Следующий шаг в создании игры – определение ее вида. Кроме задач, необходимо учитывать особенности группы, опыт участия детей в


психологических процедурах, степень доверия друг другу и ведущему и многое другое.

Самый волнующий и ответственный этап – создание (нахождение) подходящего сюжета и конструирование сценария.

Волшебный сюжет обладает замечательным свойством, он позволяет конструировать сценарий под собственную логику, которая может идти вразрез или, скажем, параллельно реальной логике. Это открывает широкие возможности для управления ситуацией, подстройкой сюжета под задачи. Скажем, в нужный момент появляется «добрая фея» с подсказкой или у героев возникают невозможные в реальности качества, с помощью которых они могут справиться со сложной ситуацией, и это ничуть не мешает игре.

Волшебные сюжеты привлекательны для детей 6-10 лет. Они сами по себе мотивируют ребят на активное участие и предъявляют определенные требования к ним, в частности, к уровню развития их воображения. Дети с бедным воображением или чрезмерно увлеченные компьютерными играми часто с большим трудом включаются в волшебную игру.

Метафорические сюжеты погружают участников игры в миры, подобные реальному миру.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время все больше туристских предприятий и спортивно-оздоровительных учреждений стали заботиться о предоставлении такой дополнительной услуги, как анимация. Слово это довольно быстро прижилось в кругах специалистов туристского профиля. Аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Целью данного курса является формирование у студентов основных знаний и понятий анимации в туристической, гостиничной и экскурсионной деятельности.

Курс лекций поможет сформировать базовые знания в области теории и практики анимационной деятельности; выработать навыки в методике подготовки, технике проведения спортивно-оздоровительных программ, развлекательных, детских; раскрыть основы анимационной деятельности, познакомить студентов с особенностями проведения анимационных программ для различных возрастных групп.

С помощью понятия технологии культурно-досуговой деятельности
могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс
ее функционирования. Непосредственное бытие личности и доминанты
культурно-досуговой деятельности обусловлены характерами

ментальности, ориентирами духовно-нравственных ценностей и являются самой сутью технического процесса. Стержнем культурно-досуговой деятельности служит удовлетворение круга человеческих потребностей.

Многообразные виды культурно-досуговой деятельности, которыми занимается человек, обладают определенными характеристиками сложившихся значений, устоявшихся традиций, отобранных норм и образцов поведения на основе потребностей, мотивов и целей, условий и средств достижения результатов; действий и операций; предмета и продукта деятельности и являются составляющими механизма технологии. Научно доказано, что любой вид целенаправленной человеческой деятельности при условии превращения последней в самодеятельность, т. е. в деятельность, свободную от внешнего принуждения, становится основой развития и приложения ее сущностных сил. Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые потребности и, прежде всего, потребность в творчестве.

Туристская анимация – это наиважнейшая часть совокупной деятельности на туристском предприятии, выражение высокой степени ее профессионализма, важнейшая составная часть турпродукта. Поэтому, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, анимация должна быть планируемой, четко регламентируемой, организационно управляемой и обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами. Конечной целью туристской анимации является


удовлетворенность туриста отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции туристской анимации. Значение туристской анимации заключается в повышении качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличении количества постоянных клиентов и спроса на турпродукт; повышении нагрузки на материальную базу турпредприятия, а, следовательно, и в повышении эффективности ее использования, доходности и рентабельности туристской деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Билич Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии / Г. Л. Билич, Л. В.
Назарова. – СПб, 1998.

2. Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке
менеджеров туризма / И. И. Булыгина // Актуальные проблемы туризма 99.
– М., 1999.

3. Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах / Н. И.
Гаранин // Актуальные проблемы туризма 99. – М., 1999.

4. Гаранин Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н. И. Гаранин И. И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2004.

5. Громова И. А. Православные и народные праздники / И. А. Громлова. – М.: Дрофа-плюс, 2005.

 

6. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / А. Д. Жарков. – М.: Профиздат, 2002.

7. Жаркова Л. С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учеб. пособие / Л. С. Жаркова. – М.: МГУК, 1994.

8. Жуков М. Н. Подвижные игры: учебник для педвузов / М. Н. Жуков. – М.: Академия, 2000.

9. Здоровый образ жизни студента / А. В. Беляев и др. – Иркутск, 2003.

 

10. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А. Д. Жданова и В. М. Чижикова. – М., 1998.

11. Круглов Ю. Г. Русский обрядовый фольклор / Ю. Г. Круглов. – М.: Совр. писатель, 1999.

12. Курило Л. В. Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации: учеб. пособие / Л. В. Курило; Рос. международ. акад. туризма. – М.: Советский спорт, 2006.

 

13. Приезжева Е. М. Социально-культурная анимация в туризме: учеб.-метод. пособие / Е. М. Приезжева. – М.: РИБ «Турист», 2003.

14. Приезжева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: учеб.-метод. пособие / Е. М. Приезжева; Рос. международ. акад. туризма. – М.: Советский спорт, 2005.

15. Приезжева Е. М. Анимация в туристском обслуживании: Рабочая тетрадь / Е. М. Приезжева; Рос. международ. акад. туризма. – Химки, 2008.

16. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-
этнографического исследования / ст. коммент. И. В. Пешкова – М.:
Лабиринт, 2000.

17. Русский праздник: Праздники и обряды народного
земледельческого календаря. Илл. энциклопедия / Авт.: О. Г. Баранова и
др. – СПб.: Искусство, 2001.

18. Сценарии праздников и вечеринок. – М.: РИПОЛ классик, 2009.


19. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / под ред.
Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Академия, 2002.

20. Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-
культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова.
– М.: Академия, 2008.

21. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых / Н. В. Чудакова. –
М., 1997.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.10 (0.021 с.)