Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции.



БИЛЕТ № 1

1. Драма как род литературы. (Особенности и общая характеристика)

Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции.

Драма как род литературы. Особенности, общая характеристика и история.

Три рода литературы – эпос, лирика, драма. Взаимная близость всех трех родов состоит в том, что каждый из них как бы проникает в другой. Они обладают рядом признаков друг друга.

Эпос (др.греч.) – песня. Романы, повести, рассказы, эпические песни, в которых изображены значительные события социальной жизни, истории. Эпос воплощает в героях образ эпохи. («Тихий дон», «Капитанская дочка», и т.п.).

Лирика – создает образ внутреннего состояния человека.

Драма, как и эпос, изображая человека или эпоху, создает образ времени. Но драма имеет и свои специфические особенности. Эпос описывает драму жизни, а драма воспроизводит ее в формах, подобных жизненной реальности.

Свойства драмы предопределены ее предназначением для театра, для воспроизведения средствами представления. Они позволяют раскрыть противоречие, столкновение в наиболее драматичной форме – в форме совершающегося на глазах у зрителя борения живых страстей. Предмет изображения драматургии всегда конкретизирован. Драматургическое произведение создает образ конкретного социального конфликта, изображает человеческие отношения в сложных ситуациях.

В драматургических произведениях конфликт выстраивается от начала до конца как творение самих героев. Они его начинают, ведут и заканчивают. Необходимым свойством драмы является реализм человеческих отношений, который должен быть соблюден автором, театром и понят зрителем.

Для драматургии обязательна современность. Современность проблематики.

Драма - (др.-гр. действие, действо) – одно из литературных течений. В «Поэтике» Аристотеля о драме сказано как о подражании действию путём действия, а не рассказа. Это положение не устарело до сих пор. Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, побуждающие персонажей к словесно – физическим действиям. Драма тесно связана с театральным искусством и должна отвечать запросам театра.

Отличается от других родов литературы способом передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме, так или иначе, относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

Драма– действие.

а) Драма – вид художественной литературы, который изображает характеры героев.

б) Драма – это художественное произведение изображаемое конфликт в виде диалога действующих лиц и ремарок автора.

Цель драмы – сценической воплощение, решение определенных жизненных проблем. Художественное познание действительности через вскрытие присущих им противоречий.

Отличие драматургии от других родов литературы:

Драматургический характер развивается в действии.

Главный элемент в драме – действие, в эпосе – описание. Эпос предполагает любые перерывы в действии. В пьесе же все раскрывается через действие (словесное действие).

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусови греков.

 

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы.

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм:

Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Сарду).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман).

Драма в России занесена с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматическая литература появляется лишь в конце XVIII века.

В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали Шаховской, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле заметно стремление приблизиться к жизни.

Островский дал ряд замечательных исторических хроник и бытовых комедий. После него русская драма стала на прочную почву; наиболее выдающиеся драматурги: А. Сухово-Кобылин, И. С. Тургенев и другие.

«Совершенное произведение искусства – это произведение человеческого духа и в этом смысле произведение природы» (Гете).

В драме – отражение художественной действительности, близкой органическим законам правды жизни. В основе драмы лежит действие, которое выражает развитие драматического конфликта. Единство действия в драме – следствие единства основной идеи произведения. Драма способствует решению одного из важных вопросов человеческого бытия – проблем активности человека в преобразовании мира.

Композиция сценария ТП и П. Основные элементы композиции.

Сценарий МП – произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим. Задача ТП – изображение значительных социальных событий не через частный конфликт героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта.

Композиция – организация материала, подчинение всех частей общему замыслу сценария. Соотношение частей к целому. Построение должно помочь передать смысл.

Композиция ТП имеет свою специфику. Состоит из пролога, ряда эпизодов финала. В каждом эпизоде есть начало, развитие действия, финал. Соотношение частей сценария должно быть таким, чтобы была понятна идея. Произведение должно быть целостным.

Определиться с ЗАМЫСЛОМ сценария. Основные элементы замысла – ТЕМА, ИДЕЯ, КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН (действие, как эти жизненные события, материал, будут располагаться в эпизодах), МАТЕРИАЛ (реальные события, факты, документы, художественный материал).

Работая над концепцией сценария, следует представлять, как будет построен сценарий.

ПРОЛОГ –

ЭПИЗОД -

ФИНАЛ -

Праздничное СОБЫТИЕ и ТЕМУ праздника надо разделять.

В драматургии: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – финал.

В ТП конфликт выстраивается путем монтажа. Контрдействие (песня о школе – голос Левитана).

Развитие действия предполагает длительность, формируется из 3 эпизодов минимум. Усиление конфликта. Отбираются события по степени значимости решения конфликта. Важно поддерживать интерес в этой части действия – повороты сюжета, появление новых препятствий.

