Монологические и диалогические формы информационно-анимационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Монологические и диалогические формы информационно-анимационной деятельности



Для подготовки и осуществления анимационной программы необходимо научиться интересно и увлекательно рассказывать, т. е. профессионально использовать монологические и диалогические формы информационно-анимационной деятельности.

Анимационные мероприятия необходимо строить с учетом следующих принципов:

- нельзя допускать однообразия сообщений;

- необходимо чередовать материал, различный по характеру;

- нужно создавать непрерывную смену информации;

 

- важно применять элементы новизны, непредвиденности, неожиданности;

- следует привлекать и удерживать внимание слушателей эмоциональными, динамичными, взрывными эпизодами, активностью происходящего на сценической площадке;

- полезно следить за постоянной сменой впечатлений, чередовать
речевые, музыкальные, шумовые, световые и зрительные элементы.

Монолог – один из элементов сценария анимационного мероприятия. Данная форма используется на встречах, тематических вечерах, в устных журналах, являясь основой театрализованных представлений (репризы ведущих, фельетоны, комментарии, стихи, песни, объявления номеров). Важно привлекать к выступлениям людей, владеющих приемами устной речи, умеющих говорить правильно, ярко, образно, выразительно.


Мастерство сценариста заключается в умении:

- подготовить текст для исполнителя;

- передать характер выступающего;

- подчеркнуть эмоциональную сторону речи;

- выразить особенности жанра.

Речевую партитуру (совокупность сюжетных линий произведения, программа каких-либо действий) необходимо строить по принципам правдивости, грамотности, ясности, четкости, простоты выражения мысли, избегая банальных, штампованных, чуждых для русского языка слов и выражений.

Необходимо отказаться от такого оратора, который в своем выступлении коверкает слова, выражает мысли сухим, казенным текстом, отходит от намеченного плана, злоупотребляет терминологией, допускает употребление «слов-паразитов», нецензурных выражений, ведет себя неестественно или грубо по отношению к зрителям.

Диалог (греческое dialogos)

1) форма устной речи, разговор двух или нескольких (полилог) лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (например, диалоги Платона).

2) (в переносном смысле) переговоры, свободный обмен мнениями, например политический диалог22.

Диалог в сценарии тесно связан с действием. Он возникает, когда сценаристу нужно показать столкновение разных мнений и интересов характеров. В основе диалога лежит драматический или комедийный конфликт, раскрывающий противопоставление состояний, настроений, мнений действующих лиц.

Большую роль в диалоге играет ситуация. Новые обстоятельства выдвигают новые мотивы разговора. Настоящий диалог обязательно подразумевает обращение собеседников друг к другу и слушателям. Часто мероприятие сопровождается умелым сочетанием диалога и монолога.

Важнейшее профессиональное требование к любому выступающему – это высокая культура речи. Без владения словом нельзя рассчитывать на успешное проведение мероприятия. Профессиональный оратор должен помнить, что его речь перед слушателями – это речь устная, отличающаяся от письменной рядом качеств. Основные черты устной речи:

- преобладание простых предложений над сложными;

- экспрессивность, эмоциональность, непринужденность, образ-ность;

- использование изобразительно-выразительных средств;

22 Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl (дата обращения: 1.10.2011 г.)


- широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;

- активное использование внелексических средств (интонации,
ударения, пауз, темпа речи и т. п.);

- проявление творческой индивидуальности.

Подготовленная устная речь, безусловно, отличается большей продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий должен стремиться, чтобы его речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение.

Также важно помнить, что основой любой публичной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.

Общие требования к сценарию заключаются в том, что лексическая, синтаксическая и стилистическая структура речи персонажей должна определятся характерами действующих лиц, их эмоциональным состоянием, обстоятельствами действия, ярким и образным языком, правильностью выбора слов и выражений.

В массовых жанрах и эпизодах можно предусмотреть диалог с публикой. Он строится на предвидении реакции зрителя и заготавливается в нескольких вариантах. Публике в этом диалоге отводится место для угадывания предметов, отгадывания загадок. Диалог с публикой чередуется с монологом ведущего, который объясняет правила игры, задает вопросы, объявляет победителей. Работая над подобным диалогом, сценарист должен заготовить остроумные и оригинальные ответы, предложения; по характеру они должны соответствовать определенной аудитории, ее возрастному, культурному уровню и воспитанию.

При подготовке выступления специалист-аниматор должен обратить внимание на правила общения с аудиторией:

1. Нужно владеть мимикой, выражением своего лица, силой голоса,
дикцией, артикуляцией; уметь стоять, двигаться, пользоваться жестами,
добиваться максимального контакта с аудиторией.

2. Важно широко использовать метод импровизации, проявлять
уверенность, стараться вызывать положительную реакцию слушателей.

3. Речь должна иметь эмоциональную окраску, захватывать внимание
слушателей, создавать атмосферу сопереживания, эстетического наслаждения.

Усиление речи

Сценарист может использовать радио как возможность ведения вечера без выхода ведущего на сцену. Голос за сценой (в микрофон) подчас дает бóльший эффект. Звукозапись и радиоаппаратура дают возможность широко использовать музыку и шумы, фонограммы выступлений известных государственных и политических деятелей, деятелей науки, культуры и искусства.


