Сценарий как основной вид драматургии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий как основной вид драматургии



Одно из существенных качеств анимационно-театрализованного вечера – построение его по драматургическим законам на основе сценария или сценарного плана. Рассмотрим основные понятия драматургии.

Драматургия – принцип сценического воплощения отдельных произведений (драматургия спектакля, фильма, сказки, поэмы, анимационно-театрализованной программы). Основное правило организации материала по драматургическим законам – это развитие действия по нарастающей. Нарастание интереса у аудитории организатор должен вызывать различными средствами и приемами, поэтому весь материал важно расположить по принципу нарастания как его значимости, так и интереса зрителей.

Основой для подготовки и проведения анимационно-театрализованных представлений является специально написанный сценарий (от итал. scenario) – литературная основа действия представления. В сценарии указываются: действующие лица; оформление сценической площадки, где происходит представление; музыкальные композиции, диалоги, монологи.

В сценарии вечера могут быть использованы:

1) Выступления реальных героев на сцене или зафиксированные на видеопленку;

2) Оглашение официальных документов (приказов, указов и др.);

3) Эпистолярные документы (письма, дневниковые записи и т. п.);

 

4) Фотодокументы (из личных и государственных архивов, относящиеся к раскрытию данной темы);

5) Кинодокументы (фрагменты документальных фильмов или собственные съемки того или иного события, момента, важного для данной темы);

6) Элементы сказок, фольклора, эпоса.

Сценарий анимационной программы театрализованного

представления или его сценарный план являются основным документом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и светозвукового оформления, проведения и организации всех репетиций, изготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для представления и т. д.

Сценарий состоит из отдельных эпизодов. Каждый эпизод подчиняется общей драматургической структуре, единой теме, идее и сквозному приему, но имеет и свою внутреннюю драматургическую законченность, развитие, нарастание и стремление к разрешению внутри целого действия.

Структура сценария вечера содержит: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и финал.


Экспозиция (от лат. ехрositio – описание, изложение) экспонирует, предъявляет тему вечера, вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства действия. Представляются действующие лица, участники и герои повествования. Экспозицию можно назвать прологом.

Завязка – событие, с которого и начинается развитие действия. Тесно связана с экспозицией.

Развитие действия – самый долгий по времени отрезок действия, который может состоять из нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей. Действие вечера, которое должно развиваться по нарастающей, невозможно организовать без определения конфликта.

Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжения в развитии действия. Это самый яркий, эмоциональный эпизод или часть его.

Развязка – разрешение конфликта, победа одной из противоборствующих сторон.

Финал – это своего рода эпилог, т. е. окончательное прояснение всех ситуаций, разрешение главных и побочных конфликтов.

Для усиления значимости произведения, повышения эмоционального воздействия, соединения отдельных эпизодов используют приемы монтажа.

Монтаж – это творческий процесс в создании сценария, подразумевающий отбор лучших номеров представления и включение их в единое целое в соответствии с режиссерским замыслом.

Наиболее часто в сценариях представлений применяются следующие приемы монтажа:

а) последовательный прием – каждый материал логически продолжает
содержание и настрой предыдущего;

б) параллельный прием – в одно и то же время разрабатываются и
сопоставляются две параллельные линии повествования, жизни двух
героев, две линии поведения и т. п.;

в) прием контрастного сопоставления материала
противопоставление разных по содержанию и настроению материалов;

г) прием лейтмотива – использование повторяющегося фрагмента
музыки или действия;

д) ретроспективный прием – переход из настоящего в эпизод,
повествующий о событиях прошлого;

е) ассоциативный прием – самый сложный, рассчитанный на то, что в
момент художественного стыка двух эпизодов у зрителя возникнут
определенные ассоциации.

Для проведения анимационной программы театрализованного представления создается особая инициативная группа, оргкомитет.

