Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Теория правосознания и правовая культура

Поиск

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа

 

Цель занятия

Уяснить природу, структуру и практическую значимость правосознания, его связей с правом и уровнем законности. Осознать сущность правосознания общества, гражданина и разобраться в особенностях его формирования применительно к работникам правоприменительных и правоохранительных органов.

Осознать сущность правовой культуры общества, гражданина и разобраться в особенностях ее формирования применительно к профессии юриста. Усвоить систему правового воспитания, действующего в российском государстве, попытаться определить главные пути повышения степени ее эффективности.

К семинарскому занятию одному из студентов предлагается подготовить научное сообщение на одну из тем: «Правовой нигилизм», «Правовой инфантилизм», «Правовой дилетантизм».

 

План занятия

  1. Понятие, виды, структура и основные функции правосознания в российском обществе. Особенности профессионального правосознания юриста.
  2. Деформация правосознания: понятие и виды.
  3. Правовая культура: понятие, структура, значение. Правовая социализация личности. Правовая культура юриста.
  4. Понятие правового воспитания и роль правового воспитания в становлении гражданского общества в России. Система правового воспитания.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «правосознание».

2. Что такое «правовая психология»?

3. Раскройте понятие «правовая идеология».

4. Назовите основные черты индивидуального, группового и общественного правосознания.

5. Определите понятия «научное правосознание», «обыденное правосознание».

6. Что такое «профессиональное правосознание»?

7. Раскройте роль правосознания в процессе правотворчества и реализации права.

8. Что такое правовая культура?

9. Назовите показатели уровня правовой культуры общества.

10. Назовите показатели правовой культуры личности.

11. Каково содержание профессиональной культуры юриста?

Тестовое задание

В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.

Терминологическое задание

Выписать в личный юридический словарь и усвоить определения следующих понятий: «правосознание», «правовая идеология», «правовая психология», «деформация правосознания», «правовой инфантилизм», «правовой нигилизм», «правовая демагогия», «правовой идеализм», «правовой фетишизм», «перерождение правосознания», «правовая культура общества», «правовая культура личности», «правовое формирование личности», «правовое воспитание личности», «формы правового воспитания», «средства правового воспитания».

Проблемный вопрос

Дискуссия на тему «Причины низкого уровня правосознания и правовой культуры в России» (возможно использование результатов анкетирования или социологического опроса с привлечением интернет-ресурсов).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ:

«ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практическое задание:

1. Составить анкету для опроса населения с целью выявления реального понимания им определения правового государства, отношения населения к данному понятию,

установления реальной картины действия принципов правового государства в современной России. Кроме анкетирования возможно проведение интерактивного опроса. Проведение обеих форм возможно в рамках интернета.

2. Проанализировать полученные результаты, составить их соответствующее графическое изображение, выработать рекомендации по улучшению данной ситуации.

3. Итоги анкетирования, интер-опросов, анализа и предлагаемые рекомендации обсудить в ходе занятия. Возможно представление презентации.

4. Исходя из вышеизученного материала, написать эссе на темы: «Причины высокого и низкого уровня правовой культуры в современной России», «Факторы, способствующие повышению уровня правовой культуры общества».

Свою точку зрения аргументируйте соответствующими примерами.

А Н К Е Т А

Состояние правосознания и правовой культуры в современной России

 

I. Как Вы понимаете определения «правосознания» и «правой культуры»?

II. Ваше мнение о существующем уровне правосознания и правовой культуры в современной России:

1) достаточно высокий ___________________________________

2) мало меняется на протяжении последних 20 – 30 лет _______

3) низкий ______________________________________________

4) находится в кризисном состоянии _______________________

5) иное ________________________________________________

 

II. В какой исторический период развития России уровень правосознания и правовой культуры был наиболее высок?

1) до революции _______________________________________

2) 20–30-е годы советской власти _________________________

3) 40–50-е годы советской власти _________________________

4) 60–70-е годы советской власти _________________________

5) 80-е годы ___________________________________________

6) начало 90-х годов XX века _____________________________

7) иное мнение _________________________________________

 

III. Уровень правосознания и правовой культуры выше у лиц в возрасте:

1) до 10 лет ____________________________________________

2) с 10 до 14 лет ________________________________________

3) с 15 до 18 лет ________________________________________

4) 20–30 лет ___________________________________________

5) 30–45 лет ___________________________________________

6) 45–60 лет ___________________________________________

7) старше 60 лет ________________________________________

8) иное мнение _________________________________________

 

IV. Каковы причины нынешнего состояния правосознания и правовой культуры в России?

1) правовая неграмотность населения, неуважение к закону ___________________________________________________________

