Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.



После проведения всех необходимых процедур аудитор оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы. Кроме того, аудитор рассматривает адекватность раскрытия финансовой информации в отчетности.

На этой стадии проверки аудитор может составить Письмо о представлении информации (написанное от лица руководства предприятия), содержащее перечень ответов руководства на основные вопросы, поставленные в ходе аудита, а также признание ответственности менеджмента за правильное представление информации, включенной в финансовую отчетность.

Такое письмо подписывается руководством экономического субъекта. Если руководство отказывается его подписать, то аудитор рассматривает вопрос о выдаче заключения, отличного от безусловно-положительного.

Кроме того, важной частью этого этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. В случае обнаружения ошибок и нарушений аудитор определяет их общую сумму, чтобы понять, является ли эта сумма существенной.

Иногда истинная величина ошибки неизвестна, поэтому аудитор должен оценить ее возможную величину и существенность.

В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостовериться, что аудит соответствует установленным стандартам.

И наконец, весьма полезно представить рабочие документы для обзора лицу, не участвующему в аудите, или контролеру, чтобы выявить возможные слабые места аудиторской проверки, а также определить возможность защиты качества аудита перед независимым наблюдателем. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Подготовка аудиторского отчета (письменной информации аудитора руководству аудируемого лица) регламентируется Международными стандартами аудита МСА 700 и МСА 700А, а также российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита. Аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде по ходу осуществления аудита промежуточную информацию.

Цель письменной информации — довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системах внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

В случае инициативного аудита аудиторские организации обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменную информацию аудитора в случаях, если:

договором на осуществление инициативного аудита предусматривается подготовка по итогам аудита заключения аудитора;

договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора, а подготовка письменной информации аудитора.

В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, т.е. любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках — она отражает лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа, состоящая из значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем группы сотрудников или руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.п.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу на бланке аудиторской организации — либо с угловым штампом, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.

Каждая аудиторская организация обязана разработать единые (внутрифирменные) требования к форме подготовки письменной информации аудитора, которые утверждаются руководителем аудиторской организации. Выполнение этих требований обеспечивает аккуратное и единообразное оформление данного документа для различных экономических субъектов.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться реквизиты аудиторской организации и реквизиты проверяемого экономического субъекта, а также указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора и выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштаба и специфики аудиторской проверки, а также размеров аудиторской фирмы, размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, следует включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:

особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

сведения о методике аудиторской проверки; подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности; указание, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным, а какие — выборочным способом и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;

перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций как таковых;

оценка (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей, представленных экономическим субъектом, и прогнозируемых показателей по результатам проверки аудиторской организацией;

в случае проверки крупных экономических субъектов со сложной организационной структурой — сведения о проверках филиалов, подразделений и дочерних фирм такого экономического субъекта, общие результаты таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки экономического субъекта в целом;

при последующих аудиторских проверках — оценку и анализ выполнения рекомендаций или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, недостатков, указанных в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора;

в случае отклонения от требований правил (стандартов) аудиторской деятельности (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг) — сам факт и причины такого отклонения.

Сведения, содержащиеся в письменной информации аудитора, должны быть четкими, краткими, содержательными, без фактических неточностей. В необходимых случаях в письменной информации аудитора должны иметься обоснования количественных расчетов и оценок, ссылки на документы действующего законодательства.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке указывается, какие из сделанных замечаний существенны и какие несущественны, влияют ли они (или могут влиять) на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении. При подготовке аудиторской организацией условно-положительного заключения, отрицательного заключения или отказе от выражения мнения в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин формирования у аудитора соответствующего мнения.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора может быть передана только лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг, и, наконец, любому другому лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, — в случае письменного указания на то аудиторской организации.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации, в которой могут содержаться требования внесения (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений, имеющих существенный характер, является обязательным для того, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить экономическому субъекту положительное аудиторское заключение.

Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа.

Оно может провести встречу с аудиторами, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах: один передается под расписку только (и исключительно) лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию письменная информация аудитора может быть переслана по почте. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленной прежней аудиторской организацией. Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных ранее

26. Экспертиза хозяйственных договоров на соответствие законодательству. Экспертиза учётной политики. Типичные ошибки.

Экспертиза хозяйственных договоров на соответствие законодательст.

Экспертиза включает в себя следующие действия. 1. аудитор определяет круг договоров, которые используются клиентом в его деятельности, из общей совокупности видов договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ: купли-продажи, аренды, перевозки, комиссии, поручения, подряда, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, возмезлного оказания услуг, транспортной экспедиции и т. д.

2. проводится устный опрос руководства о порядке заключения договоров, о том, собирается ли до подписания договора досье на нового клиента и каким образом.

3. Особое внимание аудитор обращает на то, кем подписан договор — соответствует ли подпись лица расшифровке фамилии, а должность лица, подписавшего договор, — важности этого документа.

Если представитель контрагента — директор предприятия, который не имеет доверенности, необходимо ознакомиться с приказом о его назначении, либо (это в основном касается государственных предприятий) с протоколом собрания учредителей предприятия (для коммерческих организаций). В отношении учредителей следует обратить внимание на следующее. Зачастую на некоторых предприятиях, особенно там, где директор работает по найму, учредители в той или иной степени ограничивают его полномочия и предоставляют ему их только с согласия правления, совета директоров, собрания учредителей и т.д. Например, в уставе организации в разделе "Компетенция директора" может быть указано, что директор вправе совершать сделки на сумму свыше 1 млн. руб. только с согласия совета директоров предприятия. Поэтому следует ознакомиться с соответствующим этому разделом устава организации-контрагента и убедиться, что полномочия директора не ограничены.

Если представитель имеет доверенность, следует проверить, есть ли на бланке доверенности подпись руководителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность вообще недействительна), срок ее действиях объем полномочий по доверенности.

