Международные стандарты аудиторской деятельности. Проблемы их внедрения в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные стандарты аудиторской деятельности. Проблемы их внедрения в РФ.



Изучение опыта, накопленного другими цивилизованными государствами, а также проводимая координация во всемирном масштабе с целью обеспеченияединообразия аудиторской практики требуют знанияМеждународных стандартов аудита (МСА). Они считаются наиболее универсальными и гибкими. Необходи-

мость унификации аудиторских проверок обусловленарядом факторов. Прежде всего на эволюцию стандар-

тов аудита влияет создание Международных стандартов финансовой отчетности, обеспечивающих возмож-

ность применения общих подходов к аудиту. К этому жеведет увеличение числа и расширение деятельности

транснациональных корпораций, использующих единыепринципы ведения бухгалтерского учета во всех дочерних и зависимых предприятиях, расположенныхв странах разных континентов. Развитие общепризнанных стандартов способствует также росту монополизма в сфере аудита и консультационных услуг. В настоящее время преобладающая доля этого рынка приходится на 10-11 крупнейших компаний. Важна рольМеждународных стандартов аудита в связи с тем, чтоони ограничивают возможность некачественной проверки. Стандарты аудита, являясь критерием качестваоказанных услуг, позволяют клиентам и пользователямфинансовой отчетности получить в определенной мереуверенность в том, что аудитор не подтвердит недостоверную информацию, а проверка проведена им добросовестно.А разработкой стандартов аудита занимается рядмеждународных организаций и национальных ассоциаций аудиторов: Международная федерация бухгалтеров; органы ООН: Экономический и социальный совет; Комиссия по ТНК; Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию; Международныйбанк реконструкции и развития; Европейский союз;Комиссия по ценным бумагам и биржам; Американский институт присяжных бухгалтеров, национальныесоюзы профессиональных организаций других стран.Большая часть российских Правил (стандартов) попринципам, на которых они базируются, и содержаниюблизка к МСА, а существующие различия связаны нес намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА,а с особенностями действующего российского законодательства, уровнем развития отечественного аудита,другими объективными и субъективными причинами.

Такие расхождения могут быть со временем устранены,и понятно, в каком направлении для этого следует ме-

нять российские регламентирующие документы.МСА состоят из Международных стандартов проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг. Первая часть МСА включает в себя 29 стандартов, в которых изложены основы аудиторскихпроцедур.Основная проблема проведения в России аудитасогласно МСА заключается не в отсутствии соответствующих национальных аудиторских стандартов илинеудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми россий-

скими аудиторскими организациями, которые выдаютэкономическим субъектам аудиторское заключение по

результатам обязательного ежегодного аудита. Проблемы и тенденции внедрения МСА в. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

Известно, что в октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

Следует обратить внимание на несколько необычное двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми у нас стандартами, для утверждения которых существуют специальные организации и процедуры).

Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

Одна из проблем, связанных с внедрением международных стандартов аудита в российскую практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.

За последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Аудиторское заключение должно давать пользователям ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.007 с.)