2) несвоевременное или преждевременное принятие законов ___________________________________________________________

3) издание противоречивых, не согласованных друг с другом законов, нейтрализующих друг друга __________________________

4) несогласованные действия органов исполнительной и судебной власти на всех уровнях ______________________________________

5) неисполнение законов государственными органами ________

6) бедственное материальное положение, разгул преступности, отсутствие доверия населения к исполнительным и правоохранительным органам и т. п. _____________________________

7) общее падение моральных устоев общества _________________

8) обусловлено самим ходом исторических событий ____________

9) иное __________________________________________________

 

V. Чем обуславливается рост преступности среди подростков в современной России?

1) уверенность в своей безнаказанности (существующий возрастной предел наступления ответственности, возможность смягчения наказания, условного осуждения, амнистии и т. д.) _____________________________________________________________

2) желание выглядеть «героем» перед своими сверстниками _____________________________________________________________

3) низкий уровень жизни семьи ______________________________

4) желание ощутить силу своей власти над кем-либо ____________

5) массовая пропаганда бандитского образа жизни, «тюремной романтики» с экранов телевизоров на видео- и аудиокассетах ________

6) образ мыслей и жизни своих родителей _____________________

7) дефицит времени у родителей _____________________________

8) избыток у подростков свободного времени __________________

9) время, эпоха, период жизни, в рамках которого развивается современная Россия ___________________________________________

10) иное _________________________________________________

 

VI. Следует ли пытаться проводить работу по повышению правосознания и правовой культуры?

1) да, это будет способствовать повышению его уровня_________

2) нет, следует использовать принудительный метод законопослушания ___________________________________________

3) нет, со временем все само встанет на свои места_____________

4) иное __________________________________________________

VII. Какие факторы общественной жизни могли бы обеспечить повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе?

1) своевременное принятие и исполнение законов, обеспечивающих права граждан ________________________________

2) рост уровня правосознания и правовой культуры у представителей исполнительных и правоохранительных органов на всех уровнях ____________________

3) рост раскрываемости преступлений, усиление принципа неотвратимости ответственности _______________________________

4) активизация работы по правовому обучению и правовому воспитанию _________________________________________________

5) повышение общего уровня благосостояния населения ________

6) формирование достаточно высокого уровня общественной морали _____________________________________________________

7) общественное правосознание и уровень правовой культуры общества смогут измениться только с течением времени ____________________________________________

8) иные (указать какие) ____________________________________

 

VIII. Сведения об авторе:

1) Ваш возраст ____________________________________________

2) Семейное положение ____________________________________

3) Образование ___________________________________________

(если получаете образование, то где и на каком курсе)

4)Профессия ____________________________________

 

Спасибо за участие!

 

Рекомендуемая литература к теме 8.

Базовый учебник:

  1. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С.301-319,С.301-319.

Основная:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005. С.559-573, С.559-573.
  2. . Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2004. С.363-376, С.363-376.

 

Дополнительная:

Учебная:

  1. Иванов А.А. Теория государства и права. М.,2009. С.241-246, С.237-240.
  1. . Кожевников С.Н. Теория государства. Курс лекций. Н.Новгород, 2010. С.174-181, С.174-181.
  2. . Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. - Ростов – на -Дону, 2002. С.487-499.
  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / отв. ред. М. Н. Марченко. Т.2. М., 2002. С.182-192, С.385-409.
  2. . Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2005. С.132-147, С.132-147.
  3. . Чашин А.Н. Теория государства и права. – М., 2008. С.331-338.

.

 

Научная:

  1. Бабенко А.Н. Освоение правовых ценностей в процессе правовой социализации личности. Иркуск, 2001.
  2. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет// Правоведение. 2000. №2. С.31-40.
  3. Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее России?// Конституционное право: Восточно-европейское обозрение.2000.№ 1.
  4. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград, 2000.
  5. Гречин А.С. Социология правового сознания. М., 2001.
  6. Евстратов А.М. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества.- Кострома, 2001.
  7. Карпушкин С.И. Формирование гражданской и правовой культуры российской молодежи. М., 2001.
  8. Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.
  9. Мельникова Т.В. Основные типы общества и правосознания. Красноярск, 2001.
  10. Радьков О.С. Правовой нигилизм в России (конец ХХ – начало Х Х в.). Автореф. дисс… канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.

14. Тенилова Т.Л. Отражение временных свойств в общественном правовосознании современной России// «Черные дыры» в законодательстве. 2005. № 2.

  1. Тенилова Т.Л. Временные характеристики в сфере правосознания // «Черные дыры» в законодательстве. 2005. № 4.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.007 с.)