Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. Основные законодательные и нормативные документы, источники информации, перечень аналитических процедур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики. Основные законодательные и нормативные документы, источники информации, перечень аналитических процедур.



. Аудит организации БУ и учетной политики

Нормативная база:

ПБУ 1/2008 – учетная политика, ПБУ 4/99 – о порядке формирования показателей бух.отчетности

Учетная политика - основной организационный документ проверяемого экономического субъекта.

Целью аудита учетной политики является проверка соответствия учетной политики для целей бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства и специфике деятельности экономического субъекта.

Задачами аудита учетной политики для целей бухгалтерского учета является проверка:

 наличия учетной политики;

 соответствия требованиям законодательства порядка утверждения учетной политики;

 полноты и соответствия требованиям законодательства положений учетной политики;

 полноты и соответствия положений учетной политики специфике деятельности субъекта.

Основные вопросы, подлежащие выяснению в ходе аудита учетной политики:

 наличие учетной политики для целей бухгалтерского учета у экономического субъекта;

 своевременность утверждения учетной политики для целей бухгалтерского учета;

 фактическое утверждение учетной политики распорядительным документом по аудируемой организации;

 обоснованность внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета;

 адаптивность учетной политики при изменении законодательства.

Источники информации при проведении аудита учетной политики:

 учредительные документы аудируемой организации, содержащие сведения об аудируемой организации (осуществляемые виды деятельности, руководитель организации и т.д.);

 приказ об утверждении положения об учетной политике организации;

 приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации (если есть) - график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список (перечень) должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов, список (перечень) должностей лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, другие приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации;

 информацию о применяемых аудируемой организацией способах ведения бухгалтерского учета, подготовленную участниками аудиторской группы (проводящей аудит данного предприятия);

 другие источники в зависимости от специфики аудируемой организации.

Необходимо установить, раскрыты ли в учетной политике следующие темы:

Выбор способа начисления амортизации основных средств.

1. Способ оценки нематериальных активов.

2. Выбор метода оценки материально-производственных запасов и готовой продукции.

3. Формирование резервов.

4. Методы оценки активов и обязательств. И т. д.

Учетная политика как документ рассматривается только сплошным методом и в полном объеме.

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;

методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;

пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

33. Аудит отчетности экономического субъекта. Основные законодательные и нормативные документы, источники информации и перечень аналитических процедур.

К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Закон РФ № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. Приказом МФ РФ № 34н от 26 июля 1998 г.).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.).

6. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом МФ РФ № 4 от 13 января 2000 г.).

7. Методические рекомендации о порядке формирования показаний бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 28 июня 2000 г.).

Этими документами должны руководствоваться бухгалтерские службы экономических субъектов при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта

Целью яв-ся формирование и выражение мнения о достоверности финансовой от-ти эк-го субъекта и в зависимости от сложившегося мнения либо подтверждение ее достоверности для внешних поль-лей, либо нет.

Источниками информации выступают формы бух. от-ти, применяемые организациями и предприятиями: ф№1, ф№2, ф№3, ф№4, ф№5; пояснительная записка к годовому отчету; все формы промежуточной отчетности предприятия за год. К источникам инфор. помимо форм от-ти от-ся также Положение об учетной политике пред-я, учетные регистры, регистры налогового учета, налоговые декларации, Главная книга, бухгалтерские справки и т.д. Для формирования профессионального мнения относительно указанных форм отчетности аудиторы должны: проверить соответствие от-ти п-я требованиям нормативных актов РФ, предъявляемых к ее составлению; проверить состав и содержание форм бух.от-ти; проверить правильность оценки статей от-ти; подтвердить достоверность показателей от-ти; проверить правильность формирования сводной отчетности.