Кульминация – наивысшая точка борьбы. Развязка – разрешение конфликта.

Виды: 1. победила 1 сторона. 2. Ничья. 3. Умерли.

Финал – подведение итогов. Обобщение, отношение автора, героя.

Особенности драматургии МП: Кульминация, развязка и зачастую финал объединяются (поскольку эпические).

БИЛЕТ № 2

Театрализация исторического, документального, современного жизненного материала темы – творческий метод сценариста.

БИЛЕТ № 3

Актуальность проблематики в современном сценарии.

Способы активизации зрительского восприятия и активности в театрализованных представлениях и праздниках.

БИЛЕТ № 4

Сценарий праздника и театрализованного представления.

Театрализация: общая характеристика и классификация.

Сценарий праздника и ТП.

Всю работу по постановке праздника можно разделить на несколько этапов: создание замысла, сбор материала, написание сценария, переписывание сценария, постановка.

Используя разные выразительные средства, характер действия в праздниках происходит не через борьбу героев, а через средства других искусств (чтецкий номер, видео ряд). Это должно воплощать борьбу героев. Все возникает в воображении зрителей.

Особенности и специфические черты сценария театрал. представл. и празд.:

1. Актуальность тематики.

2. Документальная основа.

3. Построение сюжета имеет свои особенности (Развивается 1линия действия, например День Победы)

4. Синтез различных выразительных средств.

5. Монтаж – главный творческ. метод.

6. Театрализация материала.

7. Событийная основа (посвящ. конкретн.событию, юблей и т.д.)

8. Место проведения.

9. Активизация зрителя.

Дипломн.cценарий - авторкая разработка выпускника. Должна показать владение студент.- выпускником полным объемом знаний, профессион. навыками по предмету.

Сценарий должен отвечать след. требованиям:

а) Общественная значимость и современное звучание темы.

б) Сценарий должен выявить:

-умение работать с архивн. и библиограф. источниками;

- использование в сценар. матриалов, связанных с историей и современ. жизнью, в зависимости от темы праздника и планировать выступление на празд. реальных героев;

-включать в праздн.действие фрагменты из произвед. различных видов искусств(кино, литерат. музыка);

- выстроить сценарий как единое целостное драмат. произведение, с цельной композиционн. стуктурой, в кот.кажд. эпизод является частью целого;

- выбрать для воплощения основной мысли (идеи) сценария и будущего празднка наиболее яркую жанровую форму, найти сценарный ход свой композиц. - прием, скрепляющий эпизоды в единое идейн - художеств.целое.

2. Режисс. проект на основе сценария.

3. Творческий отчет о практич. режиссерско-постановочной деятельности:

- экспликация;

- режисс.-постановочная разработка дипломн.сценария;

- монтажный лист;

- макет,эскизы;

- фото, видео, афиши;

- протокол комиссии постановочн. работы;

- рецензия;

- отзыв руководит. дипломн.проекта; - творческий отчет студента(акт).

БИЛЕТ № 5

БИЛЕТ № 6

Именно в компоновке, в составлении, в монтаже отдельных номеров, документов, публицистических материалов, музыки, пластики наиболее наглядно проявляется особенность синтетической природы театрализованного представления.

В театрализованном представлении и празднике действенность носит синтетический характер и выражается через песню, стих, музыку, а не только через словесное действие.

БИЛЕТ № 7

Действие в драматургическом произведении - не что иное, как конфликт в развитии. Оно развивается из начальной конфликтной ситуации, возникшей в завязке. Развивается не просто последовательно - одно событие после другого - а путем рождения последующего события из предыдущего, благодаря предыдущему, по законам причинно-следственного ряда.

Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в. время, место, действие (24 часа, одно место, одна линия сюжета).

Единство действия требовало воспроизведения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). «единство действия» не допускало введения в ткань произведения никаких эпизодов и действующих лиц, непосредственно не связанных с развитием основного сюжета. Единство времени сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы должно было разворачиваться в одном месте (например, в одном дворце). В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподобия — фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму. В связи с этим идея пьесы излагалась прямолинейно, схематично, без широкого охвата жизненных событий. Рационализм, почти математическая выверенность сценического произведения приводили к тому, что герой выражал лишь одну идею, одно чувство.

Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.

Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.

С нормативностью классицизма борьбу вели романтики и реалисты.

Аристотель выдвигает самым категорическим образом требование единства действия. Единство действия Аристотель понимает в том смысле, что все случайное, второстепенное в развитии событий, отвлекающее действие в сторону от основной линии фабулы должно быть отброшено.

