Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логический подход к проблеме подтверждения и парадокс подтвержденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подтверждение физической теории, построенной с помощью гипотетико-дедуктивного метода,— это реальная процедура, которой пользуются ученые в своей научной деятельности. Ее реальность не зависит от философских интерпретаций. Однако философы, занимающиеся проблемами научного познания, всегда проявляли к ней большой интерес. В результате возникли различные философские интерпретации (или теории) подтверждения. Цель теории подтверждения не сводится к простому описанию процедуры подтверждения. Она заключается прежде всего в том, чтобы выявить проблемы, с которыми эта процедура сталкивается, и затем дать рекомендации для их решения. Основная трудность, связанная с процедурой подтверждения теории, состоит в следующем: каким образом и в какой степени можно подтвердить систему универсальных высказываний небольшим числом эмпирических фактов? Задача теории подтверждения заключается в том, чтобы выяснить возможности процедуры подтверждения справиться с указанной трудностью, рационализировать эту процедуру, сделать ее более эффективной. Первый вариант теории подтверждения, который мы рассмотрим, — это так называемая логическая теория подтверждения, созданная философами неопозитивистского направления — К. Гемпелем, Р. Карнапом и др. Основной замысел неопозитивистов состоял в том, чтобы свести весь процесс познания к его логическому компоненту и описать его на языке логики. Что же касается самой логической теории подтверждения, то сущность ее хорошо характеризуют следующие слова: «При решении вопроса о том, подтверждается ли гипотеза h фактом е и в какой степени, мы должны принимать во внимание только высказывания h и е и логические отношения между ними. При этом совершенно безразлично, было ли е известно раньше, а h предложено с целью его объяснения, или же е получается в результате проверки предсказаний, вытекающих из h» '. Как видно из приведенной характеристики, сторонники логической теории подтверждения отвлекаются от исторического контекста выдвижения гипотезы. Это касается не только социально-психологических аспектов ее открытия, которые находятся в компетенции социологии и психологии, но и временного аспекта, который мог бы находиться в поле зрения философии науки. В силу этой предпосылки логическая теория подтверждения рассматривает процедуру подтверждения как статический акт, осуществляющийся во «вневременной» обстановке. Логизация процесса подтверждения приводит к так называемому парадоксу подтверждения, который был сформулирован Гемпелем. Этот парадокс возникает, ' А. Mu.sgra.ve. Logical versus historical theories of confirmation. — «Brit. j. for the philosophy of science», 1974, vol. 25, N 1. p. 2. если мы примем следующие две предпосылки: 1) любой факт, согласующийся с гипотезой h, может рассматриваться как ее подтверждение; 2) если данный факт подтверждает гипотезу и, то он подтверждает и любую другую, логически эквивалентную ей, гипотезу. Парадокс состоит в том, что к числу фактов, подтверждающих данную гипотезу, относятся и такие факты, о которых сама гипотеза ничего не говорит явным образом. Разберем парадокс более подробно на следующем примере. Допустим, у нас имеется предложение «Все вороны черные». Мы можем записать его, используя логическую символику, формулой (х)[В(х) —> Ч(х)], (1) которая в ее содержательном виде утверждает: для всякого х, если х является вороной, то а: — черная. Казалось бы, правильность этого утверждения подтверждается любым х, который обладает свойствами вороны черного цвета. Однако применение аппарата логики приводит к значительному расширению множества фактов, подтверждающих данное универсальное высказывание. Такой вывод получается на основе следующих рассуждений. Формула (1) логически эквивалентна формуле (х)[В(х)VЧ(х)]. (2) Далее, известно, что некоторое утверждение А эквивалентно импликации И—>А, где И — любое истинное утверждение. Отсюда следует, что формула (2) логически эквивалентна импликации: (х) [В (х) V B(х)] —> (х) [B(х) V Ч (х)]. (3) Примем следующий критерий подтверждения: предложение (х) [P(x)—>Q(x)] подтверждается тем, что имеется объект, обладающий свойствами Р и Q. В силу этого критерия импликация (3) подтверждается наличием объектов, которые обладают свойствами, указанными в ее основании и следствии. Но основание представлено тождественно истинной формулой, т. е. его истинность не зависит от опыта, что делает его применимым для