В обязанности членов оргкомитета входит:

- разработка сценария анимационной программы театрализованного представления; подготовка выступающих;


- поиск интересных людей, их интервьюирование, беседа с ними, подготовка их выхода на сцену;

- включение в сценарий определенных эпизодов согласно развитию действия и драматургическим законам;

- оформление зала, фойе, вспомогательных аудиторий;

- подготовка рекламы, афиши, пригласительных билетов.

Существенным компонентом анимационной программы

театрализованного представления является разнообразная зрелищная программа, включающая номера, кинофрагменты, танцы, музыку, театрализованные фрагменты, конкурсы, игры.

Каждая анимационная программа театрализованного представления требует ряда репетиций с исполнителями и творческими коллективами. Каждый номер должен вписаться в единое действие, в структуру представления. При этом важно помнить о том, что собой представляет эпизод, в который включается номер, завязка или кульминация.

После репетиций отдельных номеров проводятся сводные репетиции, их должно быть не менее двух-трех. Затем следуют монтировочные репетиции – световые, музыкальные, техническое оформление действия. И в заключение – генеральная репетиция. Здесь важно почувствовать слаженность всего механизма предстоящего зрелища.

Запись сценария анимационной программы театрализованного представления состоит из следующих элементов:

- описание места действия, его оформления и декораций;

- описание действия;

- использование техники (технические замечания).

Рассмотрим каждый из названных элементов.

Описание места действия, его оформления и декораций

В описательной части дается предварительное решение сценической площадки театрализованного представления. Описание служит отправным пунктом для работы художника по оформлению сценической площадки, зала, фойе.

Надписи и текстовые элементы оформления служат девизом, лозунгом или эпиграфом, под которым проходит мероприятие. Тексты оформления должны быть лаконичными, выразительными, красочными. Применяется оформление в виде планшетов, в которых отражается основная мысль эпизода.

Существует прием условного оформления сценической площадки. Для создания обстановки действия используются цветовые и световые эффекты, кубы, торцы которых окрашены в разные цвета, и по ходу представления они используются на игровой площадке в разных вариантах.


Описание действия

Большое значение при подготовке массовых театрализованных представлений имеют точные описания действий на сцене, поступков героев, театральных жестов, костюмов персонажей, которые раскрывают особенности внешности, характера, обеспечивают яркость исполнения актером роли.

Использование техники

Одним из элементов сценария являются прямые указания сценариста по технике выполнения той или иной части сценария. Кинопроекция позволяет ввести в сценарий материал, снятый заранее; документальные, научно-популярные, художественные фильмы; мультипликацию или перенести на экран действие, происходящее на сцене. Диапроекция дает большие возможности драматургу: в документальных, научно-популярных жанрах позволяет быстро вводить в действие географические и живописные элементы. Схемы, диаграммы, карты, планы, рисунки, портреты, фотографии, слайды, чертежи, сменяясь на экране, помогают сценаристу более наглядно раскрыть свой замысел. Диапроекция при большом увеличении способна заменить декорацию и оформление. Действие может моментально перенестись в любую эпоху, любой край земли, на любую планету.

Световые эффекты

Помимо обычной общей освещенности сцены, большой эффект дает использование локального света и цветных фильтров, которые помогают привлекать внимание к новому эпизоду сценария, создавать определенные смысловые и композиционные элементы вечера: сценическую площадку разделить на участки; вести параллельное действие; направить световой луч в ложу или на балкон, в проход между рядами.

Цветной свет придает смысловое звучание сцене или эпизоду. Драматургическим приемом является частичное или полное затемнение сцены. Прожекторы при необходимости можно сфокусировать в форме круга, квадрата, овала, звезды, цветка. Известны световые эффекты падающего снега, дождя, звездного неба, радуги, северного сияния.

Механизмы сцены

Разрабатывая сценическое действие, следует иметь в виду возможность использования занавеса, кулис, поворотного круга, блоков для подвесок, опускающегося и поднимающегося киноэкрана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.014 с.)