Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Миф об особой роли наблюдателя в современной физикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одной из популярных в западной философии версий активности субъекта в физическом познании является концепция, сводящая эту активность к возрастанию роли наблюдателя в физических теориях. Причем эта роль трактуется субъективистски — как некая альтернатива объективной истинности физического знания. Возрастание роли наблюдателя связывается с процессом, суть которого состоит якобы в отходе физических теорий от описания объективного мира, в увеличении субъективного момента в их содержании. Среди философов, придерживающихся идеалистической интерпретации современных физических теорий, широко распространено мнение, что понятие объективной истины является достоянием лишь классической физики. Все классические теории — ньютоновская механика, электродинамика Максвелла и др. — претендовали на описание объективного мира таким, как он есть сам по себе, и не учитывали роли наблюдателя, его влияния на предмет познания. Это было существенным недостатком классической физики. Современная физика, говорят эти философы, порывает с недооценкой роли наблюдателя и вместе с тем отбрасывает классическое понятие объективной истины. Особая роль наблюдателя в физическом познании обычно связывается с двумя фундаментальными физическими теориями нашего времени — специальной теорией относительности и квантовой механикой. Философы-идеалисты заявляют, что релятивистские эффекты не имеют объективного характера, а зависят от выбора наблюдателя, его измерительных операций, конвенций, что состояние квантовых систем определяется процедурой наблюдения. Это «влияние» субъекта, «уничтожающее» объективный характер предмета, приводит вместе с тем и к отрицанию объективного характера знания об этом предмете, т. е. объективной истины. Такая точка зрения на роль наблюдателя выдвигалась в свое время В. Гейзенбергом. Сменяющие друг друга физические теории, отмечал Гейзенберг, «располагаются, по-видимому, в направлении возрастания вклада идущих от субъекта элементов в систему понятий» 1. Одним из современных пропагандистов этой концепции является американский философ П. Фейерабенд. Нельзя сказать, что субъективистская трактовка роли наблюдателя в современной физике является общепринятой среди западных философов. Некоторые из них выступают с ее критикой. Здесь следует особо отметить критические замечания, сделанные в ее адрес со стороны таких известных философов, как К. Поппер и М. Бун-ге2. Однако эта критика, которая, по их собственному признанию, преследует цель сохранения и утверждения «реализма» в физике, ведется в лучшем случае с позиций созерцательного, и притом весьма непоследовательного, материализма. К. Поппер и М. Бунге не в состоянии понять диалектический характер современной физики, в частности квантовой механики. Они ставят на одну доску диалектику современной физики и ее идеалистическую интерпретацию. Путь преодоления субъективно-идеалистической интерпретации современной физики они усматривают в ревизии самих физических теорий, в исключении из них таких аспектов, в которых наиболее ярко проявляется их диалектический характер. Подобная критика субъективно-идеалистических трактовок роли наблюдателя в современной физике несостоятельна. Ее несостоятельность — следствие неадекватных методологических предпосылок, на которых она построена. Субъективно-идеалистические трактовки могут быть успешно преодолены только на основе последовательного материализма, каким является диалектический материализм. Диалектический материализм не противопо- 1 В. Гейаенберг. Физика и философия. М., 1963, стр. 80. 2 К. Popper. Objective knowledge. Oxford. 1972, p. 106—152; М. Бунге. Философия физики, гл. 4, 5, 6. ставляет активность субъекта объективной истинности научного знания, а, наоборот, рассматривает их в диалектическом единстве. Мы постараемся показать, что тезис об особой роли наблюдателя в современной физике, которая якобы несовместима с понятием объективной истины, является не более чем мифом. Он представляет собой методологически неверную интерпретацию активности субъекта в с6-временной физике — в специальной теории относительности и квантовой механике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.166 (0.007 с.) |