любого объекта. Поэтому импликация подтверждается наличием объекта, обладающего вторым свойством — свойством, описанным следствием, т. е. [В(х)VЧ{х)]. Гемпель вводит следующий критерий: «То, что подтверждает (опровергает) одно из двух эквивалентных предложений, подтверждает (опровергает) и другое»'. Принимая во внимание, что (3) эквивалентно (2), а (2) эквивалентно (1), мы можем сказать, что (3) эквивалентно (1). Предложение об объекте, обладающем свойством B(x)VЧ(x), подтверждает не только (3), но и (1). Следовательно, предложение «Все вороны черные», символически записанное в виде формулы (х) [В(x)—> —>Ч(x)], подтверждается предложением о существовании объектов, обладающих свойством «Не ворона или черная», символически записанным в виде формулы В(x)\/ V (x). Полученный результат означает, что универсальные предложения подтверждаются не только фактами, которые ими предполагаются, но и фактами, содержательно не связанными с этими предложениями. Любой факт, который не противоречит данному предложению, считается его подтверждением. Гемпель, сформулировавший парадокс подтверждения, считал его псевдопарадоксом. Он, в частности, писал: «Впечатление парадоксальности ситуации не имеет объективных оснований, оно представляет собой психологическую иллюзию» 2. В чем же состоит причина его мнимой парадоксальности? На этот вопрос Гемпель отвечает следующим образом. Нам кажется, что гипотеза, сформулированная в виде предложения «Все Р суть Q», относится к объектам Р. Однако эта идея смешивает логическое и практическое рассмотрения: «...наш интерес к гипотезе может быть сконцентрирован на ее применимости к конкретному виду объектов, но гипотеза тем не менее утверждает кое-что о всех объектах и накладывает ограничения на них... На самом деле гипотеза типа «каждое Р есть Q» запрещает любой объект, обладающий свойством Р, но лишенный свойства Q» 3. Парадокс подтверждения в действительности не содержит логического противоречия. Более того, можно согласиться с Гемпелем, что некоторые утверждения о локальном классе явлений в скрытой форме утверждают кое-что и о мире в целом. Об этом свидетельствуют не ' С. Hempel. Aspects of scientific explanation. New York—London, 1965, p. 13. 2 Ibid., p. 18. 3 Ibid., p. 27. только тривиальные примеры типа «Все вороны черные», но в еще большей степени научные утверждения, формулировки научных законов. Каждый закон не только что-то утверждает в отношении определенного круга явлений, но и запрещает применительно ко всему миру определенные отношения, противоречащие ему. Но все же никому не придет в голову подтверждать универсальные предложения высказываниями об объектах, о которых сами эти предложения ничего не говорят. Эта практика процедуры подтверждения в реальной науке отнюдь не связана с чисто субъективными наклонностями ученых. Она выражает существенные особенности функционирования научного знания. И то, что логическая теория подтверждения не может объяснить этого обстоятельства, считая его чисто субъективным, свидетельствует о неадекватности логической теории подтверждения реальной практике научного познания. Парадокс подтверждения был интерпретирован как аргумент, который может, хотя бы частично, сгладить разрыв между универсальностью проверяемой гипотезы и ограниченностью подтверждающих ее фактов. Однако расширение множества фактов, участвующих в процедуре подтверждения, достигаемое чисто логическим путем, противоречит реальному научному процессу. Как мы покажем далее, это обстоятельство не случайно. Оно связано с недостаточностью чисто логического подхода к анализу процедуры подтверждения. Подтверждение и вероятность Гемпелев парадокс подтверждения — слишком слабое средство, чтобы заполнить брешь между универсальной теорией и ограниченным множеством фактов, на которые она опирается. Мало кто всерьез допускает подобное использование этого парадокса. По мнению Карнапа, наиболее рациональный путь, ведущий к указанной цели, состоит в строгом описании процедуры подтверждения на языке логики, включая точную количественную оценку степени подтверждаемости. Карнап предложил в связи с этим специальный вариант теории вероятностей, основанный на понятии логической, или индуктивной, вероятности. Логическая вероятность, по Карнапу, представляет собой количественную оценку степени подтверждаемости научных гипотез. Она характеризует логическое отношение между гипотезой h и свидетельством e. Если свидетельство настолько сильное, что гипотеза логически следует из него, то логическая вероятность гипотезы по отношению к данному свидетельству