Русская народная культура как основа анимационного сервиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская народная культура как основа анимационного сервиса



В становлении и развитии русской народной культуры выделяют несколько основных этапов12:

- дохристианский период, связанный с древнеславянскими
верованиями (IV-X вв.);

- период утверждения христианства (X-XII вв.);

- период радикальных реформ, укрепления России на международной арене и изменений в русской культуре (XVI-XVIII вв.);

- период социальных перемен в России (XVIII-XIX вв.);

- период возрождения русской народной культуры, осознания ее
высокого нравственного потенциала (XIX-XX вв.).

Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т. д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Праздник и обряд в первобытном обществе – своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Они помогали в конкретно-образной форме раскрыть ошибки предшественников и указывали правильные пути для достижения конечной цели, становясь формой укрепления успехов и передачи опыта.

Обрядовые действия были необходимы человеку, поскольку они определенным образом удовлетворяли потребность в познании, обеспечивали передачу трудовых навыков, психологически подготавливали к трудовой деятельности. Это помогало избежать возможных опасностей, способствовало возбуждению у людей нужных эмоций, позволяло наглядно представить предполагаемую цель, достижение которой стало органической потребностью этой группы.

Условия жизни диктовали коллективные формы существования. После совершения обряда на охоту отправлялись уже не разрозненные индивидуумы, готовые разбежаться при первой же неудаче, а сплоченная группа первобытных людей, согласовавшая предварительно свои действия, сосредоточенная на едином предмете действий, охваченная общим настроением, боевым азартом и уверенная в победе. Все это способствовало успешному исходу, например, охоты, что было подмечено нашими далекими предками, а впоследствии привело к тому, что постепенно подобные словесно-символические действия приняли ритуальный характер, выросли в большие традиционные празднества.

12 Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 42


Удачное завершение охоты, в результате которой первобытные люди получали большое количество пищи, достаточное для того, чтобы уверенно прожить некоторый период, означало начало очередного праздника.

Праздник представляет собой значительный общественный акт, который, как отмечал известный русский ученый, теоретик культуры М. М. Бахтин, является «…очень важной первичной формой человеческой культуры». Постепенно складывались характерные и неотъемлемые черты для торжеств.

Стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие, являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.

Обрядность – составная часть культуры, отражающая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений.

Обряд – общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни; это коллективный акт, который строго 13определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.

Традиция – общественное явление, особая форма закрепления общественных отношений, выражающаяся в устойчивых и наиболее общих действиях и нормах общественного поведения, передаваемых из поколения в поколение.

Обычай – правило, регулирующее поведение людей в общественной жизни.

Праздник – торжественная форма ознаменования различных событий общественной жизни, основанная на поверьях и обычаях народа, день, свободный от трудов и повседневных будничных забот.


Ритуал – порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека.

2.3. Календарь русских народных праздников14

К древнейшим пластам народной художественной культуры принадлежит обрядовый фольклор, связанный с годовым циклом праздников земледельческого календаря.

В народных праздниках чрезвычайно ярко проявилось смешение двух культур – языческой и христианской: земледельческий языческий календарь восточных славян смешивался с календарем христианским. Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским земледельческим календарем, который сопровождал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение.

Народный календарь базируется на четырех основных астрономических датах, связанных с движениями Земли вокруг Солнца: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцестояния (22 декабря и 22 июня). От этих четырех дат ведется отсчет всех основных народных празднеств. В повторяющихся циклах праздников олицетворялось обновление жизни.

Зимние праздники

Рождество – один из любимейших праздники» русского народа, открывающий Святки. Рождество по времени совпадало с днем зимнего солнцестояния, после которого, по наблюдениям наших далеких предков, начинался поворот к весне, постепенно увеличивался световой день. Праздник нового рождения праздновался 25 декабря и ассоциировался с будущим весенним возрождением природы. Празднуется 7 января (25 декабря)10. В христианской религии это один из главных христианских праздников, установленный церковью в память о рождении Иисуса Христа. Предшествует Рождеству сорокадневный рождественский (Филипповский) пост. Накануне Рождества отмечается Рождественский сочельник, во время которого с появлением первой звезды разрешается есть сочиво – особое блюдо из вареных зерен пшеницы, приправленное медом и сухофруктами, чтобы подготовиться к последующему принятию пищи. С утра рождественского дня было принято колядование, в котором принимали участие дети и молодежь, иногда взрослые. Хождение из дома

В скобках указывается празднование по старому стилю


в дом со звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду15, а также пение рождественских гимнов, славящих Христа, – важнейшие составные элементы праздника.

Святки празднуются с 7 января (25 декабря) по 18 января (6 января). Праздничные дни от Рождества до Крещения. Первые 6 дней назывались «святые вечера», вторые 6 – «страшные вечера». У древних славян на этот период приходились праздники, связанные с культом природы, с возрождением, с поворотом солнца к весне и увеличением продолжительности светового дня.

