Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические принципы физики и их нормативная интерпретацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методологические принципы науки также иногда интерпретируются в духе априоризма и конвенционализма. Их априористская и конвенционалистская интерпретация имеет свои особенности, отличающие ее от аналогичной интерпретации геометрии. Мы ограничимся рассмотрением методологических принципов физики. К их числу относятся принципы простоты, наблюдаемости, соответствия, причинности, дополнительности и т. д. Функция этих принципов двоякая, Во-первых, они играют роль определенных правил-рекомендаций. В тех ситуациях, когда существует целый спектр возможностей решения проблемы и данные опыта недостаточны для выбора одной из них, методологические принципы указывают на предпочтительную возможность. Во-вторых, они выполняют функцию правил-запретов. Они указывают на то, что некоторые формально непротиворечивые конструкции должны быть исключены из рассмотрения, как не обладающие референтами в реальном мире. Методологические принципы физики разнообразны. Однако нужно признать, что значительное их число носит философский характер. Они представляют собой такую часть философского знания, которая ассимилирована физикой и без которой физика не может функционировать. Их необходимость в значительной мере обусловлена принципиальной неполнотой эмпирического базиса физических теорий. Ввиду того, что физические теории представляют собой совокупность универсальных высказываний, а эмпирические данные, на которые они опираются, ограниченны, требуется особого рода эвристика, направляющая и регулирующая познавательный процесс. Значение методологических принципов настолько очевидно, что их правомерность практически никем не оспаривается. Однако представители неопозитивизма и близких ему течений пытаются выхолостить философское содержание этих принципов, представить их в виде технических приемов, норм деятельности и т. д. Это приводит в конечном счете к априористской и конвенциовалистской трактовке методологических принципов как лишен- ных объективного содержания, не контролируемых практикой. Истоки такой трактовки восходят к Канту. Кант признавал наличие в человеческом познании философского элемента, представленного метафизическими суждениями. Эти суждения, так же как и предложения математики и теоретического естествознания, являются априорными и синтетическими. Однако они существенно отличаются от последних. Априорные синтетические суждения математики и естествознания представляют собой вполне законный вид научного знания, имеющий основу в априорных формах чувственности — пространстве и времени—и формальных и материальных условиях опыта. Что же касается априорных синтетических суждений метафизики, то они лишены таких оснований. Эти суждения, считал Кант, возникают из «естественной склонности» человека рассматривать природу вещей вне чувственного опыта и стремления познать «вещи в себе». Они приводят к антиномиям, т. е. логическим противоречиям, и поэтому не могут рассматриваться как вид научного знания. Хотя Кант и отрицал философский элемент науки, представленный в виде метафизических суждений, он оставлял в ней место для идей, которые, с современной точки зрения, имеют отношение к методологическим принципам. Это были идеи причинности и сохранения. Уже во времена Канта они играли роль методологических принципов физики. Кант признавал законность утверждений о причинной связи явлений, о сохранении материальной субстанции. Однако он рассматривал их не в качестве метафизических, а в качестве естественнонаучных положений. Неопозитивисты отвергают метафизику (т. е. философию). Негативное отношение неопозитивистов к ней проистекает из применяемого ими критерия познавательного смысла, который Карнап формулирует следующим образом: «Если подтверждение или опровержение лингвистического выражения А наблюдением в принципе невозможно, то выражение А лишено познавательного смысла... Выражение А является псевдоутверждением, если оно лишено познавательного смысла, но имеет грамматическую форму повествовательного предложения и может поэтому вызвать психологический эффект, сходный с эффектом, производимым истинным предложением. Некоторые основные тезисы традиционной метафизики не допус- кают подтверждения или опровержения ни при каких допустимых данных наблюдения и являются поэтому псевдоутверждениями» '. Отношение неопозитивистов к методологическим принципам характеризуется следующими моментами. Прежде всего они ограничивают круг этих принципов. Из числа методологических принципов исключаются принципы, претендующие на описание объективного