Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 22. Правовое Государство и гражданское общество
Продолжительность семинарского занятия – 2 часа
Цель занятия Уяснить сущность и ценность правового государства, природу гражданского общества и основные линии их взаимосвязи. Показать, что правовое государство – своеобразный результат, итог функционирования всех элементов механизма правового регулирования. К семинарскому занятию одному из студентов предлагается подготовить научное сообщение на тему «Система ответственности правового государства перед гражданином».
План занятия 1. Становление и развитие идей о правовом государстве. 2. Понятие и принципы правового государства. 3. Понятие и элементы гражданского общества. 4. Правовое государство и гражданское общество в их соотношении. 5. Проблемы формирования в России правового государства и гражданского общества.
Вопросы для самоконтроля 1. Какие мыслители разрабатывали в своих трудах идею правового государства? 2. Дайте краткую характеристику идеи правового государства, разработанную И. Кантом и Г. Гегелем. 3. Назовите основные критерии правового государства. Дайте их краткую характеристику. 4. Что входит в понятие «гражданское общество»? 5. Назовите основные элементы и условия формирования гражданского общества. 6. Определите взаимосвязь гражданского общества и правового государства.
Тестовое задание В целях закрепления полученных знаний по данной теме решить в рабочей тетради тестовые задания из учебно-методического пособия Никитин А.В., Тенилова Т.Л. Сборник обучающих и контрольных тестов. – Н. Новгород, 2010.
Терминологическое задание Выписать в личный юридический словарь и выучить определения понятий: «правовое государство», «верховенство правового закона», «гражданское общество».
Проблемные вопросы: Проанализируйте текст Конституции Российской Федерации под углом зрения проблематики правовой государственности и ответьте на следующие вопросы: 1. Обеспечен ли в Конституции РФ баланс властных полномочий между ветвями государственной власти? 2. Какие элементы системы «сдержек и противовесов» получили закрепление в Конституции РФ? 3. Можно ли истолковать ст. 1 Конституции РФ таким образом, что в России уже построено правовое государство?
4. Какие факторы общественной и государственной жизни в современной России препятствуют построению правового государства? Какие факторы, напротив, способствуют формированию правового государства в России?
Материалы для размышлений 1. Из статьи «Право и власть» д.ю.н. профессора Ю.Х. Калмыкова, опубликованной незадолго до референдума по Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 25 ноября): «Мы ни на йоту не приблизились к тому, что называют правовым государством, наоборот – удалились от этого идеала, суть которого чрезвычайно проста: в нем, в таком государстве, выше всего, над всеми: и гражданами, и различными ассоциациями, и высшими должностными лицами, и органами власти – стоит право». 2. После референдума по принятию Конституции РФ в газете «Российские вести» (1993. – 15 декабря. – С. 1) было опубликовано следующее высказывание Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина: «Мы хотели, мы шли к правовому государству. Мы его получили. Теперь давайте учиться жить по Конституции». 3. Массовые нарушения прав человека в России // Независимая газета. – 1994. – 22 июля. – № 138; 26 июля. – № 139. Отрывки из доклада Комиссии по правам человека «О соблюдении прав человека и гражданина в РФ за 1993 г.»: «В стране происходят серьезные, порой широкомасштабные нарушения гражданских, политических и особенно социальных и экономических прав и свобод человека, что создает социальную напряженность в обществе, питает антидемократические настроения, создает для России внешнеполитические проблемы… …Продолжают распространяться явления дискриминации по национальным, религиозным и другим признакам… …Складывается неблагоприятная обстановка в области трудовых правоотношений… …Издаются нормативные акты, ограничивающие права личности» (Независимая газета. – 1994. – 22 июля.).
Практическое занятие «ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО». Продолжительность практического занятия 2 часа. Практическое задание: 1. Составить анкету для опроса населения с целью выявления реального понимания им определения правового государства, отношения населения к данному понятию, установления реальной картины действия принципов правового государства в современной России. Кроме анкетирования возможно проведение интерактивного опроса. Проведение обеих форм возможно в рамках интернета.
2. Проанализировать полученные результаты, составить их соответствующее графическое изображение, выработать рекомендации по улучшению данной ситуации. 3. Итоги анкетирования, интер-опросов, анализа и предлагаемые рекомендации обсудить в ходе занятия. Возможно представление презентации.
Рекомендуемая литература к теме 26. Базовый учебник: 1. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М., 2001. С.118-142. Основная: 2. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2004. С.377-406.
Дополнительная: Учебная: 3. Иванов А.А. Теория государства и права. М.,2009. С.312-332. 4. Кожевников С.Н. Теория государства. Курс лекций. Н.Новгород, 2010. С.129-139. 5. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002. С.297-311. 6. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2004.С.508-525, 555-569. 7. Сырых В.М. Теория государства и права. М.,2005. С.464-547. 8. Теория государства и права / под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 2003. С.461-482. 9. Чашин А.Н. Теория государства и права. М., 2008. С.568-584.
Научная: 10. Бляхман Б.Я. Гражданское общество – основа демократизации государства. – Кемерово. 2000. 11. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития.- М., 2001. 12. Гражданское общество, правовое государство и право (Круглый стол) / Н. С. Серегин, Н.Н. Шульгин // Государство и право. 2002. № 1. 13. Гражданское общество: истоки и современность/ И.И.Кальной и др.- СПб., 2002. 14. Григонис Э.П. Правовое государство: реальность, мечты, будущее/ под общ. ред. В.П. Сальникова.- СПб., 1999.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.006 с.) |