VIII. ПОДГОТОВКА И РАЗРАБОТКА АНИМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ, МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕРТОВ, ВЕЧЕРОВ ОТДЫХА

8.1. Особенности подготовки и разработки анимационных программ

История массовых форм праздников свидетельствует, что во все эпохи, во всех странах для человечества была характерна тяга к массовым представлениям, зрелищам, театрализованным праздникам. Это объясняется тем, что массовый праздник является выражением эмоционального настроя масс, и при грамотной и профессиональной организации праздника согласуются, приходят в соответствие интересы государства и настроение народа.

Сегодня также невозможно представить нашу жизнь без праздников, которые предусматривают разнообразный комплекс политических, культурных, художественных, эстетических, анимационных действий.

Праздник – это мероприятие с активным, творческим участием населения, посвященное выдающимся событиям, традиционным датам, юбилеям, чествованию работников определенных профессий.

К подготовке праздника необходимо относиться с чувством высокой ответственности, наделять каждую программу индивидуальными качествами, использовать психологические нюансы, отражать в празднике не только факты, но и свое мироощущение, идейную убежденность, взволнованность, гражданскую позицию. Поэтому организацией массовых праздников должны заниматься специально подготовленные режиссеры, постановщики, профессионалы, специалисты-аниматоры, что позволяет избежать штампов, ремесленничества, шаблона.

Театрализованной частью праздника может быть массовое представление, которое, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами, предполагает разделение масс на исполнителей и зрителей.

Массовый праздник предполагает одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия. Каждый участник может выбрать для себя любой объект внимания, в то время как представление этот объект предопределяет.

Драматургия массового праздника предполагает четкое понимание идеи праздника, осознание темы, основных задач, раскрытие величия происходящего события, стремление мобилизовать зрителей на решение важного вопроса.

Драматургия массового праздника зависит от ряда обстоятельств:

- от места и масштаба действия массового праздника;

Праздник по своему масштабу может быть общегородским, общенациональным, туристским, клубным, детским, молодежным, студенческим. Он может проходить в городе, в сельской местности, на


стадионе, в Доме культуры, в зоне отдыха, в парке, на туристской площадке, в школе, в институте. От удачно выбранного места проведения массового праздника зависит высокий эмоциональный настрой публики и успех задуманного.

- от использования художественных средств;

К ним относятся: декорации, оформление сцены, площади, игровой площадки; атрибуты, которые используются в процессе представления; дополнительные элементы праздника: фейерверк, салют, запуск голубей, воздушных шаров, полет самолетов и т. п., помогающие выразить идею праздника.

В качестве средств выразительности и воздействия на зрителей используется компоненты: танец, песня, эмоционально-живая картинная композиция, предполагающая мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.

Тема массового праздника определяет характер проведения праздника, от нее зависит ход событий и развертывание действий. Чтобы раскрыть тему, нужно наполнить содержанием, выстроить в логической последовательности подачу материала, найти соответствующий образ, соответствующий идее, ритму, темпу, музыкальному оформлению. Именно тема диктует подбор концертных номеров, песен, танцевальных композиций, театрализованных сюжетов. Примерные темы массовых праздников: «День города», «Праздник цветов», «День всех влюбленных», «Праздник урожая».

Создание сценария праздника – первый этап подготовки массового праздника. Он определяет пути реализации темы, идеи, сверхзадачи массового праздника; решает вопросы индивидуализации, неповторимости каждого праздничного театрализованного действия. Создание сценария является совместной работой драматурга, режиссера, постановщика, художественного руководителя, группы специалистов-аниматоров, художников, композиторов, музыкального оформителя.

Участники праздника делятся на две группы:

- непосредственные, активные участники – актеры, работники сферы культуры, специалисты-аниматоры, технические работники;

- пассивные участники – туристы, экскурсанты, зрители.

Важная задача специалистов-аниматоров – объединить обе группы, установить тесную связь, контакт между действием и восприятием. Туристы должны сопереживать, активно включаться в действие праздника, эмоционально выражать свое отношение. И тогда, благодаря азарту аниматоров, доходчивой и понятной форме, увлекательному действию, часть пассивных зрителей переходит в разряд активных участников.

Важными способами повышения заинтересованности зрителя в ходе массового праздника являются:

- активное включение зрителя в действие;


- максимальное сближение исполнителей и зрителей путем
превращения зрителей в участников массового действия;

- эмоциональное воздействие на зрителя (игровое, музыкальное, световое, цветовое, фейерверк);

- привлечение внимания участников к аттракционам, конкурсам, игровым элементам;

- поощрение заинтересованности зрителя сувенирами, подарками, сюрпризами.

Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике надо искать как можно больше рассредоточенных центров, органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавального шествия, маскарадных шоу, фестивалей, которые требуют четкого ритма, площадок для танцев, аттракционов, свободы для движения актеров в театральных костюмах, проезда декорированных машин.

В сценарии массового праздника необходимо предусмотреть порядок движения колонн, продумать организацию митинга, спланировать приход зрителей.

Сценарий массового праздника содержит: начало, развитие, кульминацию, финал. Степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичность, контрастность, концентрация внимания зрителей, их заинтересованность, строгое взаимодействие эпизодов определяются режиссером в рамках сценария.

Большое значение в раскрытии темы, подъеме настроения, эмоциональном воздействии играет художественное и музыкальное оформление территории праздника, ритм, темп, исполнительские и актерские силы, режиссерская фантазия, театральные костюмы, поэтический настрой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.02 с.)