Валеология как теоретическая основа туристской анимации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валеология как теоретическая основа туристской анимации



Культура здоровья как глобальная проблема неотъемлема от других проблем человека. Она возникает вместе с ним и изменяется вместе с процессом общечеловеческой культуры. Здоровье актуально во все периоды индивидуального развития организма: от рождения и до смерти, в полном здравии и при болезни.

Человек связан отношениями с обществом и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без учета широкого спектра социально-педагогических и социально-психологических факторов. По данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека на 50 % зависит от его образа жизни.

Проблема сохранения здоровья через формирование здорового образа жизни тесно переплетается с возрождением культуры здоровья, валеологической культурой.

Валеология – интегральная наука о здоровье: взаимосвязи между здоровьем и определяющими его факторами (экологическими, генетическими и др.), о комплексе социальных, экономических и психологических условий жизнедеятельности человека; «профилактике» индивидуального психического, физического, профессионального и общественного здоровья (в том числе через туризм и туристско-экскурсионную деятельность).

В настоящее время ведется поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной самодостаточности. Необходимо обратить внимание на сферу анимационной деятельности, благодаря которой человек восстанавливает свои психические и физические силы.

Валеология исходит из современных представлений о закономерностях живой природы и человеческого общества. В то же время валеология – это комплекс наук о формировании здоровья, причинах, методах и средствах его развития и сохранения. Валеология ставит целью формирование у человека научных знаний о здоровье и потребности в поддержании здорового образа жизни.

В теоретическом плане целью данной науки является изучение закономерностей формирования здоровья человека и разработка методов моделирования здорового образа жизни.


В практическом отношении валеология должна реализовать цель, направленную на сохранение, укрепление и развитие психофизического здоровья человека.

Знание валеологии способствует изменениям в поведении, привычках, мыслях и желаниях человека, а также в образе его жизни. Это знание должно стать частью мировоззрения человека, чтобы реализоваться в повышении уровня жизнеспособности в окружающем мире, а также в совершенствовании соматического здоровья и морального, психического, социального и экономического поведения.

В формировании образа жизни и сохранении здоровья индивида большое значение имеет интеллектуальная и творческая деятельность. Чем больше места в трудовой деятельности занимают творческое начало, инициатива, личностные способности и знания, тем больше эта деятельность приносит удовлетворения и тем самым повышает устойчивость к заболеваниям. Развитие духовного мира человека, его способностей, творческого отношения к труду, к социальной сфере является основной стратегией валеологии по изменению образа жизни с целью сохранения и преумножения индивидуального здоровья.

Здоровье во многом зависит от жизненных ситуаций и усилий человека, способного активно регулировать состояние самочувствия с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самоорганизации, саморазвития. Для этого необходимы осознанная мотивация сохранения здоровья, знание своего организма, понимание своих психофизиологических возможностей. У большей части населения нашей страны эти предпосылки недостаточно развиты.

Для того чтобы решалась проблема формирования здорового образа жизни, необходимо воспитание соответствующей культуры: физической – управление движением; физиологической – управление процессами в теле; психологической – управление своими ощущениями и внутренним состоянием; интеллектуальной – управление мыслью и размышлениями. Представители профессий, которые несут воспитательный и обучающий потенциал, должны быть хорошо образованы в области валеологии, стать образцами здорового образа жизни.

Здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяют несколько компонентов (видов) здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное.

С точки зрения туристской валеологии виды здоровья можно соотнести с видами туристской анимации и формами анимационных занятий (таб. 3):


Таблица 3 Типология анимационной деятельности

 

Виды здоровья Виды туристской анимации Формы анимационных занятий
Соматическое Туристско-оздоровительная Поход, слет, туристские соревнования
Физическое Спортивно-оздоровительная Спортивные соревнования, фитнес, эстафеты, спартакиады
Психическое Зрелищно-оздоровительная Праздник, конкурс, фестиваль, карнавал, ярмарка, дискотека
Нравственное Познавательно-оздоровительная Обучающая Любительская Экскурсии, лекции, беседы, викторины, состязания знатоков и др. Обучение видам спорта, танцам, ремеслам и др.
  Комплексная Комбинированная экскурсия, поход выходного дня, участие в шоу-программе и др.

Соматическое здоровье текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития с использованием активной туристской анимации.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма за счет морфологических и функциональных резервов, обеспечивающих адаптационные реакции с возможным использованием умеренной туристской анимации.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет уровень общего душевного комфорта, обеспечивающий адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения посредством досуговой деятельности.

Нравственное здоровье – комплекс характеристики мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как она связана с общечеловеческими истинами – добра, любви и красоты, совершенствуя его компоненты: моральный, психический, соматический, социальный и экономический.

Здоровый стиль жизни – личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий, целостная система жизненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности в условиях жизнедеятельности и являющаяся средством самоактуализации личности. Дифференциация понятий «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, которая


разделяет разумное для одного и неприемлемое для другого. Степень оптимальности определяется тем, насколько выбор личности в рамках здорового образа жизни соответствует индивидуальным типологическим особенностям, системе потребностей.

Главной критериальной чертой здорового стиля жизни является его сопряженность с самоактуализацией, способностью самореализовываться. Исходя из сказанного, для субъектов жизнедеятельности выделены следующие критерии здорового стиля жизни:

- организационный (наличие полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания; пролонгированная регуляция времени; восприятие жизни в единстве ее прошлого, настоящего и будущего);

- гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);

- коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность);

- адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов
социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и общении);

- культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие
эстетического идеала, способность противостоять проявлениям
антикультуры, разумное следование моде);

- ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и
саморазвития, наличие валеологического идеала);

- эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая
устойчивость, оптимизм);

- индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и
самоуважения, сензитивность к себе, способность сохранять свою
уникальность и творчески реализовывать ее).

Гармония личности особенно важна в условиях жизнедеятельности. Для гармоничного развития человека необходимо повышение качества жизни, ведение здорового образа и стиля жизни.

К сожалению, здоровье в обществе, в первую очередь, из-за низкой культуры еще не заняло ведущего места в иерархии потребностей человека и его анимационно-общественной деятельности. Поэтому в воспитании отношения к здоровью, как главной человеческой ценности, наиболее эффективным средством, направленным в том числе и на физическое развитие личности (снятие нервных нагрузок, укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем), выступает общественная анимация в качестве предмета и метода социальной активности личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.009 с.)