Изучая состав и содер-е форм БО п-я, аудиторы выясняют их соответ-е требов-м нормативных доков: наличие всех установ форм, полноту их заполнения, присут-е необх-х реквизитов; осущес арифметический контроль показат и проверяют их взаимосвязь. Типичными ошибками бух. от-ти яв-ся: неполное заполнение всех обязательных реквизитов от-ти; не раскрытие в от-ти существенных показат. деят-ти пред-я за отчет. период; недостаточные пояснения к бух. от-ти; наличие исправлений и помарок в от-ти; не составление промежуточной от-ти; наличие арифметич ошибок при подсчете показат от-ти, округлениях значений показателей; отсутствие взаимоувязки отдельных показателей различных форм от-ти; не отражение существенных событий после отчетной даты в бух. от-ти; не раскрытие либо недостаточное раскрытие последствий условных фактов.

 

34. Аудит учета расчетов по налогам и сборам, а также социальному страхованию и обеспечению. Источники информации для проверки, перечень аналитических процедур, типичные ошибки.

Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки

1. Конституция Российской Федерации, ст. 57.

2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.

3. Федеральный закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. №2118-1 (с последующими изменениями).

4. Федеральный закон «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 (с последующими изменениями).

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утв. Приказом МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).

6. Прочие законодательные и нормативные документы о налогах и сборах.

Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Источники информации для проверки

В качестве источников информации для проверки расчетов по налогам и сборам служат следующие документы.

1. Первичные документы бухгалтерского учета.

2. Регистры бухгалтерского учета.

3. Баланс.

4. Расчеты, справки, сведения.

5. Договоры с контрагентами.

6. Протоколы решений общего собрания учредителей, акционеров.

7. Протоколы решений совета директоров.

8. Приказы исполнительной дирекции.

9. Учетная политика организации в целях налогообложения.

10. Другие, например, первичные налоговые документы, регистры налогового учета, налоговые расчеты, декларации по налогам.

Аудит учета расчетов по налогам и сборам. Перечень аудиторских процедур

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

• инспектирование;

• наблюдение;

• пересчет (проверка

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор может применять следующие способы получения доказательств:

• инспектирование;

• наблюдение;

• пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

• аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

арифметических расчетов аудируемого лица);

• аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.

Аудит учета расчетов по налогам и сборам.

Типичные ошибки

На проверяемом экономическом субъекте могут быть обнаружены различные упущения, ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:

1. Не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

2. Отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.

3. Не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.

4. Отсутствует утвержденный перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

5. Отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

6. Ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотрудники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов.

7. Не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.

8. Не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.

9. Использование налоговых льгот безосновательно.

35. Аудит учета основных средств. Источники информации, план и программа проверки, перечень аналитических процедур и типичные ошибки.

Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов.

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ, чч. 1 и 2.

2. Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 9 декабря 1998 г.).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.).

5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № ЗЗн от 20 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями).

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49).

7. Инструкция Госкомстата РФ от 24 сентября 1993 г. № 185 «О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству» с изменениями и дополнениями.

8. Постановление Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. № 241 «Об утверждении типовых форм учета основных средств» (в ред. постановления Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а).

9. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1Аудит учета основных средств. Источники информации для проверки

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Необходимо отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

• акт (накладная) приемки-передачи основных средств — ф. ОС-1;

• акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов — ф. ОС-3;

• акт на списание основных средств — ф. ОС-4;

• акт на списание автотранспортных средств — ф. ОС-4а;

• инвентарная карточка учета основных средств — ф. ОС-6;

• акт о приемке оборудования — ф. ОС-14;

• акт приемки-передачи оборудования в монтаж — ф. ОС-15;

• акт о выявленных дефектах оборудования — ф. ОС-16.

• журналы-ордера №№ 13, 10и 10/1 — для ведения синтетического учета движения основных средств и их износа, а при использовании компьютерных информационных технологий — машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;

• Главная книга;

• баланс (ф. № 1);

• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

• приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

• другие документы, справки, расчеты и т.д. План и программа аудиторской проверки учета основных средств

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

• контроль за наличием и сохранностью основных средств;

• правильность отнесения предметов к основным средствам;

• правильность оценки основных средств в учете;

• правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

• правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

• правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:

1) аудит наличия и сохранности основных средств;

2) аудит движения основных средств

3) аудит правильности начисления амортизации;

4) проверка правильности налогообложения по основным средствам.

Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств.

Аудит учета основных средств. Перечень аудиторских процедур.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для того аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с российским правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательства». Так, при проверке учета основных средств и нематериальных активов используются следующие способы получения доказательств:

проверка арифметических расчетов аудируемого субъекта (пересчет);

• инспектирование;

• наблюдение;

• подтверждение;

• аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по основным средствам, налоговых расчетов, показателей отчетности и т.д.

Инспектирование представляет собой проверку записей и документов при проверке учета и отражения операций по расчетам по основным средствам.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами по учету операций с основными средствами.

Подтверждение применяется для установления фактической передачи и приема вкладов основных средств в совместную деятельность, уставные капиталы других организаций и т.п.

Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия основных средств в различные периоды, данных отчета об их движении, оценке соотношений между разными статьями и формами отчетности и т.д.

Кроме того, аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно при необходимости) при проведении инвентаризации основных средств. Аудит учета основных средств. Типичные ошибки

Примерный перечень типичных ошибок следующий.

В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (ф. ОС-6). Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а на тех предприятиях, где названные карточки все-таки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов.

Материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства».

Несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги информации об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.

Оприходование основных средств не по цене их приобретения.

При покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается налог на доходы физических лиц.

При передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия сумма превышения их договорной стоимости над балансовой нередко включается в состав доходов будущих периодов.

При безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала.

Начисление амортизации основных средств производится один раз в квартал.

Предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.

Неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств.

Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.

36. Аудит учета нематериальных активов. Источники информации, план и программа проверки, перечень аналитических процедур и типичные ошибки.

Аудит операций с НМА

Норм база: ФЗ-129 от 21.11.1996, ПБУ 14/2007 –учет НМА, план счетов БУ, НК РФ

Цель аудита нематериальных активов – подтвердить соответствие существующего в организации порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, а также достоверность отражения информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности. Нематериальные активы имеют ряд особенностей: отсутствие материально-вещественной формы, высокая степень риска в отношении возможных доходов от их использования в будущем и т. д.

К нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности, в том числе:

-исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;

-исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

-исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

-исключительное право патентообладателя на селекционные достижения и др.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация организации и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Аудиторская проверка нематериальных активов основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету нематериальных активов.

При анализе системы внутреннего контроля аудитор обращает внимание на следующее:

определен ли круг лиц, ответственных за сохранность нематериальных активов;

каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны;

создана ли комиссия по приемке нематериальных активов;

проводится ли инвентаризация нематериальных активов.

Источники информации:

1. ведомости аналит учета 05, 05

2. карточки учета НМА

3. первичные и системные документы, связанные с приобретением или созданием НМА

Отсутствие контроля со стороны руководства организации над нематериальными активами, а также неудовлетворительная организация системы их бухгалтерского учета повышает аудиторский риск. В таком случае аудитор увеличивает объем выборки2.

Этапы и процедуры аудита нематериальных активов

1. Ознакомительный этап. Анализируется состав нематериальных активов организации.

Для этого аудитор изучает данные первичного учета, а также бухгалтерские регистры и подтверждает обоснованность классификации объекта в качестве нематериального актива. Значительное внимание следует уделить анализу договоров, патентов, свидетельств о регистрации права собственности и других документов, подтверждающих право собственности организации на нематериальные активы.

Далее аудитор проверяет документальное оформление учета нематериальных активов, в частности использование унифицированных форм учета, правильность оформления первичных документов при их принятии к учету.

Во время проверки оценивается организация синтетического и аналитического учета нематериальных активов, обеспеченность информации по единицам учета, соответствие открытых субсчетов бухгалтерскому счету 04 «Нематериальные активы», Плану счетов бухгалтерского учета, а также рабочему плану счетов, утвержденному учетной политикой организации.