Теория драматургии в свое время считала необходимым соблюдение в драматургическом произведении трех единств: единства времени, единства места и единства действия. Практика, однако, показала, что драматургия легко обходится без соблюдения единства места и времени, но единство, действия является подлинно необходимым условием существования драматургического произведения, как произведения художественного. Но единство действия в драме – это не только его единство, стройность… это – шире – его концентрированность, напряжённость.

В пьесах, написанных в «закрытой форме» фабула образует «законченное целое», расчлененное на ограниченное количество последовательных эпизодов, которые ориентированы на основной конфликт. Любая тема, любое действие в пьесаx подчиняется общей схеме, пространственно-временной и причинно - следственной логике. Обязательным является закон триединства: места, времени, действия. Время в пьесах данного типа - однородно, оно не расчленяется и тем более не вносит в его течение иные временные уровни. Пространство может подвергаться незначительным изменениям, но в зависимости от содержания пьесы. Оно выполняет функцию местоосуществления действия, т.е. материализации среды. Действие развивается по прямой, т.е. от действия к противодействию (контрдействию) и разрешается основной конфликт в финале. В форме закрытой написано большинство пьес мирового репертуара: Мольер, Шекспир, Лермонтов, Гоголь, Островский.

Действие (драматическое) – поступки персонажей в их взаимосвязи,

составляющие важнейшую сторону драматургического сюжета. Единицы

действия – это высказывания, движения, жесты, мимические акты

персонажей, выражающие их эмоции, желания и намерения. Действие может

быть внешним, основанным на перипетиях (например, у В.Шекспира или Ж.-

Б.Мольера), и внутренним, при котором перемены совершаются в

умонастроениях персонажей при внешней бессобытийности (например, у

А.Чехова). Внешнее действие обнаруживает себя, как правило, в открытых

конфликтах, противостояниях героев или их жизненных позиций, которые

возникают, обостряются и разрешаются в рамках изображенных событий.

Внутреннее же действие отражает конфликты имманентные, устойчивые,

непреодолимые в рамках одного произведения. Поступки персонажей

взаимообусловлены, что и составляет единство действия, которое (начиная с

аристотелевой «Поэтики») до сих пор считается нормой драматического

сюжетосложения. Единство в драме, как заметил Белинский – следствие единства основной идеи призведения. Драма представляет картину развития основного конфликта, в итоге которого вырастает основной авторский вывод, главная идея призведения.

Композиция в драме одновременно зависит от принципа построения действия.

«композиция - это реализация конфликтов в драматическом действии. Первое условие - действие должно иметь «известный объем», т.е. быть законченным, целым, имеющим начало, середину и конец.

Единство действия в театрализованном представлении и празднике такое же, как и в дрматургическом представлении (есть конфликт, герои, действ.лица, обстоятельства). Но есть особенности:

- сюжетное развитие действия не является основным понятием для театр.представл. и праздников. Развивается одна линия-это тема события, которому посвящен праздник (День Победы);

- во всех эпизодах действие развивается в одном направлении, героизм русского народа);

- конфликт не имеет прямого драматического развития.

БИЛЕТ № 8

БИЛЕТ № 9

1. Экспозиция в драматургическом произведении. Её значение. Различные виды экспозиции. (Привести примеры). Экспозиция и финал в массовом празднике.

БИЛЕТ № 10

БИЛЕТ № 11

1. Эпизод в сценарии театрализованного представления и праздника. Основные требования.

БИЛЕТ № 12

1. Документальная драматургия. Определение понятия. Основные особенности.

БИЛЕТ № 13

БИЛЕТ № 14

При создании сценария театрализованного представления нельзя лишь фиксировать результаты трудовых побед или недостатки – важнее раскрыть их истоки. Недостаточно назвать, показать передовиков производства – нужно раскрыть образы этих людей путем отбора важнейших фактов их биографии, продуманно и выразительно связать эти факты, создав непрерывность действия.

БИЛЕТ № 15

БИЛЕТ № 16

1. Документальный диалог в сценарии театрализованного представления, праздника. Принципы построения. Художественные требования.

БИЛЕТ № 17

Представления и праздника.

БИЛЕТ № 18

БИЛЕТ № 19

1. Понятие «надличный конфликт» (термин Б. Брехта) в сценариях публицистического представления.

БИЛЕТ № 20

Драматургический ход - это прием, с помощью которого реализуется действие и компонуется в единое целое весь художественный и документальный материал. Драматургический ход еще называют сюжетным ходом. Если в сценарии нужно выстроить сюжетную линию с действующими лицами, то необходимо найти оригинальный сюжетный ход. В массовых зрелищах сюжетный ход могут воплощать ведущие или специально обозначенный конферанс.

БИЛЕТ № 1

1. Драма как род литературы. (Особенности и общая характеристика)

Композиция сценария праздника и театрализованного представления. Основные элементы композиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.071 с.)