4. Изучая предмет договора, аудитор должен обратить внимание на то, нет ли в нем двусмысленности, нечеткости фраз.

5. При формулировании условий об обстоятельствах, освобождающих от ответственности (форс-мажорных оговорок), необходимо учитывать последствия той или иной формулировки, что может привести к снижению или повышению имущественной ответственности стороны договора.

 

При включении в договор оговорки, предусматривающей конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязательства, арбитражные суды, как правило, принимают решение о взыскании со стороны убытков, явившихся следствием обстоятельств, находившихся вне контроля, если они не предусмотрены перечнем, содержавшимся в договоре.

6. Следует установить, визируются ли договоры экономического субъекта юристами. 1.8 Экспертиза учетной политики экономического субъекта

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Учетная политика включает совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Поэтому аудитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоряжение) руководителя предприятия по учетной политике.

Термин "учетная политика" встречается в основных документах по нормативному регулированию бухгалтерского учета, включая Закон о бухгалтерском учете, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, ПБУ "Учетная политика организации" и других документах.

в учетной политике налогоплательщик должен выделить все важнейшие положения, которые он будет применять.

В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ аудируемые лица могут оформить учетную политику в виде:

 

• единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению;

 

• двух отдельных учетных политик. Одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения.

Независимо от используемых вариантов учетной политики аудитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения.

Экспертиза основных элементов учетной политики экономического субъекта в целях бухгалтерского учета.

Под основными элементами учетной политики понимают методические, технические и организационные. Для проведения экспертизы основных элементов учетной политики целесообразно разработать типовой вариант (табл.3) и использовать его при проведении аудита. Во второй графе отражены положения учетной полиции, в третьей — ссылки на нормативный акт, которым предоставлено право выбора, а в четвертой — основные альтернативные варианты. В пятой графе аудитор проставляет вариант, который используется у проверяемого экономического субъекта. После заполнения таблицы проводится анализ зафиксированных в ней данных и делаются соответствующие выводы об общем уровне применяемой экономическим субъектом учетной политики в целях ведения бухгалтерского учета: хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный.

Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующем:

• учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в организации отсутствует;

• положения учетной политики не соответствуют нормативным актам;

• большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не приведено.

продолжение Анализ приведенных положений позволяет аудитору сделать выводы об уровне учетной политики в целях налогообложения: хороший, удовлетворенный, неудовлетворенный.

Неудовлетворительный уровень свидетельствует о следующим:

• учетная политика в целях налогообложения отсутствует;

• положения учетной политики не соответствуют нормативным актам, зафиксированным в НК РФ, особенно в гл.25;

• большинство положений учетной политики в целях налогообложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица.

По результатам анализа учетной политики как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения аудитор делает общие выводы и вместе с субъектом принимает решение о дальнейшем ведении работы по проверкеаудируемого лица. Аудит учетной политики организации

Аудитор должен ознакомится с приказом об учетной политике организации и приложениями к нему, т.е. рабочим планом счетов, графиком документооборота, порядком проведения инвентаризации активов и обязательств и другими. В процессе проверки перечисленных документов необходимо установить соответствие учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности организации, соблюдение неизменности учетной политики и практическое применение отдельных положений приказа об учетной политике.

Проверка приказа об учетной политике организации. Аудитор должен определить отражение в приказе об учетной политике следующих способов учета и оценки объектов бухгалтерского учета: способ начисления амортизации нематериальных активов, способ начисления амортизации основных средств, способ учета затрат на ремонт основных средств, способ учета материалов при их приобретении и заготовлении, способ оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство и ином выбытии, оценку незавершенного производства, способ учета выпуска продукции и ряд других способов. На основании полученной информации аудитор должен установить обоснованность выбора того или иного способа из нескольких в рамках законодательства по конкретному направлению.

Проверка приложений к приказу об учетной политике. Далее аудитору необходимо проверить содержание следующих рабочих документов: рабочий План счетов бухгалтерского учета (определить перечень содержащихся в плане счетов синтетических и аналитических счетов, включая субсчета, их необходимое количество с учетом специфики деятельности, уровня материально-технической базы); перечень первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы; формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (проверить содержание нетиповых форм первичных документов и обоснованность их использования, а также содержание форм внутренней бухгалтерской отчетности); график документооборота (установить круг лиц, ответственных за выписку, оформление, представление документов к проверке; порядок и время прохождение документов с момента составления до сдачи в архив, проверить его соблюдение); технологию обработки учетной информации (установить носители, на которых составляются первичные и сводные учетные документы, т.е. на бумажных и/или машинных носителях); порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (установить формы и количество плановых инвентаризаций, сроки их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств организации, проверяемых в ходе каждой инвентаризации).

Проверка внесения изменений в учетную политику. Если организацией были внесены изменения в учетную политику, аудитору следует установить: причину изменения учетной политики и ее обоснованность (изменения законодательства РФ, нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработка новых способов ведения бухгалтерского учета, изменение условий деятельности); своевременность внесения изменений в приказ об учетной политике организации. Аудитор может проверить отражение изменений в бухгалтерской отчетности организации, в частности, оценку последствий изменений в денежном выражении, корректировку показателей предыдущих периодов, включенных в отчетность за отчетный год.

13.4. Типичные ошибки и нарушения в организации

бухгалтерского учета и учетной политики организации

Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками и нарушениями, которые выявляются в ходе проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики, являются: отсутствие приказа об учетной политике организации; не соответствие положений приказа об учетной политике нормативным актам по бухгалтерскому учету; не отражение приказа об учетной политике всей необходимой информации для полного формирования учетной политики; необоснованное внесение изменений в учетную политику; не раскрытие учетной политики в отчетности организации, публикующей бухгалтерскую отчетность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.043 с.)