равна 1. Если же из свидетельства следует отрицание гипотезы, ее логическая вероятность по отношению к данному свидетельству равна 0. Между 1 и 0 существует целый континуум случаев. Именно эти случаи и соответствуют гипотезам эмпирических наук, которые основаны на данных опыта. Неопозитивизм трансформировал понятие истины в понятие подтверждаемости. Что же касается Карнапа, то предложенная им количественная оценка степени подтверждаемости с помощью логической вероятности привела к дальнейшей ревизии понятия истины. Согласно Карнапу, место научной истины должна занять не просто подтверждаемость, а вероятность. В отличие от сторонников классической концепции научной истины, которые считают, что истина определяет цель научного познания, Карнап полагал, что цель научного познания определяется вероятностью. Наука стремится к тому, чтобы вероятность выдвигаемых ею гипотез непрерывно возрастала. Эта точка зрения была подвергнута критике рядом зарубежных философов — Поппером, Лакатосом и др. Поппер усматривал ее недостатки в том, что она не соответствует «духу науки». Карнаповская концепция вероятности ориентирует на такое развитие научного знания, которое преследует цель создания наиболее вероятных теорий. В действительности, считает Поппер, цель науки диаметрально противоположна: наука стремится ко все менее вероятному знанию. Чтобы доказать это, Поппер вводит понятие информативного, или эмпирического, содержания гипотезы. Рост этого содержания означает прогресс научного знания. Однако величина информативного содержания гипотезы и степень ее вероятности связаны обратно пропорциональной зависимостью. Поппер иллюстрирует это на следующем примере. Эмпирическое содержание конъюнкции двух предложений а и b больше или, по крайней мере, равно содержанию одного из ее компонентов. Допустим, что а означает «в пятницу будет дождь», а b — «в субботу будет ясно», тогда а & b означает «в пятницу будет дождь и в субботу будет ясно». Информативное содержание последнего утверждения больше, чем у двух предыдущих. Однако очевидно, что вероятность двух событий а и b меньше, чем вероятность каждого из них в отдельности. Символически это можно записать так: / (а) ≤ (а & b) ≥ / (b), P(a) ≥ P(ab) ≤ P(b), где I — информативное содержание, а Р — вероятность. Из этих неравенств следует, что рост информативного содержания сопровождается уменьшением вероятности. Поппер пишет: «Если рост знания означает, что мы имеем дело с теориями со все возрастающим содержанием, то это также должно означать, что мы оперируем с теориями со все уменьшающейся вероятностью (в смысле исчисления вероятностей). Итак, если наша цель заключается в приращении знания, то высокая вероятность (в смысле исчисления вероятностей) не может служить такой же целью, ибо эти две цели несовместимы» 1. Отвечая Попперу, Карнап заметил, что «его критика несостоятельна в силу того обстоятельства, что Поппер и я используем термин «степень подтверждения» в двух совершенно различных смыслах» 2. Поппер действительно употреблял понятие вероятности в ином смысле, чем Карнап. Поэтому его критические замечания в адрес Карнапа логически уязвимы. Тем не менее позиция последнего все же неудовлетворительна — хотя и по иным причинам, нежели те, которые приводит Поппер. Во-первых, программа Карнапа была стимулирована необходимостью строго логического описания процедуры подтверждения в науке. Ортодоксальный верификационизм, рассматривающий универсальные высказывания, при помощи которых формулируются законы науки, как бессодержательные, не справился с этой задачей. Но и карнаповская теория не решила ее. Как показал сам Карнап, степень подтверждаемости универсальных положений с точки зрения разработанной им теории логической вероятности равна нулю3. Во-вторых, согласно Карнапу, понятие вероятности есть заменитель понятия научной истины. Вероятность не является, однако, равноценной заменой истины. Наука ' К. Popper. Conjectures and refutations. L., 1963, p. 217—218. 2 «The philosophy of Rudolf Carnap». Cambridge, 1963, p. 874. 3 Д. Carnap. Logical foundations of probability. Chicago, 1950, p. 571. пользуется различными вариантами теории вероятностей, но при этом сохраняет приверженность понятию истины. Попытки противопоставить эти два понятия и исключить из науки понятие истины противоречат реальной научной практике. Таким образом, поиски процедур строгого логического описания проверки научного знания не привели неопозитивистов к формулировке удовлетворительного критерия истины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.009 с.) |