Тема 17. Практическое занятие «толкование норм права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Практическое занятие «толкование норм права»



Продолжительность практического занятия – 2 часа

 

Цель занятия

На базе знаний, полученных в ходе лекционного и семинарского занятий по данной теме, приобрести практические навыки и умения применения: а) способов толкования норм права; б) ограничительного толкования; в) расширительного (распространительного) толкования.

Кроме того, надлежит научиться ориентироваться в основных актах официального толкования, уметь готовить мотивированные акты неофициального толкования отдельных статей действующего законодательства в сфере охраны собственности.

 

Программа занятия

Выборочный 10-ти минутный опрос на предмет знания определений и понятий категорий теории применения и толкования норм права.

 

Практические задания

Задание 1. Определите оценочные понятия, используемые в данной норме, и примените к ним соответствующий способ толкования.

А) Гражданский кодекс РФ.

Статья 314. Срок исполнения обязательства
1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок послевозникновения обязательства.

Б) Обратившись к УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, каждому студенту следует найти и выписать в свой рабочий блокнот по три статьи, содержащие оценочные понятия. Уметь пояснить их сущность и роль в регулировании конкретных уголовных, гражданских и уголовно-процессуальных отношений

Задание 2.

А) Примените различные способы толкования норм права, используя раздаточный нормативно-правовой материал.

Б) Примените необходимый способ толкования норм права, содержащихся:

1) в статьях 11, 17, 123, 156, 206 УК РФ;

2) ст. 42 ГК РФ.

Задание 3. Определите вид и покажите практическое значение приведенного примера толкования конституционной нормы.

Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в этой палате, должно начаться, согласно части 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации, не позднее четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации.

«Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего, в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным, и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении» (Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 13. – Ст. 1207).

 

Задание 4. Определите вид и покажите практическое значение приведенного акта толкования.

«Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и на основании пункта 4 Положения о Главном государственно-правовом управлении Президента РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 342 «Вопросы Главного государственно-правового управления Президента РФ» (Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 11. – Ст. 1030), Главное государственно-правовое управление Президента РФ разъясняет:

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 791 «О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по призыву», опубликованного в «Российской газете» 31 мая 1996 г., предписывалось уволить с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение не менее 18 месяцев и выполняющих (выполнявших) задачи в условиях вооруженных конфликтов в Чеченской Республике, в Республике Таджикистан непрерывно в течение шести месяцев и более или в течение менее шести месяцев, но получивших ранения или контузии, приравняв указанные категории военнослужащих к военнослужащим, выслужившим установленный законом срок военной службы по призыву.

Таким образом, пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. № 791 действовал только в отношении военнослужащих, отвечающих определенным в нем условиям на день официального опубликования этого Указа (31 мая 1996 г.).

 

Задание 5. Определите необходимый вид толкования по объему.

1. «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей и заботиться о них» (п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ).

2. «Судья независим и подчиняется только Федеральному закону» (ст. 120 Конституции РФ).

3. «Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме» (ст. 399 Гражданского кодекса РФ).

4. «Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров» (ст.110 Конституции РФ).

5. «Забота о детях – равное право и обязанность родителей» (ст.38 Конституции РФ).

6. «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств» (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

7. «В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя» (ст. 150 Гражданского кодекса РФ).

 

Задание 6. Определите видовую принадлежность акта официального толкования.

«Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова» (Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 24. – Ст. 2342).

 

Задание 7. Какой из перечисленных актов является актом официального легального правоприменительного толкования?

А). Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 января 1999 года № 4148 «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии».

Б). Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 20 мая 1997 года № 112 «О толковании норм Закона Нижегородской области «О выборах губернатора Нижегородской области».

В). Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 года № 10–П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации».

 

Задание 8. Какой из перечисленных актов является актом официального аутентичного толкования права?

А). Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.98 № 1-п «По делу о проверке конституционности лесного кодекса Российской Федерации».