мира. Так они поступают, в частности, с принципом причинности. В отличие от Канта, который принимал принцип причинности, считая причинную связь необходимой формой связи явлений, неопозитивисты квалифицируют причинность как чисто эмпирическую связь, лишенную необходимости. С их точки зрения, принцип причинности не является и методологическим принципом, направляющим научное познание. По существу, единственным принципом, методологический характер которого признается неопозитивистами в явной форме, оказывается принцип простоты. Этот принцип имеет множество интерпретаций. Весьма плодотворной в научном отношении является интерпретация, данная английским номиналистом Оккамом, согласно которой наиболее простым объяснением считается объяснение на основе наименьшего числа предположений. В этой версии принцип простоты имеет очевидный объективный прообраз в реальном мире в виде его единства. Но неопозитивисты отвергают эту версию принципа Оккама. Для них простота относится к такой организации науки, которая делает науку удобной в прагматическом смысле. Аналогичный смысл придавал понятию так называемой дескриптивной простоты Рейхенбах, считавший, что требование дескриптивной простоты дает возможность выбрать одно из нескольких эмпирически эквивалентных описаний. Особого рассмотрения заслуживает позиция Поппера в решении вопроса о статусе методологических принципов. Поппер отверг неопозитивистский принцип верифицируемости, изгоняющий метафизику из сферы науки. Вместе с тем он ввел критерий различия между «наукой» и «метафизикой» на основе принципа фальсифицируемости. Этот принцип, по мнению Поппера, существенно отлича- ' «The philosophy of Rudolf Carnap», p. 874. ется от принципа верифицируемости. Последний определяет критерий значения и осмысленности утверждений и лишь в силу этого является демаркационным принципом, разграничивающим науку и метафизику. Согласно неопозитивистам, это разграничение вытекает из того, что метафизика бессодержательна, в то время как наука представляет собой совокупность осмысленных высказываний. Что же касается принципа фальсифицируемости, то он вовсе не является принципом, определяющим критерий значения и осмысленности. Из него не следует, что метафизика бессодержательна. Он лишь утверждает, что метафизику, чьи предложения не удовлетворяют требованию фальсифицируемости, нельзя считать эмпирической наукой. Поппер дает в общем высокую оценку роли философских принципов в научном познании. Но эта оценка в значительной мере оказывается декларативной, так как философские принципы все же исключаются им из теоретической структуры науки, лишаются рационального характера и сводятся к спекулятивным идеям, принимаемым на веру. Эти принципы находятся в сфере не логики, а психологии науки. Поппер пишет: «Рассматривая данный вопрос в психологическом аспекте, я склонен думать, что научное открытие невозможно без веры в идеи, которые имеют чисто спекулятивный характер и иногда даже весьма неопределенны, без веры, которая полностью не гарантируется наукой и которая в таком случае является «метафизической»» '. Неопозитивистской трактовке методологических принципов Поппер противопоставляет свою собственную интерпретацию этих принципов, которая, как он полагает, имеет качественно иной характер. «То, что я понимаю под «методологией»,—пишет он,—нельзя считать эмпирической наукой. Я не верю, что методы эмпирической науки позволяют решать такие спорные вопросы, как вопрос о том, пользуется наука принципом индукции или нет. И мои сомнения возрастают в еще большей мере, когда я вспоминаю, что то, что следует назвать «наукой» или кого можно считать «ученым», всегда остается вопросом конвенции или решения» 2. Методологические принципы, какой бы из них мы ни рассмотрели — будь то принцип фальсифицируемости или ' К. Popper. Logic of scientific discovery, N. Y., 1968, p. 38. 2 Ibid., p. 52. причинности,— представляют собой, по Попперу, не что иное, как «правила игры» эмпирической науки. Эти правила носят конвенциональный характер, и об этом не следует забывать, что, собственно говоря, и делают сторонники «натуралистической» точки зрения. Ибо в противном случае конвенции «превращаются в догмы» '. Несмотря на кажущееся различие взглядов неопозитивистов и Поппера на статус методологических принципов, они по существу идентичны. И неопозитивисты, и Поппер видят в этих принципах лишь не зависящие от опыта правила, определяющие нормы познавательной деятельности ученых. Априоризм неопозитивистов и априоризм Поппера различаются лишь своими оттенками. В последнем случае априоризм сочетается с конвенционализмом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.148 (0.01 с.) |