Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хронология развития массовых празднеств и зрелищСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Древняя Греция История массовых праздничных действ насчитывает около 30 веков. Родились они в Древней Греции и отличались необычайной красочностью, массовостью и превосходной организацией. Древнейшими празднествами можно считать Дионисии. Дионис в древности был не только символом вина и плодородия, но и символом народного празднества, народного веселья и театральных представлений. Следует упомянуть четыре ежегодных праздника Диониса. Малые, или сельские Дионисии (в конце декабря – начале января) приурочены к первой пробе молодого вина, в эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т. д. Во время праздника Ленеи (в конце января – начале февраля) происходили театральные состязания, ставшие составной частью народного празднества. Праздник Анфестерий продолжался 3 дня (в конце февраля – начале марта). Первый день был посвящен детям, все дети в этот день получали подарки. Во второй день по Афинам ходили горожане, устраивая импровизированные процессии ряженых (персонажи из мифологии). Последний день посвящался памяти усопших. Великие, или городские Дионисии (в конце марта – начале апреля, во время весеннего равноденствия) – праздник весны, плодородия, здоровья. Мартовские Великие Дионисии – самый главный праздник Великих Дионисий. В первый из 7 дней Великих Дионисий праздничное шествие заполняло весь город. На четвертый день открывались трехдневные драматические состязания. Этими спектаклями заканчивались Великие Дионисии. Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. В Древней Греции проводились Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа. Сведения о происхождении игр утеряны, однако сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтвержденное празднование относится к 776 г. до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. Посвященные верховному богу Зевсу, Олимпийские игры проводились каждые четыре года летом в священной области Олимпия. На время их проведения объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну. Олимпийские игры способствовали развитию культуры, искусства и философии в древнем мире, так как они сопровождались представлениями артистов, певцов и музыкантов. Древний Рим В Древнем мире наряду с культурным туризмом и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий. Люди того времени охотно посещали массовые зрелищные мероприятия. Под открытым небом стали обустраиваться каменные сооружения – театры. Первый каменный театр в Риме был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. Зрелища проводились ежегодно, и ни один из императоров не жалел на них денег. После объявления о предстоящих гладиаторских боях или травле зверей в города Древнего Рима стекались тысячи жителей с разных концов империи. Пятилетние игры проводились по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр. Триумфы устраивались в честь победы над врагом и представляли собой массовые спектакли, прославлявшие республику, ее силу, могущество, мужество ее боевых легионов. Популярны были в Риме и луперкалии – празднования в честь Фавна, «Праздник перепутий» и малые триумфы – овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, а не въезжал на колеснице, как в большом триумфе. Средневековье и эпоха Возрождения Средневековая площадь была средоточием административной, общественной и религиозной жизни города, где стояли рядом церковь и ратуша. В определенные дни площадь становилась шумным рынком, где собирался буквально весь город и куда съезжались люди из дальних окрестностей. Именно в этих условиях появились первые ростки профессионального анимационного искусства – в сатирических песенках, акробатических трюках и танцах, исполняемых на ярмарке жонглерами, универсальными актерами-одиночками, предшественниками славного племени артистов театра и эстрады10. Искусство жонглеров, импровизаторов, акробатов впоследствии станет составной частью итальянского карнавального действа. Именно карнавальным играм – массовому театрализованному народному празднеству – обязаны зрелищные искусства рождением многих видов и жанров. Карнавал – это народной действо, уходящее своими корнями в древние фольклорные обрядовые игрища. Центром возникновения карнавала считается Венеция. К IX-X векам относятся наиболее ранние известия о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Как полагает историк средневековой культуры В. П. Даркевич, эти праздники достигли расцвета в XIV-XV веках, когда они собирали немало участников и гостей. Жанр религиозного театра, являвшегося частью многодневного массового действа, в основе которого лежало самодеятельное искусство городского плебса, называется мистерия. В мистериальных массовых зрелищах стал традиционным конфликт между богом и дьяволом. В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа. Своеобразие в карнавальное празднество внес XV век. Появились мимы, жонглеры, зазывалы, буффоны. Буффоны – те же шуты, основа искусства которых – злободневная сатира на городской быт и нравы. В XVI веке на карнавальном празднестве возникает одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения – комедия дель арте. Она арте несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власти и духовенству. В западноевропейском театре традиции постановки театральных спектаклей под открытым небом насчитывают тысячелетнюю историю, и отсчет ее нужно вести еще от времен театра Диониса. Первые лондонские театры возникли за городской чертой, так как муниципалитет изгнал за городскую черту все зрелищные предприятия, на которые валил народ. Театральные здания крыш не имели, спектакли в любую погоду игрались под открытым небом. Массовые зрелища в России Русские народные гулянья, скоморошьи игры и «глумы» неразрывно связаны с бытом народа. Это одна из составных частей духовной жизни русского человека – фольклора, неиссякаемого родника поэтических сил народа, веками создаваемого бесчисленными поколениями. В народном быту зародились массовые празднества и зрелища. Достаточно вспомнить 10 Жонглер, гистрион, шпильман, мим – так в разных странах Европы называли площадных народных увеселителей, на Руси их звали скоморохами. наиболее характерные из них: кузьминки (девичий праздник), семик, ночь на Ивана Купалу, веснянки, Масленицу, колядки. Во время этих праздников выстраивались балаганы, где ставили целые музыкальные спектакли, основанные на фольклорных истоках, выступали деды-балагуры, петрушечники, вожаки ученых медведей. Непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи. Скоморошьи игры и «глумы» превращались в самостоятельные спектакли, которые давали актеры-скоморохи на играх и братчинах. Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Петр I, устроив в Москве в 1697 году первое «триумфование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества, а также карнавальные шествия стали обычаем. В петровские времена многие придворные празднества сопровождались фейерверками, которые являли собой целые огненные представления, где были сюжет, развитие действия, кульминация и завершение. При Екатерине II театрализованные маскарады и представления являлись официозно-пышными дворцовыми зрелищами. Советская Россия Массовое народно-героическое представление, политически четко направленное, точно и убедительно выстроенное художественно, родилось в агиттеатре, который был рожден революцией. Театр народных масс с первых же дней советской власти принимал самое деятельное участие в культурной революции, проводимой в стране. В. И. Ленин, определяя в перспективе задачи культурной революции, говорил о создании в конечном итоге «культурной коммунистической страны». В праздничном шествии массовых площадных действ нашли образное воплощение устремления народа-победителя, с великим энтузиазмом приступившего к строительству новой жизни. Массовое самодеятельное движение в 1920-х годах проходило под лозунгом «За искусство», выражающее классовые задачи революции. В этот период практикуются различные виды культурного досуга: мистерия-буфф, митинг-концерт, массовые спектакли-обозрения, кружки самодеятельности в рабочих клубах, массовый агиттеатр. Все они способствовали формированию политических взглядов у зрителей. В современном представлении массовые праздники и зрелища также имеют множество разновидностей: • массовые постановки под открытым небом; • физкультурные праздники; • массовые представления-митинги; • юбилейные празднества; • фестивали искусств. Анализ истории анимационной деятельности по организации массовых празднеств и представлений показывает жизненность и большие возможности этого жанра. С давних времен он всегда идет в ногу с эпохой, став образным воплощением ее устремлений, надежд и являясь яркой характеристикой того или иного периода в жизни народа, развитии страны. Может быть, поэтому жанр насчитывает такое многообразие форм. Схематично эволюция анимационных программ и массовых празднеств и зрелищ показана на рисунке 5,
Рис. 5. Эволюция анимационных программ рисунке 611.
11 Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 40
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 3671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.01 с.) |