2. Аудит учета поступления (создания) нематериального актива. Нематериальные активы организация может приобрести за плату по договору купли-продажи, получить безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, а также создать собственными силами либо с привлечением сторонних организаций. Аудитор проверяет источники поступления нематериальных активов и устанавливает достоверность отражения экономической сущности поступления активов в бухгалтерском учете. Для определения верного отражения операций по поступлению нематериальных активов необходимо провести анализ заключенных договоров, первичных документов, убедиться в правильности формирования первоначальной стоимости актива.

Аудитор рассматривает своевременность постановки на учет нематериальных активов и правильность методологии произведенных бухгалтерских проводок. Для этого первичные документы сверяют с данными регистров по бухгалтерским счетам 04 «Нематериальные активы» и 08 «Капитальные вложения».

3. Аудит учета начисления амортизации нематериального актива. От правильности начисленной амортизации зависит достоверность отражения остаточной стоимости нематериального актива в отчетности организации. На данном этапе проверки аудитор обращает внимание:

 

на соблюдение учетной политики организации в части начисления амортизации (способы начисления должны соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства);

правильность установления срока полезного использования и определения нормы амортизации;

достоверность расчета сумм амортизационных отчислений.

4. Аудит выбытия нематериальных активов. Во время аудита выбытия нематериальных активов в первую очередь рассматриваются способ их выбытия, наличие основания для списания активов, а также его документальное подтверждение. Кроме того, проверяется правильность отражения операций по выбытию нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета и подтверждается достоверность определения финансового результата выбытия активов.

5. Аудит налогообложения операций, связанных с нематериальными активами. Налоговый учет нематериальных активов может отличаться от бухгалтерского. Для выявления налоговых рисков аудитор изучает учетную политику организации для целей налогового учета, получает необходимый объем доказательств соблюдения требований действующего налогового законодательства при осуществлении операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной базы аудитор использует налоговые регистры

Методы аудит нематериальных активов

Наиболее эффективному проведению проверки способствует комплексное использование различных методов аудита. Например, для подтверждения достоверности расчетов сумм амортизации, а также налоговых расчетов используется метод пересчета.

Метод инспектирования позволяет выявить соответствие записей на счетах бухгалтерского учета первичным документам по учету нематериальных активов.

Для того чтобы проверить выполнение необходимых процедур по учету нематериальных активов, сотрудники бухгалтерии применяют такой метод, как наблюдение.

А с помощью подтверждения и аналитических процедур аудитор может удостовериться в фактическом совершении операций с нематериальными активами, отраженными в бухгалтерском учете.

Типичные ошибки в бухгалтерском учете нематериальных активов

Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки:

- неверная классификация объекта в качестве нематериального актива (например, в составе нематериальных активов учитывают бухгалтерские программы, справочные правовые системы, на которые организация не имеет исключительных прав);

- неверное формирование первоначальной стоимости инвентарного объекта нематериального актива;

- неверное начисление амортизации вследствие необоснованного установления срока полезного использования;

- отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов

Задачи, объекты и источники информации аудита материально - производственных запасов. План и программа проверки, перечень аналитических процедур, типичные ошибки.

Цель аудита материально-производственных запасов (в дальнейшем - МПЗ) - выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об МПЗ.

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

Аудит МПЗ подразделяется на 2 направления: 1. аудит производственных запасов (счета 10,11,14, 15.16 и др,2. аудит ГП и товаров (сч. 40,41.42,43, 44,45 и др.)