Васильев вечер (или «щедрый вечер») празднуется 13 января (31 декабря). Отмечался в середине Святок, т. е. в канун Нового года. Дети и молодежь ходили по домам с поздравлениями и песнями. Колядующие получали особую обрядовую еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных, а также пироги, ватрушки. Некогда ряженье несло высокий смысл и связывалось с культом предков и плодородия, но со временем оно превратилось в чисто развлекательное представление.

Крещение отмечается 19 января (6 января). Христианский праздник, в основе которого лежит евангельское сказание о крещении Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. Главное событие праздника – водосвятие – обряд великого освящения воды: в одном из водоемов на установленном месте во льду делается прорубь в виде креста, которая по традиции называется Иорданью.

Масленица празднуется с понедельника по воскресенье за 50 дней до Пасхи. Древнеславянский праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны. Обязательные для Масленицы блины не только символизируют чаще появляющееся солнце, олицетворяющее круговорот в жизни и природе, но и являются древней обрядовой поминальной пищей всех восточных славян. Осуществляется также обряд сжигания соломенного чучела. Масленицу называли честной, широкой, веселой. Величали ее и барыней Масленицей, госпожой Масленицей. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными мероприятиями: обрядовыми и театрализованными действами, традиционными играми и забавами. Каждый день праздника имел свое название: первый день – понедельник – назывался «встреча Масленицы»; второй день праздника – «заигрыши»; третий день – среда – «лакомка»; четвертый день – «широкий четверг»; пятница – «тещины вечерки»; суббота – «золовкины посиделки».

Весенние праздники

Сороки выпадает на 22 марта. В день весеннего равноденствия и начала астрономической весны праздновалась встреча весны. Хозяйки к

15 Вифлеемская звезда – загоревшаяся в небе новая звезда, известившая о рождении Иисуса Христа. По преданию именно эта звезда указала путь волхвам.


этому дню выпекали из теста весенних птичек – жаворонков. Подбрасывая их вверх, дети пели зазывные песни-веснянки, звали весну.

Благовещение выпадает на 7 апреля. Христианский праздник – день, когда ангел принес Деве Марии благую весть о том, что она родит Христа. В этот день каждый православный считал грехом заниматься каким-нибудь делом.

Пасха первый воскресный день после первого весеннего полнолуния между 22 марта и 25 апреля. Главный христианский праздник, несущий в себе идею воскрешения, установленный христианской церковью в честь воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Последняя неделя перед Пасхой – страстная, посвященная страстям (страданиям) Христа. По всей России готовятся к встрече Пасхи: убирают, моют, пекут куличи, красят яйца. В ночь Великой субботы полагается святить в храме кулич и пасху, крашеные яйца. На Пасху все ходят друг к другу в гости, «христосуются», желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами.

Радуница – вторник следующей после Пасхи недели, означает поминание умерших предков. В этот день куличи, крашеные яйца брали с собой на кладбище. Считается, что, устраивая весенние поминки, мы и радуем души предков, и печемся, заботимся о них.

Красная ГоркаФомино воскресенье (вторая неделя после Пасхи). Это один из народных праздников весны. В этот день предки встречали весну, ходили с песнями по улицам, водили хороводы, играли, пели веснянки – обрядовые песни. Горы и пригорки всегда почитались у древних славян, наделялись магическими свойствами. Горы – это по преданию колыбель человечества, обитель богов. В горах издавна погребали умерших. Отсюда обычай после обедни в этот день идти на кладбище: поминать усопших, приводить в порядок и украшать цветами могилы. Празднование Красной горки сопровождалось разными обрядами. Под предводительством хороводницы водили хороводы, держа круглый хлеб в одной руке и красное яйцо в другой, и приветствовали весну.

Летние праздники

Семик – четверг на седьмой неделе после Пасхи. Семик знаменовал конец весны и начало лета. Украшали жилище свежей зеленью и пахучими травами, ветками березы и т. п. В основу обрядности положен культ растительности. Сохранилось и другое название семика – зеленые святки. Они справлялись в рощах, лесах, на берегах рек, где молодежь до глубокой ночи пела, плясала, плела венки, завивала березки и т. д. Пожилые женщины объясняли молодым девушкам, что означали различные положения венков, учили читать по ним, как сложится судьба. Веселая толпа часто направлялась к реке бросать венки: та девушка, чей венок первым приплывет к берегу, первой выйдет замуж, если венок закручивается на одном месте, девушке не суждено выйти замуж и т. п.


Завивание березки – обряд, пришедший из далекой древности. Девушки верили, что так они связывают себя крепко-накрепко с полюбившимся парнем. Целительная сила березовых веток именно в эти дни возрастала. Именно семицкий четверг был тем днем, когда предсказывали, чему быть: если завитые ветки березы не завяли до Троицы, это означало, что задуманное обязательно сбудется.

