Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные революции и проблема преемственностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрение развития научного знания как смены научных теорий ведет к преодолению финитистских концепций. Но вместе с тем оно порождает две новые проблемы — проблему определения понятия научной революции и проблему связи между старыми и новыми теориями, преемственности между ними. Решение этих проблем имеет фундаментальное значение для учения об истине, в особенности в аспекте ее абсолютности. В последние годы заметно усилился интерес к вопросу о сущности научных революций. В решающей степени это обусловлено возрастанием роли революций подобного рода в жизни современного общества. Дискуссии по данному вопросу были стимулированы появлением книги американского науковеда Т. Куна «Структура научных революций», в которой выдвинута новая и весьма нестандартная точка зрения на сущность научных революций. По мнению Куна, характеристика научных революций как смены теорий неадекватна. Научная революция, с его точки зрения,— это смена парадигм, т. е. общепризнанных научных достижений, которые в течение определенного времени служат научному сообществу образцом постановки научных проблем и их решений. Смена парадигм означает, по Куну, нечто более значительное и радикальное, чем смена научных теорий. В результате этого процесса происходит изменение не просто теоретической интерпретации эмпирических данных и теоретического способа описания мира, но самого видения мира. Появление новой парадигмы Кун уподобляет вспышке молнии, которая срывает пелену с глаз ученых, и они начинают видеть окружающий мир в новом свете. Не отрицая определенной ценности куновского понятия парадигмы, хотелось бы отметить, что его концепция научных революций как смены парадигм мало что вносит позитивного в понимание сущности научных революций. Если отбросить риторику о пелене, спавшей с глаз, озарении и пр., то главный признак научных революций, по Куну,— изменение видения мира — означает не больше, чем изменение теоретического восприятия мира. Изменение теории как раз и составляет изменение концептуализации восприятий. Поэтому ученый, принявший новую теорию, по-новому воспринимает мир. Можно сказать даже больше: в результате этого изменяется теоретизированный мир, т. е. такое проявление объективного мира, в котором он выступает как «мир для нас». Все это может быть понято, таким образом, и в рамках концепции научных революций как смены научных теорий. Куновская концепция смены парадигм ничего принципиально нового сюда не добавляет. Вместе с тем, акцентируя внимание на психологических аспектах научных революций, состоящих в изменении восприятия мира, Кун сводит к ним все существо научных революций. Из его поля зрения выпадают такие стороны революций, как фундаментальность изменений, происходящих в науке. Вследствие этого Кун применяет понятие революции для характеристики таких достижений, которые, несмотря на свою психологическую необычность, умещаются в рамки одного качественного этапа в развитии науки. Он ставит на одну доску открытия, которые осуществлялись в рамках отдельной теории, и открытия, которые знаменовали переход от одной теории к другой. В частности, он приводит такие сопоставления. Боровская теория спектра атома водорода, по его словам, была революционной, в то время как теория Зоммер-фельда — нет. С революцией в физике он связывает теорию Ампера и закон Ома и в то же время отрицает такую связь в отношении закона Джоуля — Ленца '. Если понятие научной революции как смены научных теорий и должно быть уточнено, то лишь в следующем смысле. Это понятие необходимо связывать со сменой наиболее важных и фундаментальных теорий. Именно такими были революции в физике, в результате которых возникли новые представления о структуре атома, квантовая механика, специальная теория относительности, общая теория относительности и релятивистская космология, квантовая теория поля. Научные революции представляют собой неординарное явление. Они составляют целую эпоху в развитии науки. В связи с этой особенностью научных революций следует сделать ряд критических замечаний в адрес концепции научной революции К. Поппера. Согласно Попперу, научное познание осуществляется по следующей схеме: Р1 —> ТТ —> ЕЕ —> Р2. Мы начинаем, говорит Поппер, поясняя свою схему, с некоторой проблемы P1, затем переходим к ее решению — пробной теории ТТ, которая может быть частично либо полностью ложной. Пробная теория подвергается процедуре элиминации ошибок ЕЕ, которая предполагает 1 Т. Kuhn. Reflections on my critics. — «Criticism and the growth of knowledge». Cambridge, 1970, p. 251. критическое обсуждение и экспериментальную проверку теории. Вследствие этого возникает новая проблема Р2'. В концепции Поппера имеются рациональные моменты, состоящие в указании на относительную истинность научных теорий, на роль критического начала в развитии научного знания. Но из нее следует неправильное представление о развитии науки как «постоянной революции». Это представление, преувеличивающее на первый взгляд роль революционного начала в науке, в действительности низводит статус революции в науке до простой смены любых, не обязательно фундаментальных теорий. На этом фоне сглаживается значение подлинных научных революций, составляющих целую эпоху в развитии научного знания. Рассмотрение научных революций как смены фундаментальных научных теорий придает проблеме преемственности в развитии знаний особую остроту. Дело в том, что изменения, связанные с переходом от одной фундаментальной теории к другой, особенно значительны и глубоки. На их основе создаются принципиально различные онтологии, теоретизированные миры, не имеющие, казалось бы, общих точек соприкосновения. Философам, которые сосредоточивают свое внимание лишь на этом различии, кажется невероятным, что переход от одной теории к другой может означать выработку более полной картины объективного мира, ибо новая теория, в их представлении, находится в противоречии со старой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.011 с.) |