Б). Постановление Государственной Думы ФС РФ от 24.12.97 №2039 – ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии».

В). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления».

 

Задание 9.. Ниже приводится правоположение судебной практики. Внимательно ознакомьтесь с ним и аргументированно ответьте на вопрос: имеет ли нормативное значение правоположение судебной практики, являющееся результатом официального правоприменительного толкования права?

«Под незаконным сбытом наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ следует понимать любые способы их распространения (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекции другому лицу и т. п.)» (из постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1993. № 7. С. 3).

 

 

Тема 18. Юридическая техника.

Цель занятия:

Уяснить природу, понятие и значение юридической техники. Рассмотреть и изучить ее общие правила и виды.

Приобрести глубокие знания о понятии, общих правилах и особых приемах и средствах законодательной техники. Усвоить правила создания, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. в формирующемся российском правовом государстве.

Рассмотреть особенности техники систематизации нормативных правовых актов и ее значение в правовом регулировании.

Рассмотреть и уяснить особенности интерпретационной и правореализационной техники. Усвоить особенности правоприменительной техники.

 

План занятия:

1. Понятие, значение и виды юридической техники. Общие правила юридической техники.

2. Правотворческая техника. Правила создания, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

3. Техника систематизации нормативно-правовых актов.

4. Техника толкования нормативно-правовых актов.

5. Правореализационная и правоприменительная техника.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое юридическая техника?

2. Определите содержание понятий «юридическая техника» и «законодательная техника». В чем их отличие?

3. Дайте понятие «юридическая терминология». Какие виды юридических терминов существуют? Какие требования применяются по отношению к юридическим терминам?

4. Определите понятие «правовая презумпция». Какие виды презумпций существуют по возможности степени опровержения? Приведите соответствующие примеры.

5. Определите содержание понятий «правовая фикция» и «правовая аксиома». Приведите примеры.

6. Что такое «правовой символ»? Каковы его виды? Приведите примеры.

7. Определите содержание понятия «юридическая конструкция». Раскройте ее значение как приема юридической техники.

8. В чем особенности техники систематизации нормативных правовых актов?

9. Что такое правореализационная и правоприменительная техника?

10. Дайте понятие и назовите особенности интерпретационной техники.

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

 

Терминологическое задание

Надлежит выписать в личный юридический словарь и усвоить определения понятий «юридическая техника», «обратная сила закона», «законодательная техника», «правовая презумпция», «правовая фикция», «правовая аксиома», «юридическая конструкция», «правовой символ».

Практические задания.

Задание 1.

Студентам предлагается фабула дела с целью составления соответствующего правоприменительного акта (протокола о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, исковое заявление, решение суда и т.п.) с учетом соблюдения требований структурного построения и языковых и стилистических приемов.

 

Задание 2.

Студентам предлагается провести толкование нормы с учетом приемов интерпретационной техники. В рамках выполнения задания рекомендуется использовать соответствующие материалы решений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ.

 

Задание 3.

Деловая игра «Подготовка законопроекта».

Студенты делятся на группы по 10-12 человек. Среди них выделяется ответственный за работу над проектом.

Каждой группе дается тема законопроекта. Важно, чтобы тема была не столь глобальной (допустим, реформы в сфере высшего образования, возможность получения распределения выпускниками вузов и т.д.).

Определяется разумное время для групповой работы. Затем студенты обмениваются готовыми проектами для проведения анализа. Их задача выявить достоинства и недостатки данных проектов, то есть провести экспертизу.

Далее начинается мастер-класс, то есть представление законопроекта группой, которая его готовила. При этом остальные могут задать вопросы или внести корректирующие замечания. После представления проекта выступают эксперты и выражают свою точку зрения по поводу его принятия. Заключительное слово по достоинствам и недостаткам законопроекта предоставляется преподавателю.

Подводятся итоги, в ходе которых определяется наиболее интересный и важный законопроект, подготовленный той или иной группой.

 

Задание 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 3307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.114.118 (0.032 с.)