Троица (Пятидесятница) празднуется через 50 дней после Пасхи. Накануне Троицы, в субботу, был традиционный день поминовения усопших. В этот день принято посещать кладбище, служить молебны, жечь поминальные костры. Ритуал очищения огнем тесно связан с культами земли и предков. Христианский смысл Троицы основан на библейском сказании о сошествии Святого духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа, после чего они стали понимать все языки. В этот праздник принято украшать храм и жилища ветвями и цветами и самим стоять в храме с цветами. Символом праздника стала русская береза: наряжать березу, вить венки, украшать окна домов свежими березовыми ветками, собирать в эти дни лекарственные травы – все эти обычаи берут свое начало в верованиях древних славян.

Иван Купала (День Иоанна Крестителя) – 7 июля (24 июня). В день Ивана Купалы по традиции разводили костры, купались, обливали друг друга водой, собирали целебные растения, которые в этот день наполнены особой лечебной силой. Солнце в этот день выезжает на трех конях: серебряном, золотом и бриллиантовом; оно веселится и рассыпает по небу огненные стрелы.

Основные ритуальные элементы этого дня – погружение в воду, традиционные купанья, разжигание костров («купальниц»), совместная (купная) трапеза. Приготовление в огромных котлах каши имело также символический смысл. Совместная обрядовая трапеза символизировала единение людей, обилие, достаток, плодородие земли. Главным символом растительного мира был папоротник. Купание в реках, бесшабашное веселье, смывание с себя тоски-кручины, болезней, сглаза – все это было овеяно древним язычеством, обычаем поклонения огню и воде.

Ильин день – 7 августа (20 июля). Этот день служил ориентиром для проведения сельскохозяйственных работ, с ним связано окончание сенокоса и начало жатвы. Он считался также ориентиром в перемене погоды, ознаменовал начало дождей. На праздничное торжество собирались всей деревней, закалывали бычка, устраивали общую трапезу, варили пиво из зерен. На народном календаре этот день отмечался изображением колеса. Колесо с шестью спицами в качестве оберега от грозы распространено было как у русских, так и у белорусов и украинцев.

Медовый Спас – 14 (1) августа. Начиная с этого дня по народной примете пчелы уже перестают носить медовую взятку с цветов. В этот день русские люди ходили друг к другу в гости, пробовали первый новый мед.


Яблочный Спас – 19 (6) августа. По всей России начинали собирать и есть яблоки и фрукты, которые в этот день освящали в храмах. До этого дня нельзя было есть яблоки. Дни, следующие за яблочным Спасом, называют «лакомки». Тщательно соблюдался обычай делиться яблоками и другими фруктами со всеми неимущими. С этого времени приступали к полной уборке урожая огородных и садовых культур.

Ореховый Спас (Спас на полотне) – 29 (16) августа. По евангельскому преданию в этот день Иисус Христос вытер полотенцем лицо, и на ткани осталось отображение божественного лика. В русской православной церкви праздник получил особое признание.

Осенние праздники

Осенины празднуются 15 сентября. Обычай встречать осень был широко распространен. По времени он совпадал с бабьим летом. Рано утром женщины выходили на берег реки или пруда, встречали матушку Осенину с круглым овсяным хлебом.

Капустницы (капустки) отмечались после сбора капусты. Хозяева приглашали гостей в гости. Соседи приходили в дом, поздравляли хозяев с хорошим урожаем, затем с особыми песнями рубили капусту, солили ее. По окончании устраивалась общая трапеза, для которой заранее варилось пиво и пеклись пироги с капустой.

Среди осенних земледельческих праздников следует отметить начало жатвы – зажинки и ее окончание – дожинки. Обычно зажинки и дожинки приходятся на период празднования трех Спасов. К этому времени оканчивается жатва ржи.

Зажинки – начало жатвы. Первый сноп сжинался священником, знахаркой. Иногда он обмолачивался отдельно и его зерна смешивались с семенами, собранными для посева. Эти действия сопровождались особыми песнями, содержащими жалобы на тяжесть труда и обращения к Богу с просьбой о помощи.

Дожинки – окончание уборки урожая. Существовал обычай оставлять на полосе несколько несжатых колосьев, которые завязывали узлом, прижимали к земле со словами: «Илье на бороду, чтобы святой угодник не оставил нас на будущий год без урожая». Последний сжатый сноп украшался лентами, лоскутами, цветами. Его также ставили под образа, где он стоял до самого Покрова. По преданию, сноп обладал магической силой, сулил благополучие, оберегая от голода. В день Покрова его торжественно выносили во двор и с особыми заклинаниями скармливали домашним животным, чтобы не болели. Закормленная таким образом скотина считалась подготовленной к долгой и суровой зиме. С этого дня ее уже не выгоняли на выпас, так как наступали холода.

Покров – 14 (1) октября. Праздник пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.03 с.)