При аудите необходимо проверить и подтвердить:

1. правильность оформления материалов инвентаризации произв запасов и отражение результатов инвентаризации в учете

2. правильность определения и списания на издержки стоимости израсходованных МПЗ

3. проведение мероприятий по расчету предельного норматива уровня расхода МПЗ на один рубль объема реализации продукции. А также факторного анализа фактических отклонений от них

4. правильность синтетического и аналитического учета МПЗ

5. правильность порядка списания торговой наценки

существуют методы оценки МПЗ: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО)

Факт поступления МПЗ в счета вклада УК (Д10,41 К 75)

В БУ организаций розничной торговли, ведущих учет в отпускных ценах будут сделаны след.проводки:

-оприходован товар от поставщиков – Д41 К 60

- начислена торговая наценка – Д41 К 42

-оприходована выручка в кассу за реализ товар Д50 К 90

-списан реализованный товар Д90 К 41

Методы и приемы при аудите МПЗ:

Инвентаризация (для фактического наличия). Пересчет (подтверждение достоверности арифметич расчетов). Подтверждение (для получения информации о правильности отражения в учете), проверка соблюдения правил учета отдельных хоз.операций, устный опрос, проверка документов. Прослеживание, аналитические процедуры.

Первичные документы: доверенности на получение МПЗ, приходные ордера, накладные. Лимитно-заборные карты. Требования-накладные и др.

Типичные ошибки:

1. несоответствие информации и наличии МПЗ по данным главной книги и ж/о

2. несвоевременное оприходование МПЗ

3. изменение методов оценки МПЗ

4. учет сохранности и списания МПЗ ведется с нарушением

5. отсутствие актов приемки-передачи имущества при смене ответственных лиц

6. необоснованное превышение расхода материалов

38. Аудит учета материалов. Нормативные документы, план и программа проверки, перечень аналитических процедур и типичные ошибки.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 Налогового Кодекса РФ расходы на приобретение сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

Суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным сырью и материалам учитываются при налогообложении только в части, относящейся к стоимости этого сырья и материалов, списанных в производство. Счет 003 "Материалы, принятые в переработку" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку, не оплачиваемых организацией-изготовителем. Учет затрат по переработке или доработке сырья и материалов ведется на счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим затраты (за исключением стоимости сырья и материалов заказчика). Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются на счете 003 "Материалы, принятые в переработку" по ценам, предусмотренным в договорах.

Аналитический учет по счету 003 "Материалы, принятые в переработку" ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения.Аудитор должен в ходе проверки выявить:

-основные виды производственных запасов, наличие нормативов запасов;

— методы оценки производственных запасов;

— документооборот по движению сырья и материалов, начиная со склада до списания на производство;

— процедуры текущего контроля за наличием производственных запасов и правильностью их списания на производство;

— особенности процесса движения сырья и материалов за отчетный период.

Аудит операций по кассе. План и программа проверки, перечень аналитических процедур и типичные ошибки.

Аудиторская проверка кассовых операций проводится с целью установления соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Аудиторские процедуры при проверке кассовых операций следующие:

- проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

- правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций; - контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием; - своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета. Проводится анализа операций, совершенных в отчетном периоде и осуществленных на основании выписок банка с расчетных счетов за проверяемые месяцы, предоставляемых к проверке в полном объеме. Производится сверка суммы остатка денежных средств с данными журнала ордера счета 51. При проверке операций по расчетному счету необходимо ответить на следующие основные вопросы:

- в полном ли объеме имеются договоры банковского обслуживания; - ведутся ли регистры синтетического учета по каждому расчетному счету; - своевременно ли отражаются операции по движению денежных средств на расчетном счете в регистрах синтетического учета; - производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

- тождественны ли записи в учетных регистрах и в выписках банка. Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки банковских операций, являются: - отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом; - отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций; - перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;- несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;- некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

Типичные ошибки

Основные нарушения — злоупотребления, хищения, ошибки — в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим образом.

1. Прямое хищение денежных средств.

1.1. Ничем не замаскированное.

1.2. Замаскированное неоформленными документами и расписками.

2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм. 2.1. Из банка.

2.2. От различных физических и юридических лиц по приходным ордерам.

2.3. От различных юридических лиц по доверенностям.

3. Излишнее списание денег по кассе.

3.1. Повторное использование одних и тех же документов.

3.2. Неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах.

3.3. Списание сумм без оснований или по подложным документам.

3.4. Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний.

4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.152 с.)